РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ
[По Бакировой]:
• Целенаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска, искусство получения и увеличения дохода в условиях неопределенности рынка.
• Конечная цель риск-менеджмента соответствует целевой функции предпринимательства.
• Получение наибольшего дохода при оптимальном для организации уровне риска.
Риск-менеджмент - система оценки риска, управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе бизнеса. При рыночной экономике производители, продавцы и покупатели действуют в условиях конкуренции самостоятельно. Их финансовое будущее непредсказуемо и мало прогнозируемо. Риском можно управлять, используя разнообразные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и вовремя принимать меры к снижению степени риска.
Риск-менеджмент представляет собой систему управления риском и экономическими, точнее, финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления. На степень и величину риска реально воздействовать через финансовый механизм, что осуществляется с помощью приемов стратегии и финансового менеджмента. Этот своеобразный механизм управления риском и есть риск-менеджмент. В основе риск-менеджмента лежат целенаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска, искусство получения и увеличения дохода (выигрыша, прибыли) в неопределенной хозяйственной ситуации. Конечная роль риск-менеджмента полностью соответствует целевой функции предпринимательства, которая заключается в получении наибольшей прибыли при оптимальном соотношении прибыли и риска.
Риск-менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления. Под стратегией управления понимаются направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решения. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения поставленной цели стратегия как направление и средство ее достижения прекращает свое существование. Новые цели ставят задачу разработки новой стратегии. Тактика- это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления является выбор оптимального решения и наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.
Риск-менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы (объекта управления) и управляющей подсистемы (субъекта управления):
- Объектом управления в риск-менеджменте являются риск, рисковые вложения капитала и экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска. К этим экономическим отношениям относятся отношения между страхователем и страховщиком, заемщиком и кредитором, между предпринимателями (партнерами, конкурентами) и т.п.;
- Субъект управления в риск-менеджменте - это специальная группа людей (финансовый менеджер, специалист по страхованию, аквизитор, актуарий, андеррайтер и др.), которая посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления.
Процесс воздействия субъекта на объект управления, т.е. сам процесс управления, может осуществляться только при условии циркулирования определенной информации между управляющей и управляемой подсистемами. Процесс управления независимо от его конкретного содержания всегда предполагает получение, передачу, переработку и использование информации. В риск-менеджменте получение надежной и достаточной в данных условиях информации играет главную роль, так как оно позволяет принять конкретное решение по действиям в условиях риска.
Информационное обеспечение функционирования риск-менеджмента состоит из разного рода и вида информации: статистической, экономической, коммерческой, финансовой и т.п. Эта информация включает осведомленность о вероятности того или иного страхового случая, страхового события, наличии и величине спроса на товары, на капитал, финансовой устойчивости и платежеспособности своих клиентов, партнеров, конкурентов, ценах, курсах и тарифах, в том числе на услуги страховщиков, об условиях страхования, о дивидендах и процентах и т.п.
Базовые функции системы риск-менеджмента:
- Идентификация рисков (анализ текущей рыночной ситуации, внешней среды, детальное качественное описание рисков);
- Расчет рисков (математический подход);
- Разработка мероприятий по минимализации риска;
- Контроль выполнения мероприятий по минимализации рисков.
Типы риск-менеджмента:
· Лимитирование – лимитирование концентрации риска - этот метод используется обычно по тем видам рисков, которые выходят за пределы их допустимого уровня, т.е. по операциям, осуществляемым в зоне критического или катастрофического риска.
- Диверсификация – расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства.
· Хеджирование (страхование) – открытие сделок на одном рынке для компенсации воздействия ценовых рисков равной, но противоположной позиции на другом рынке. Его предназначение: использование данного механизма для устранение рисков - устранение неопределенности будущих денежных потоков, что позволяет иметь твердое значение величины будущих поступлений в результате операционной деятельности (если расчеты привязаны к курсу валюты, например, фиксируем курс).
Позволяет снизить степень неопределенности и принятие решений при наличии более полной и точной модели происходящих процессов, будет более взвешенным и грамотным, а значит менее рискованным.
Построение эффективной системы управления риском компании возможно только с применением всех вышеуказанных инструментов в совокупности.
Наиболее эффективным и наглядным способом разработки процедур управления рисками служит моделирование в рамках реинженирингового подхода, т. е. современной технологии современных бизнес-процессов.
Реинжениринг– совокупность методов, позволяющих с помощью информационных технологий производить моделирование структур и процессов компании.
Бизнес-процесс – упорядоченная во времени и пространстве совокупность работ, направленных на получение определенного результата с указанием начала и конца и точным определением входов и выходов.
Бизнес-модель представляет собой совокупность организационно- функциональных моделей