Взаимодействие педагога-психолога с семьей в организации сопровождения ребенка
Чаще всего за помощью обращаются родители с проблемами «плохое, дурное поведение ребёнка». проблемы поведенческого плана, а также отдельные соматические заболевания детей и подростков напрямую связанны с неблагополучием в супружеских отношениях между родителями. Существенными факторами, влияющими на семейные отношения являютсся средовые и генетические составляющие, сложная их взаимообусловленность делает жизнь каждой семьи отличной от др. и проблему каждой семьи необходимо решать на глубинном уровне в соответствии со следующим алгоритмом.
1 этап: консультирование члена семьи, пришедшего на прием. (необходимо успокоить. Проблемы ребёнка родители принимают на свой счет => это пораждает у него естественную защитную реакцию, выражающуюся либо в агрессии на др, либо на себя. Стоит похвалить или сделать комплимент родителю: Вы такой заботливый .и любящий родитель. Ни в коем случае нельзя заявлять родителю, что истинная причина находится в нем и его отношениях с супругом(ой). Начинать работу с тем, что предъявлено клиентом - с проблемой ребёнка затем предложение работы с др. родителем и ребёнком совместно)
2 этап:семейное консультирование по проблеме ребёнка (нужно помнить правила семейного консультирования, которые определил в 1994г. Э.Г.Эйдемиллер):
1.Установление контакта и присоединения консультатнкта к клиенту;
2.Сбор информации о проблеме;
3.Обсуждение психотерапевтического контракта;
4.Уточнение проблемы клиента и определение ресурсов каждого члена семьи в отдельности и в целом(ресурсы каждого члена семьи, для решения проблемы);
5.Проведение собственно консультации;
6.Проверка экологии (клиенту предлагается увидеть себя в подобной ситуации ч/з 1-3-5-10 лет и исследовать свое состояние. Если не возникает возраж-ий есть чувство удовлетворения, то консультант делает вывод - найденное решение проблемы – правильное, если же клиенты испытывают чувство дискомфорта, то необходимо вернуться к исследованию проблемы и поиску его источника.)
7. Страхование результата (какое-либо домашнее задание для клиента, приглашение на повторную конскультацию для закрепления результатов);
8. Отсоединение.
3этап: супружеское консультирование. Консультирование может проводится как с парой, так и с один из супругов. В случае работы с одним из супругов, консультант должен ставить акцент именно на его переживаниях, его поведении, его видении проблемы. Проблемы другого не обсуждаются, клиент присутствующий на приеме говорит только о себе и за себя. Наиб.частые проблемы:
1) различное представление супругов о распределении ролей в данном виде отношениий (Кто в доме хозяин);
2) различные представления супругов о способе выражения чувств (Дарит цветы-любит, не дарит-не любит);
3) неоправданные ожидания в интимно-личностной сфере (я думал(а), а оказалось);
4) неоправданные ожидания на бытовом уровне (материальное благосостояние, соц.статус, жилищные условия). Все перечисленные причины в своей основе, как правило, имеют отсутствие уважения и принятия себя как личности у каждого из супругов. Отсутствие самоуважения вследствии скрываемой низкой самооценки (страх непринятия) приводит к неискренности в выражениях.
Т.о. главное что должны достигнуть клиенты для нормализации супружеских взаимоотношений в процессе консультирования, это:
1) «увидеть» себя;
2) принять себя;
3) «увидеть» друг друга;
4) принять друг друга;
5) научиться разговаривать друг с другом, выражая свои мысли и чувства партнеру понятым для него образом.
4этап:консультирование по проблемам личностного плана каждого из супругов. Активизация ресурсов, направленная на гармонизацию личности. С этой целью можно применять различные техники в зависимости от предпочтений консультанта, специфики личности клиента и его проблемы
Модели помощи соврем.семье:
-педагогическая- базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей. Работа с семьей направлена на создание системы психолого-педагогического просвещения родителей, организацию семейного консультирования, разработку методических рекомендаций, памяток для родителей.
-социальная- используется в случаях когда семейные трудности, это результат неблагоприятного стечения обстоятельств. Главня цель - оказать социально - педагогическую помощь семье:
*информировать о возможныых путях получения соц.помощи;
*координирование д-ти различных организаций и учреждений по оказанию помощи семье, психолог выступает в роли посредника.
-психологическая(психотерапевтическая) -делается акцент на семейных процессах и событиях. Действует на всех уровнях отношений в семье, используя индивидуальные и групповые формы работы. О нарушении системы отношеий могут свидетельствовать данные диагностики семьи:
* кинетический рисунок семьи Бертсна:
* социограмма Эйдемиллера;
* Анализ семейного воспитания;
*диагностика межличностых отношениий Личко.
-диагностическая- эта модель основывается на предположении наличия дифицита знаний у родителей о ребёнке, о семье в целом и о самом себе. Главная цель - достичь взаимопонимания м/у членами семьи.
-медицинская- основывается на том, что причиной семейных трудностей может быть болезнь членов семьи. Главная цель - адаптация здоровых членов семьи к больным.
В реальной практике используется несколько моделей одновременно.