Ресурсы и виды власти.

Ресурсы: Под ресурсами понимают всё то, что индивид или группа индивидов используют для влияния на других.1.- экономические ресурсы. 2.- Социальные ресурсы. 3.- Культурно-информационные. 4.- Принудительные. 5.- Демографические.

Власть стремится захватить все общество. Сущ горизонтальное деление власти: законодательная власть, исполнительная, судебная и Вертикальное деление: центральный уровень, местный, областная власть.

Классификация власти: В зависимости от субъектов власть бывает: - автократическая, - олигархическая, - самоуправленческая. По сферам проявления: - гос-ную, - партийную, - профсоюзную и тд. По способам взаимодействия объекта и субъекта: - авторитарную, - тоталитарную, - демократическую. По широте распространения: - Мега уровень, - макро уровень, - микро уровень. По использованию ресурсов: - экономическую, - культурно информационную, - демографическую.

Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. В широком смысле ресурсы власти представляют собой все те средства, которые индивид или группа людей могут использовать для влияния на других.

Ресурсы власти так же разнообразны, как многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Существует несколько классификаций ресурсов. Американский политолог А.Этциони делит их на утилитарные, принудительные и нормативные.

Утилитарные ресурсы — это материальные и другие социальные блага, связанные повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может покупать не только отдельных политиков, но и целые слои населения. Эти ресурсы могут использоваться как для поощрения, так и для наказания (например, уменьшение зарплаты);

В качестве принудительных ресурсов обычно выступают меры: административного наказания, используемые в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Это, например, судебное преследование участников забастовок, которые не побоялись экономических санкций.

Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов руководителя и исполнителей, обеспечить одобрение действий субъекта власти.

Широко распространена классификация ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности. Они делятся на экономические, социальные, культурно-информационные, принудительные (силовые):

Экономические ресурсы — это материальные ценности, деньги, как их всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т.д.

Социальные ресурсы — способность повышения или понижения социального статуса человека, места в социальной стратификации.

Культурно-информационные ресурсы — знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и др. В настоящее время знания и информация становятся важнейшим ресурсом власти.

Принудительные (силовые) ресурсы — это оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека жизни, свободы и имущества — высших для него ценностей.

Наиболее содержательна классификация власти в обществе в соответствии с ресурсами, на которых она основывается.

Экономическая власть — это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими ее видами, поскольку — это стремление к умножению материальных ценностей, повышению благосостояния народа.

С экономической властью тесно связана власть социальная — распределение позиций на социальной лестнице — статусов, должностей, льгот и привилегий. С помощью социальной политики государство может влиять на общественное положение широких слоев населения, вызывая тем самым их лояльность и поддержку.

Культурно-информационная власть — это власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распространения. Знания используются как при подготовке правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей в целях обеспечения их политической лояльности и поддержки. Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, истинности положения в обществе в целом и различных сферах жизни, но и манипулированию — управлению сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле.

Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль над людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы.

Для того чтобы упорядочить, стабилизировать власть в обществе, сделать ее функционально способной, ее необходимо закрепить в форме политического господства, которое означает структурирование в обществе отношений командования и подчинения, организационное и законодательное оформление факта разделения в обществе управленческого труда — с одной стороны, и исполнительской деятельности — с другой.

Научное понимание господства — это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых. Такой порядок может соответствовать интересам не только управляющего меньшинства, но и всего общества или, по крайней мере, его большинства. Принятие населением власти, признание ее права управлять и согласие подчиняться означает легитимность политической власти, которая обычно характеризуется как правомерная и справедливая.

Большой вклад в теорию легитимации господства (власти) внес Макс Вебер. В зависимости от мотивов подчинения он выделил три главных типа легитимности власти:

Традиционная легитимность. Она обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционное господство характерно для монархий и отличается прочностью. Поэтому, считает Вебер, для стабильности демократии полезно сохранение наследственного монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности. Харизматическая легитимность базируется на вере и на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы.

Рационально-правовая, демократическая легитимность. Ее источником выступает рационально понятный интерес, который побуждает людей подчиняться не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти в демократических государствах.

Многозначность власти проявляется и в другом аспекте: власть может выступать как социальная, т.е. присутствовать в отношениях между большими социальными группами, и как межличностная (в отношениях между друзьями, между супругами и т.д.). Социальная власть проявляется в политической и неполитических формах (Аним. 7). Политическая власть взаимосвязана с другими видами социальной власти, причем все они могут быть использованы в политических целях. Другие виды социальной власти выделяются в зависимости от сферы распространения и приемов властвования.
Экономическая власть означает контроль над имеющими стоимостное выражение ресурсами, собственностью, над материальными ценностями.
Административно-принудительная власть (политическая власть в узком значении) предполагает опору на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы.
Духовно-информационная власть - культурная, религиозная, СМИ. Особое значение в современном обществе приобрели СМИ, поскольку выступают основным каналом влияния на массовую аудиторию. О. Тоффлер определил власть СМИ в современном обществе следующим образом: она позволяет достичь искомых целей, минимально расходуя ресурсы власти, позволяет превратить противников в союзников3.
Возрастание роли СМИ, особенно телевидения и Интернета, ставит целый ряд проблем. С одной стороны, повышается степень информированности людей, что позволяет расширить их участие в политической жизни, а разнообразие источников информации обеспечивает индивиду свободу выбора из потока политической информации. Но с другой стороны, сохраняется проблема доверия к СМИ. Наконец, крупнейшие медиа сливаются с другой властью - экономической - и выступают проводником влияния последней на власть политическую. Общественность Запада ставит вопрос: "Господствуют ли политики над СМИ или СМИ над политиками?" Действительно, общение политиков с гражданами происходит через СМИ. Именно они создают "виртуальный" образ политика, который должен восприниматься массами как реальный. СМИ влияют на формирование предпочтений электората. Один популярный журналист может заменить огромное количество партийных агитаторов. СМИ составили сегодня серьезную конкуренцию политическим партиям в осуществлении функции мобилизации избирателей в поддержку кандидатов, претендующих на приход во властные структуры.