Тема 2. СОЗНАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Вставьте недостающее слово или завершите фразу.

2.1. Отражение прошлого опыта в виде чувств, переживаний, мыслей и прочее называется память.

2.2. Один и тот же предмет воспринимается и воспроизводится разными людьми по-разному.

2.3. Своеобразные переживания человека, возникающие в результате недостатка притока раздражителей первой сигнальной системы, называются сенсорный голод.

2.4. Как показала Б. Зейгарник, психической деятельности свойственно стремление к целостности, завершенности.

2.5. Действие или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью, называется привычка.

2.6. Восприятие - это простая сумма ощущений, которая выступает в виде образов предметов или явлений.

2.7. Высшие психические функции человека имеют социальный характер.

2.8. Понятия, значения, логика усваиваются человеком посредством проб и ошибок.

2.9. Научение путем проб и ошибок подчиняется закону эффекта.

2.10. Язык - это система правил оперирования со знаками

2.11. Почти все наши восприятия - результат предшествующего опыта.

2.12. Для Аристотеля разум - это одна из частей тела.

2.13. Объединение элементов восприятия происходит по признакам близости, сходства, симметрии, непрерывности .

2.14. Основоположником изучения памяти является Г.Эббингауз .

2.15. Внимание не имеет собственного содержания .

Выберите правильный вариант ответа.

2.16. Мотивы представлены в сознании … .

А - эмоциями;

Б - восприятием объекта;

В - суждениями;

Г - желаниями.

2.17. Основной источник активности человека и животных … .

А - внешняя среда;

Б - потребности;

В - сознание;

Г - воля.

2.18. Вспомним из детского стихотворения: «Вместо шляпы на ходу он надел сковороду». Почему это произошло?

А - это рассеянный человек;

Б - он просто невнимателен;

В - такого не бывает;

Г - отсутствовал автоматизм действия.

2.19. Механизм кратковременной памяти позволяет сохраняться информации …

А - меньше секунды;

Б - больше секунды;

В - больше минуты;

Г - несколько минут.

2.20. Стимул имеет тем больше шансов привлечь внимание, чем он …

А - сложнее;

Б - новее;

В - интенсивнее;

Г - ярче.

2.21. Фигура по сравнению с фоном более …

А - значима;

Б - упорядочена;

В - размыта;

Г - нравится.

2.22. Первая стадия выработки понятий состоит …

А - в обобщении;

Б - дифференцировке;

В - абстрагировании;

Г - восприятии.

2.23. Объем внимания в среднем равен …

А - 2-4 элементам;

Б - 5-7 элементам;

В - 8-10 элементам;

Г - 11-15 элементам.

2.24. Принцип заполнения пробелов восприятия предполагает сведение фрагментарного изображения в фигуру …

А - с простым и полным контуром;

Б - со сложной структурой;

В - с упорядоченной структурой;

Г - с цветной заливкой.

2.25. Какая черта не является специфичной для творческого мышления?

А - пластичность;

Б - надежность;

В - гибкость;

Г - оригинальность.

2.26. К свойствам восприятия не относится …

А - целостность;

Б - объективность;

В - избирательность;

Г - константность.

2.27. Зависимость восприятия от прошлого опыта называется …

А - апперцепцией;

Б - ассоциацией;

В - стереотипизацией;

Г - аффиляцией.

2.28. Состоянием сознания является …

А - сон;

Б - реакция;

В - рефлекс;

Г - защитные механизмы.

2.29. Компенсаторная функция эмоций состоит в поиске …

А - недостающей информации;

Б - новой информации;

В - интересной информации;

Г - информации о других людях.

2.30. На результативность запоминания влияет осмысленность …

А - осмысленность;

Б - последовательность запоминания;

В - модальность;

Г - скорость запоминания.

2.31. «Ручной интеллект» относится к понятию …

А - наглядно-образное мышление;

Б - словесно-логическое мышление;

В - наглядно-действенное мышление;

Г - наглядно-чувственное мышление.

2.32. Произвольное внимание - результат …

А - обучения;

Б - действия автоматизма;

В - развития организма;

Г - усилия воли.

2.33. По характеру целей к виду памяти относится …

А - опосредованная;

Б - непроизвольная;

В - образная;

Г - интуитивная.

2.34. Предметность образа восприятия характеризуется …

А - однозначностью;

Б - означенностью;

В - субъективизмом;

Г - сложностью.

2.35. При истолковании элементов восприятия мозг выбирает …

А - самый сложный вариант;

Б - оптимальный вариант;

В - самый простой вариант;

Г - выбирает пошагово.

2.36. Объединение отдельных ощущений в целостный образ называется …

А - восприятием;

Б - мышлением;

В - синтезом;

Г - представлением.

2.37. Установите соответствие понятий 1) «память» и 2) «мышление» с их признаками: реминисценция __; конкретизация __; обобщение __; непроизвольность __; оперирование образами __; повторение __.

1) память: непроизвольность; реминисценция; повторение

2) мышление: обобщение; конкретизация; оперирование образами;

2.38. Соотнесите понятия 1) «психика» и 2) «эмоции» с относимыми к ним функциями: защитная __; регулятивная __; компенсаторная __; коммуникативная __; познавательная __; сигнальная функции __.

1) психика: коммуникативная; регулятивная; познавательная;

2) эмоции: компенсаторная; сигнальная; защитная;

2.39. Соотнесите функции 1) левого и 2) правого полушария: синтез __; рефлексия __; анализ __; образное восприятие __; речевая активность __; эмпатия __.

функции левого полушария: анализ; речевая активность; рефлексия;

функции правого полушария: образное восприятие; эмпатия; синтез;

2.40. Соотнесите форму воображения с 1) пассивным и 2) активным видом воображения: фантазия __, мечта __, сновидение __, сказка __, творчество __, грезы __,

1) пассивные виды воображения: грезы, сновидение, сказка,

2) активные виды воображения: творчество, мечта, фантазия,

2.41. Установите соответствие понятий 1) «внимание» и 2) «ощущение» с их признаками: адаптация __; переключение __; устойчивость __; модальность __; сензитивность __; сосредоточенность __.

1) внимание: устойчивость; переключение; сосредоточенность

2) ощущение: адаптация; модальность; сензитивность

2.42. Соотнесите вид ощущения с 1) проприоцептивными и 2) экстероцептивными ощущениями: вестибулярные __; зрительные __; болевые __; вкусовые __; слуховые ощущения __; кожная чувствительность __.

1) проприоцептивные ощущения: вестибулярные; кожная чувствительность

2) экстероцептивные ощущения: болевые; вкусовые; зрительные; слуховые ощущения;

2.43. Поставьте в соответствие понятия 1) «бытийное сознание» и 2) «рефлекторное сознание» с их свойствами: предметная деятельность __; смысл __; переживание __; чувственный образ __; значение __; биодинамическая ткань действия __.

1) бытийное сознание: биодинамическая ткань действия; чувственный образ; предметная деятельность;

2) рефлекторное сознание: значение; смысл; переживание;

2.44. Соотнесите свойства 1) восприятия и 2) ощущения с понятиями: целостность __, дискретность __, соотнесенность __, структурность __, управляемость __, чувствительность __.

1) восприятие: целостность, дискретность, соотнесенность,

2) ощущение: чувствительность, структурность, управляемость,

2.45. Расставьте виды мышления в последовательности онтогенеза индивида: словесно-логическое __, наглядно-действенное __, наглядно-образное __.

Мышление в онтогенезе: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое

2.46. Расставьте от частного к общему формы познавательного процесса: мышление __, ощущение __, восприятие __.

ощущение, восприятие, мышление

2.47. Расставьте пороги ощущений в зависимости от величины раздражителя (от наименьшего до максимального): дифференциальный порог __; оперативный порог __; верхний порог __; нижний порог __.

Порог ощущений в зависимости от величины раздражителя : верхний порог; нижний порог; дифференциальный порог; оперативный порог;

2.48. Расставьте виды памяти в зависимости от продолжительности удержания информации: кратковременная __; долговременная __; сенсорная память __.

Виды памяти в зависимости от продолжительности удержания информации: сенсорная; кратковременная; долговременная;

2.49. Расположите виды мышления от более творческого к менее творческому: продуктивное __, репродуктивное __, логическое __, образное __.

виды мышления от более творческого к менее творческому: логическое, образное, репродуктивное, продуктивное

2.50. Расставьте понятия в последовательности (функции психики - свойства психики - психические явления): познавательный процесс __; рефлекторность __; отражение __; субъективность __; регуляция деятельности __; волевой акт __.

отражение; регуляция деятельности - рефлекторность; субъективность - познавательный процесс; волевой акт