Тема 3: ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЭТИКЕТА
Формы обращений и приветствий. Приглашения. Поведение в общественных местах. Комплимент. Одобрение. Национальные особенности речевого этикета. Значение невербальные средства общения в деловом этикете. У этикета есть словесные, речевые (вербальные – от лат. verbalis «словесный») и несловесные, невербальные средства. Дейл Карнеги писал: «У нас лишь 4 метода контактов с людьми. Они судят на основании того, что мы делаем, как мы делаем, как выглядим, что говорим и как мы это говорим». Отсюда следует, что успех в деловых отношениях зависит не только от того, что вы знаете, но и от того что и как говорите и как выглядите.Если этикет как установившийся в обществе свод правил регулирует наше поведение в соответствии с социальными требованиями, то речевой этикет можно определить как регулирующие правила речевого поведения.
Речевой этикет – такая область общения между людьми, в которой перекрещиваются многообразные факторы, обусловливающие общение: собственно языковые, психологические, социальные, национальные, этнические, т.п. Этикетные формулы «Здравствуйте», «Спасибо», «Извините», «Не могли бы вы…», «До встречи!» и подобные, произносимые нами почти автоматически, необычайно чувствительны к условиям, в которых они произносятся, к характеру отношений между собеседниками, к их настроению и ко многому другому, что в совокупности составляет «климат» человеческого общения.
Мы каждый день и по много раз употребляем выражения речевого этикета: обращаемся к людям, приветствуем их, прощаемся, благодарим, извиняемся, поздравляем с праздником, желаем успехов — и т.д. и т.п. Мы сочувствуем и соболезнуем, одобряем и делаем комплимент, мы что-то советуем, кого-то приглашаем, о чем-то просим — и все это так, что учитываем и официальную или неофициальную обстановку общения, и свои собственные роли относительно ролей собеседника, и конкретную ситуацию общения, и национальные привычки и обычаи.
В силу тысячекратного повторения в типичных ситуациях речевой этикет воплотился в стереотипах, в устойчивых выражениях, формулах общения, которые мы не строим заново каждый раз, когда нам надо их употребить, а используем готовые, отложившиеся в нашем языковом сознании. Так, стереотип поздравления — Поздравляю с праздником!, отсюда — С праздником!, а отсюда — С Новым годом!, С Восьмым марта!, а отсюда — С весенним солнышком!; С первыми цветами! — и множество вновь образуемых по первоначальной модели поздравлений. То же и с пожеланием: Желаю удачи!, а отсюда — Удачи!, а отсюда — Успехов тебе! Хорошей погоды! и т.д. Но все-таки в целом речевой этикет — это зона устойчивых, стереотипных коммуникативных единиц языка, хотя каждый конкретный выбор в каждом конкретном речевом акте, как и всякий выбор, дело творческое.
Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. При этом оно может происходить непосредственно и опосредованно. По правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться. Однако бывают случаи, когда это необходимо сделать. Этикет предписывает следующие формулы:
— Разреши(те) с вами (с тобой) познакомиться.
— Я хотел бы с вами (с тобой) познакомиться.
— Позволь(те) с вами (с тобой) познакомиться.
— Позволь(те) познакомиться.
— Давай(те) познакомимся.
— Будем знакомы.
— Хорошо бы познакомиться.
В русском языке основное приветствие — здравствуйте. Наряду с этой формой распространено приветствие, указывающее на время встречи: доброе утро, добрый день, добрый вечер! Помимо общеупотребительных приветствий существуют приветствия, которые подчеркивают радость от встречи, уважительное отношение, желание общения: (очень) рад вас видеть (приветствовать); разрешите (позвольте) вас приветствовать; добро пожаловать; мое почтение.
Приветствие часто сопровождается рукопожатием, которое может даже заменять вербально выраженное приветствие. Однако следует знать: если встречаются мужчина и женщина, то мужчина должен выждать, когда женщина протянет руку для пожатия, иначе он только делает легкий поклон. Невербальным эквивалентом приветствия, когда встретившиеся отдалены друг от друга, служит поклон головой; покачивание сжатыми в ладонях руками, слегка приподнятыми и вытянутыми перед грудью вперед; для мужчин — чуть-чуть приподнятая над головой шляпа.
Речевой этикет приветствий предусматривает и характер поведения, т. е, очередность приветствия. Первыми приветствуют: мужчина — женщину; младший (младшая) по возрасту — старшего (старшую); младшая по возрасту женщина — мужчину, который значительно старше ее; младший по должности — старшего; член делегации — ее руководителя (независимо от того, своя делегация или зарубежная).
Начальным формулам общения противостоят формулы, используемые в конце общения. Это формулы расставания, прекращения общения. Они выражают: пожелание: Всего вам доброго (хорошего)! До свидания; надежду на новую встречу: До вечера (завтра, субботы). Надеюсь, мы расстаемся ненадолго. Надеюсь на скорую встречу, т.п.
После приветствия обычно завязывается деловой разговор. Речевой этикет предусматривает несколько зачинов, которые обусловлены ситуацией. Наиболее типичны три ситуации: 1) торжественная; 2) скорбная; 3) рабочая, деловая. К первой относятся государственные праздники, юбилеи предприятия и сотрудников; получение наград; открытие спортивного зала; презентация и т. д. По любому торжественному поводу, знаменательному событию следуют приглашения и поздравления. В зависимости от обстановки (официальной, полуофициальной, неофициальной) пригласительные и поздравительные клише меняются.
Перечисленные зачины (приглашение, поздравление, соболезнование, утешение, выражение сочувствия) не всегда переходят в деловое общение, иногда ими разговор и заканчивается. В повседневной деловой обстановке (деловая, рабочая ситуация) также используются формулы речевого этикета. Например, при подведении итогов учебного года, при определении результатов участия в выставках, при организации различных мероприятий, встреч возникает необходимость кого-то поблагодарить или, наоборот, вынести порицание, сделать замечание. На любой работе, в любой организации у кого-то может появиться необходимость дать совет, высказать предложение, обратиться с просьбой, выразить согласие, разрешить, запретить, отказать кому-то.
В речевом этикете деловых людей большое значение имеют комплименты– приятные слова, выражающие одобрение, положительную оценку деятельности в бизнесе. Комплименты поднимает настроение, воодушевляют делового партнера и придают ему уверенность. Комплимент делается в начале разговора, при встрече, знакомстве, расставании, во время беседы и может относиться как к внешнему виду, так и к отличным профессиональным качествам и умению осуществлять деловое общение.
Общение предполагает наличие еще одного слагаемого, еще одного компонента, который проявляет себя на всем протяжении общения, является его неотъемлемой частью, служит перекидным мостиком от одной реплики к другой. И в то же время норма употребления и сама форма обращенияокончательно не установлены, вызывают разногласия, являются больным местом русского речевого этикета.
Автор письма в эмоциональной форме, достаточно остро, используя данные языка, ставит вопрос о положении человека в нашем государстве. Таким образом, синтаксическая единица — обращение — становится социально значимой категорией. Обращение испокон веков выполняло несколько функций. Главная из них — привлечь внимание собеседника. Это — вокативная функция. Поскольку в качестве обращений используются как собственные имена (Анна Сергеевна, Игорь, Саша),так и названия людей по степени родства (отец, дядя, дедушка}, по положению в обществе, по профессии, должности (президент, генерал, министр, директор, бухгалтер); по возрасту и полу (старик, мальчик, девочка), обращение помимо вокативной функции указывает на соответствующий признак. Приведенные слова-обращения используются в неофициальной ситуации; только некоторые из них, например собственные имена (в их основной форме), названия профессий, должностей, служат обращениями и в официальной речи. Слова женщина, мужчина, получившие распространение в последнее время в роли обращений, нарушают норму речевого этикета, свидетельствуют о недостаточной культуре говорящего. В таком случае предпочтительнее начинать разговор без обращений, используя этикетные формулы: будьте любезны.,., будьте добры..., извините..., простите.... Таким образом, проблема общеупотребительного обращения в неофициальной обстановке остается открытой.
В деловом разговоре надо уметь дать ответ на любой вопрос. Даже на простейшие, задаваемые ежедневно по несколько раз, но всегда необходимо помнить о чувстве меры. Ничего не ответить – невежливо; буркнуть «нормально» и пройти мимо – тоже невежливо; пуститься в долгие рассуждения о своих делах – прослыть занудой. В таких ситуациях деловой этикет предписывает отвечать примерно следующее: «Спасибо, нормально», «Спасибо, пока жаловаться грех», и в свою очередь поинтересоваться: «Надеюсь, что у Вас все обстоит нормально?». Такие ответы нейтральны.
В вербальном этикете предполагается использование различных психологических приемов. Одни из них – «формулы поглаживания». Это словесные обороты типа: «Удачи Вам!», «Желаю успеха!», известные фразы: «Ни пуха, ни пера!», т.п., произносимые с различными оттенками. Широко применяются такие речевые знаки, как «нет проблем», «О’кей», т.п.
Речевой этикет имеет национальнуюспецифику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. Нельзя мерить чужую жизнь на свой аршин, нельзя опираться лишь на привычную систему ценностей и критериев, ибо они отнюдь не универсальны, как и грамматические нормы родного языка.
Знание особенностей национального этикета, его речевых формул, понимание специфики делового общения той или иной страны, народа помогают при ведении переговоров, установлении контактов с зарубежными коллегами, партнерами. Так для реализации делового общения необходимы знания:
–речевых клише, особых разговорных формул, отличающихся идиоматичностью, нестандартностью образования, четкой семантической стабилизацией, используемых для выражения наиболее типичных вербальных реакций людей в конкретных условиях общения, связанных с ситуацией и социальной средой и передающих мотивы речевой деятельности;
– ситуационных клише, стереотипных выражений, которые механически воспроизводятся и обязательны в определенной речевой ситуации.Так например, японцы в разговорах всячески избегают слов «нет», «не могу», «не знаю». Даже отказываясь от второй чашки чая, гость вместо «нет, спасибо» употребляет выражение, дословно обозначающее «мне уже и так прекрасно». Французы любят конкретность, точность, ясность. Всего лучше об этом свидетельствует язык. По-французски не скажешь «она в ответ усмехнулась» или «он тогда махнул рукой»: нужно объяснить, как она усмехнулась – злобно, печально, насмешливо или, может быть, добродушно; почему он махнул рукой – от досады, от огорчения, от безразличия. Французский язык долго именовали дипломатическим, но его употребление несколько затрудняло работу дипломатов: по-французски трудно замаскировать мысль, трудно говорить не договаривая. Общеизвестно, что особенностями деловых отношений в Америке являются корректность, уважительность, а главное – обязательность, безусловное исполнение принятого этикета. В разговоре американцы не любят длинных пауз, сразу переходят к сути дела, не тратя времени на формальности. Они могут задавать очень откровенные вопросы, которые следует воспринимать не как проявление бестактности, а как проявление неподдельного интереса к вашей личности. Что касается англичан, то при всей своей приветливости, они очень сдержанны и консервативны. Главным достоинством человеческого характера считают самообладание. Искусство общения в Англии сводится к умению молчать.
Французы любят делать комплименты, особенно, если партнером делового общения является женщина. В немецком же бизнесе комплименты не приемлемы, и особенно от малознакомых людей будут восприняты с подозрением.
Задания:
1. Что для вас речевой этикет? Каковы его основные характеристики? Что подразумевается под национальными особенностями речевого этикета?
2. Существуют ли формы официально принятых обращений и приветствий? Какие обращения неприемлемы в официальной обстановке? Какова роль комплиментов в деловом общении?
3. Напишите все возможные варианты вашего имени. Определите, какие из них используются в официальной, какие в неофициальной речи; какую функцию выполняет каждый из вариантов.
4. Напишите известные вам клички людей. Как они образованы и какую функцию выполняют, выступая в роли обращения?
5. Как вы считаете, есть ли зависимость между характером человека, его воспитанием, положением в обществе, настроением и теми формулами приветствий, которые он использует? Аргументируйте свой ответ.
6. Познакомьтесь с приветствиями и скажите, какие из них заключают в себе дополнительную информацию и какую? Какие из них более соответствуют официальной, а какие неофициальной обстановке?
— Здравствуйте, уважаемый Анатолий Евгеньевич!
— Здравствуй, Толик!
— Здрасьте!
— Здорово!
— Добрый день!
— Привет.
— Приветик.
— Приветствую вас!
— Рад вас приветствовать!
— Разрешите приветствовать вас.
— Разрешите поприветствовать вас.
— Какая радость!
— Какая встреча!
— Ну и встреча!
— Кого я вижу!
— Ба! Кого я вижу!
— Какая неожиданность!
— Ты ли это?!
Невербальные средства общения, то есть интонация, мимика. жесты, позы и т. п., имеют в деловом разговоре порой большее значение, чем слова. Один из известнейших специалистов в этой области, австралиец А. Пиз, утверждает, что при помощи слов передается всего 7% информации, тогда как звуковыми средствами (включая тон голоса, интонацию и т. п.) - 38%, а с помощью мимики, жестов, поз - 55%.
В тех случаях, когда информация, переданная словами (вербальными средствами), не соответствует тому, о чем говорят жесты, мимика и т. п. (невербальные источники информации), то большего доверия заслуживает информация невербальная, потому что жесты и позы подчинены подсознанию.
Поэтому для делового человека исключительно важно, с одной стороны, уметь контролировать свои движения и мимику, а с другой - понимать язык жестов и мимики собеседника, правильно интерпретировать их. Зная язык жестов и мимики, они же невербальные средства общения, вы легко сможете распознать, одобряет собеседник ваши слова или игнорирует, увлечен он беседой или скучает, искренен в своих словах или пытается обмануть вас.
Недаром в учебные программы крупнейших университетов мира включен курс невербального общения, и ведущие западные политики и бизнесмены прекрасно владеют невербальными методами.
Одним из важных компонентов невербального общения является дистанция общения, то есть расстояние, между собеседниками. Теоретики различают интимную, личную, социальнуюиофициальную дистанции, но на практике выделяется близкая и далекая. Первая объединяет интимную и личную, вторая - социальную и официальную. Дистанция может зависеть от взаимоотношений и статуса собеседников, их пола, места проживания, а также национальных особенностей общения. Так, например, дистанция, которую горожанин считает социальной, может быть личной для сельского жителя: дистанция, которую русский рассматривает как социальную, совпадает с личной дистанцией американца.
Жесты и поза собеседника отражают внутреннее состояние человека. Их, как и другие компоненты невербального общения, не всегда можно интерпретировать однозначно.
Многое зависит от общей атмосферы и содержания беседы, а также от индивидуальных особенностей собеседника, от его самообладания и степени владения невербальными средствами общения.
Адвокаты, актеры, политики и т. д. - либо вообще отказываются от жестикуляции, либо специально отрабатывают мимику, жесты и позы, заставляющие верить тому, что они говорят.
Тем не менее, можно научиться достаточно точно распознавать внутреннее состояние собеседника.
По мнению психологов, произнося что-либо, человек, сам того не сознавая, производит определенные телодвижения.
Если во время беседы ваш партнер направляется или поворачивается в сторону двери, если его ноги обращены к выходу, это означает, что ему хотелось бы уйти.
Собеседник, расхаживающий по комнате, скорее всего, тщательно обдумывает сложную проблему, принимает трудное решение. Не отвлекайте его - это может прервать ход его мыслей и помешать принятию решения.
Если собеседник одной рукой опирается о дверной косяк или стену, а другую держит на бедре - значит он стремится главенствовать. Об этом же говорит и такая поза: обе руки на бедрах, ноги слегка расставлены.
Собеседник, сидящий на стуле, развалясь, небрежно, закинув ногу на ногу, - считает себя хозяином положения. Тот же, кто сидит на краешке стула, сложив руки на коленях, - наоборот - склонен подчиняться.
Если собеседник приподнимает плечи и опускает голову («набычивается»), значит, он обижен или оскорблен. Особенно, если при этом он еще и начинает что-то чертить на листе бумаги (различные геометрические фигуры, стрелы и т. п.). В этом случае следует сменить тему разговора. Когда к партнеру вернется хорошее расположение духа, попробуйте осторожно выяснить, чем именно вы его задели.
Человек, ощущающий собственное превосходство, закладывает руки за спину, охватывая запястья. А вот руки за спиной, сплетенные в замок, говорят о том, что человек пытается успокоиться или хотя бы скрыть свое волнение. Причем чем больше он взволнован и возбужден, тем выше закладывает руки за спину. Кстати, именно отсюда произошло выражение «взять себя в руки».
«Закладывание рук за голову» - еще один жест, выражающий превосходство. Многих людей он раздражает, поэтому воздерживайтесь от него, а если эта сделал ваш собеседник, попробуйте осторожно выяснить, почему он так ведет себя.
«Раскрытые руки». Протягивая собеседнику руки ладонями вверх вы демонстрируете стремление установить контакт, пойти ему навстречу. Бизнесменам рекомендуется использовать этот жест во время деловых встреч. Считается, что раскрытые ладони - одно из самых лучших доказательств откровенности собеседника.
Если ваш собеседникрасстегнул или снял пиджак, значит положительное решение не за горами. Расстегивание пиджака означает установление доверительных отношений и сопровождается обычно тем, что партнеры распрямляют ноги и пододвигаются ближе друг к другу. Заметив, что собеседник наклонился всем корпусом вперед, а руки при этом положил на колени или держится ими за края сидения, немедленно предложите закончить встречу: именно к этому стремится ваш собеседник.
«Шпилеобразный жест». Пальцы рук касаются друг друга, образуя шпиль, острие которого может быть направлено вверх или вниз. Этот жест выражает уверенность в себе, в своем решении, а точно интерпретировать его смысл можно только на основании сопутствующих ему движений, например, бегающий взгляд ли скрещенные на груди руки свидетельствуют о намерении отказаться от сделки и закончить беседу.
«Пощипывание переносицы» - знак глубокой сосредоточенности и напряженных размышлений, при этом человек обычно закрывает глаза.
Если ваш собеседник почесывает подбородок (как правило, при этом он еще и прищуривается), значит принимает решение.
Если ваш собеседник подпирает подбородок ладонью с вытянутым указательным пальцем, значит он относится к вашим предложениям критически.
Когда человек говорит неискренне или слышит, как лжет кто-то другой, он непроизвольно пытается закрыть руками рот, глаза и уши. Тот, кто произнеся что-либо, прикрывает рукой рот (большой палец обычно прижат к щеке, жест нередко сопровождается притворным покашливанием), скорее всего, лжет. Аналогичным жестом в момент вашей речи собеседник выражает сомнение в вашей правдивости.
О лжи могут свидетельствовать и легкие быстрые прикосновения к носу или ямочке под носом. Специалисты объясняют это тем, что в момент произнесения лжи у человека возникает зуд, раздражение нервных окончаний носа, и он вынужден почесать его или хотя бы прикоснуться к нему, чтобы избавиться от зуда.
Следует помнить, что прикосновение к носу ли быстрое его потирание не может служить стопроцентным доказательством неискренности собеседника. Иногда такой жест выражает сомнение человека в чем-либо, напряженное размышление, поиск точной формулировки ответа. И, наконец, ваш собеседник может почесать нос просто потому, что он чешется. Правда, при зуде, связанном, например, с аллергией, нос потирают энергично, а для потирания - жеста характерно легкое прикосновение.
Ложь вызывает зуд в веках глаз, а также в мышечных тканях шеи. Поэтому некоторые неискренние собеседники иногда оттягивают воротничок. Потирая веко, мужчины делают это энергично, а женщины, как правило, только проводят пальцем по нижнему веку.
Потирание века связано также с желанием избежать взгляда в глаза собеседнику, которому лгут,
О лжи или, по меньшей мере, о стремлении что-то утаить могут свидетельствовать потирание лба, висков, подбородка.
Если вы заметили, что собеседник лжет, попросите его повторить или уточнить высказывание. Это может заставить партнера отказаться от нечестной игры.
Почесывание уха может быть равнозначно фразе: «Я не желаю этого слышать».
Мочку уха теребят в состоянии волнения, расстройства, а потягивают ее - если человеку надоело слушать и он хочет высказаться сам.
О желании прервать собеседника более явственно сигнализирует немного приподнятый вверх указательный палец. Этот жест выражает стремление возразить, перейти к следующему вопросу или, наоборот, вернуться к предыдущему и т. п.
Если ваш собеседник в момент вашего высказывания собирает с костюма какие-то незаметные ворсинки - он не одобряет ваши слова, хотя и не высказывает свое несогласие вслух. Если в течение всей беседы он на словах соглашается с вами, но постоянно собирает с одежды несуществующие ворсинки - это признак того, что в действительности он с вашим мнением не согласен.
О многом может сказать положение плеч и головы. Когда человек расслаблен, его плечи обычно опущены. В состоянии напряжения человек обычно непроизвольно поднимает плечи. Тем, кто выступает с трибуны перед многочисленной аудиторией, рекомендуется обратить внимание на плечи и головы слушателей. Это поможет понять настроение собравшихся и соответствующим образом начать выступление. Чем больше поднятых плеч, тем более враждебно настроена аудитория.
Собеседник с поднятыми плечами и опущенной головой ощущает скорее всего, интерес, расположение к партнеру, спокойствие.
Собеседник с опущенными плечами и поднятой головой может чувствовать неуверенность, неудовлетворенность, страх, чувство презрения к партнеру. Такая поза - характерна для замкнутых людей.
Когда собеседник, слушая вас, немного наклоняет голову набок, это может быть выражением интереса к вашим словам или к вам лично.
Скрещивание рук - жесты этой группывстречаются очень часто и в большинстве случаев выражаютпсихологический дискомфорт, чувство опасности.
Простое скрещивание рук означает, скорее всего, что собеседник занял оборонительную позицию. Попробуйте подойти к предмету беседы с другой стороны, сделайте свою манеру говорить более мягкой - в общем, измените тактику, иначе собеседник начнет уходить от обсуждения.
Этот жест весьма заразителен. Если один из членов группы, состоящей из четырех или более человек, скрестил на груди руки, то вполне вероятно, что и остальные сделают то же самое.
Иногда, если беседа проходит мирно, и никаких оснований для конфронтации нет, скрещивание рук на груди может означать простое спокойствие и уверенность.
Бывает, что собеседник не просто скрещивает руки на груди, но еще и сжимает пальцы в кулаки. Это означает, что он настроев агрессивно. Если ваш собеседник скрестил на груди руки со сжатыми кулаками, сбавьте скорость вашей речи и движений. Этим вы как бы предложите собеседнику следовать вашему примеру. Если же этот пример не поможет, постарайтесь сменить тему беседы.
Если собеседник кистями скрещенных рук обхватывает свои плечи (иногда очень крепко), знайте: он с трудом сдерживает негативную реакцию на ваши предложения. Этот жест характерен для острой полемики, когда собеседники энергично и настойчиво пытаются убедить друг друга в своей правоте. Если собеседник особенно разъярен, то скрещенные руки могут дополняться холодным взглядом с легким прищуром, а также искусственной улыбкой. В этом случае необходимо срочно снять напряженность, иначе эмоции, клокочущие внутри собеседника, могут вырваться наружу и привести деловую встречу к скандалу.
Очень часто люди, скрещивая руки на груди, вертикально выставляют большие пальцы рук. Этот жест выражает одновременно и отрицательное отношение к собеседнику (скрещенные руки), и чувство превосходства (большие пальцы рук). В положении стоя этот жест часто сопровождается покачиванием на каблуках.
Задания:
1. Какова роль невербальных средств общения в деловом этикете?
2. По предложенным картинкам определите настроение и эмоции людей. Какие средства невербального общения помогли вам это сделать?