Периодизация русской средневековой литературы 11-17 в. Общая характеристика поэтики и, проблематики, стиля эпохи.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Жаровая система древнерусской литературы подвергалась изменениям, особенно это заметно в литературе XVI-XVII веков. При этом жанры церковной книжности были более устойчивыми, меньше подвергались трансформации, когда как жанры светской литературы под влиянием фольклора и деловой письменности значительно изменились по форме.

Древнерусская литература тесно связана с историей. Поэтому литературные изменения совпадают с историческими. И как следствие в развитии древнерусской литературы можно выделить следующие этапы:

1. Литература XI - начала XII века. Это период становления литературы Киевской Руси и её относительного единства.

2. Литература XII - начала XIII века. Она отражает начавшийся процесс феодальной раздробленности и ознаменована усилением светского гуманистического начала.

3. Литература XIII - середины XIV века, периода монголо-татарского нашествия. Характеризуется развитием традиций домонгольской литературы.

4. Литература XIV - начала XV века. Этот период носит название литературы «Предвозрождения».

5. Литература середины XV - первой половины XVI века. Её характерная особенность - возникновение элементов Возрождения.

6. Литература второй половины XVI века, периода централизации.

7. Литература XVII века как литература «переходного века».

ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Собирание памятников древнерусской литературы начинается ещё в XVIII веке. Свой вклад в изучение внесли В. Татищев, Г.Миллер, А. Шлецер, Н.М. Карамзин. В XIX веке возрастает интерес к прошлому, что в значительной степени связано с публикацией в 1800 году «Слова о полку Игореве». Наука о древнерусской литературе в XIX веке создавалась благодаря усилиям таких учёных, как Ф. Буслаев, А. Веселовский, А. Пыпин, А. Шахматов и др. В XX веке она была обогащена трудами В. Андриановой-Перетц, Н.К. Гудзия, И.П. Ерёмина и др. Особенно велика заслуга Д.С. Лихачёва, чьи работы по древнерусской литературе имеют фундаментальное значение не только для изучения литературы средневековья, но и новой литературы. Свой вклад в разработку характера и художественной специфики древнерусской литературы вносят труды А.Н. Робинсона, Л.А. Дмитриева, Я.С. Лурье, О.А. Державиной, Н.И. Прокофьева, О.В. Творогова и др.

Рукописность:- это литература - 11-17 вв. В этот период она была только рукописной литературой, до начала 18 века.

Особый тип историзма - в основе любого древнерусского произведеня лежит реальная история. Даеже фантсатический элемент воспринимался как реально существующий

Дидактичность, поучительность или совершенно определенная цель - зафиксировать историческое событие. Развлекательной функции, занимательной функции не было вообще!

Др.Р книжность не допускала художественного вымысла!

Была высокая книжность (Божественная, литургическая) и историческая.

Древнерусский текст создавался особым язкоз церковно славянского )древ-не болгарснокго и разговорного древнерусского. К 17 веку язык церковно славянский станоится языком церковных служб,

Древнерусская книжность на превый взгялд имеет яроко выраженную религиодность но это только на превый взгляд. (Лихачев) Школа Лихачева доказала, что древнерусская литература менее религиозна, чем западноевропейская) В тексте соединялось мировоззрение языческое и христианское. Двоеверие (двоемирие)

13-16 век Ренессанс (попытка вернуть язычество)

Древнерусская книжность формировалась в Новгороде, Владимире и Киеве. И в связи с этим тоже отличался. К 10 веку Древняя Русь называлась землей Гордорики (земля городов). Киевская и Новгородская Русь казалась загадочной страной. Иноземцы называли Русь страной дикарей.

Своеобразие древнерусской литературы. Проблемы периодизации.

Древнерусская литература – начальный этап развития русской литературы. Хронологические и географические границы древнерусской литературы. Её объём и специфические особенности: рукописный характер, «анонимность», взаимосвязи с фольклором, деловой и церковной письменностью.Центральные темы древнерусской литературы: патриотизм. Государственное строительство, народное единство и героизм. Характер историзма, публицистичность. Художественный метод, система жанров, тесная связь жанра и стиля. Рукопись и печатная книга. Литературный памятник, списки, редакции, изводы. Эволюция писчего материала и письма. Проблемы текстологии и палеографии.

Основные темы и жанры оригинальной русской литературы 11 – 12 вв. Быстрый рост её мастерства и своеобразия. «Повесть временных лет» как литературный памятник, её состав, редакции и источники. Гипотезы А. А. Шахматова, Д. С. Лихачёва, В. М. Историна, Б. А. Рыбникова. Возникновение летописных сводов на основе устных эпических сказаний, исторических преданий, местных погодных записей и юридических документов. Редакторские приёмы летописей, характер миросозерцания, политическая позиция летописцев: идея единства Русской земли, независимость от Византии, осуждение княжеских междоусобиц. «Повесть временных лет» и фольклор: отзвуки в летописи обрядовой поэзии, топонимической легенды, преданий, дружинной поэзии, эпоса, сказки, пословиц, поговорок. Элементы агиографического жанра и стиля в летописи. Язык и стиль в «Повести временных лет». Летопись и хроники. Значение «Повести…» в истории летописания и литературы.

Торжественное красноречие 11-12 вв. Житийная литература.
«Поучение» Владимира Мономаха. Виды ораторской прозы. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона – выдающийся памятник торжественного красноречия. Политическая и публицистическая направленность «Слова»: утверждение идеи равноправия всех христианских народов, величие и независимость Руси от Византии. Композиция и стиль «Слова»: олицетворение, параллелизм, сравнения, ритмическая организация речи. Торжественные «слова» Кирилла Туровского (вторая половина 12 в.). «Слово на Антипасху». Лирико-драматический характер «слов» Кирилла, элементы символического пейзажа. «Поучение» Владимира Мономаха как нравственное и этическое завещание потомкам. Образ выдающегося государственного деятеля Древней Руси. Идеал князя-воёна и правителя в «Поучении». Детали автобиографии. Сочетание церковных и светских элементов в языке и стиле «Поучения». Основная публицистическая тенденция анонимного «Сказания о Борисе и Глебе» - осуждение междоусобиц, пропаганда родового старшинства как основы княжеского наследования. Черты сходства и отличия от канонических житий. Приёмы изображения персонажей. Эмоционально-экспрессивный стиль «Сказания». Жанровые и стилистические особенности «чтения о житии и погублении Бориса и Глеба» Нестора. Композиция, принципы изображения героев. Несторово «Житие Феодосия Печёрского». Композиционные особенности изображения главного героя. Киево-Печёрский патерик. История создания, основные редакции. Идея патерика, монастырский быт и взаимоотношение монастыря с князьями, отражённые в патерике.

Литература периода раздробленности (вторая треть 12 – первая половина 13 вв.)«Хождение» как литературный жанр. «Хождение игумена Даниила в Святую землю». Широта интересов автора, чувство родины. Легендарные апокрифические элементы «Хождения». «Слово о полку Игореве». История открытия и изучения. Историческая основа. «Слово» и летопись. Идея «Слова», образная система. Жанровое своеобразие. Проблема авторства. Переводные воинские повести: «Александрия», «Девгениево деяние». Положительный герой и характер его изображения. «История Иудейской войны» Иосифа Флавия. Идейно-художественные особенности переводных повестей об П. Перемудром и Варлааме и Иоасафе. Возникновение областных политических и культурных центров (Владимир, Суздаль, Галич, Новгород), их связь с традициями Киева. Галицко-Волынская летопись. Особенности её поэтического стиля.

Литература периода раздробленности и объединения Северо-Восточной Руси (13-14 вв.)«Моление Даниила Заточника». Две редакции. Элементы сатиры. Апология сильной княжеской власти. Новое понимание общественной ценности человека. Сочетание книжных и устно-поэтических особенностей в стиле «Молений». Проблема автора. Повести о татарском нашествии. Темы единства и героизма. Фольклорные мотивы в «Повести о битве» на реке Калке» (1223). Образная система, композиция и стиль «Повести о разорении Рязани Батыем» (1237). Поучения Серапиона Владимирского, отражение и оценка событий периода татарского нашествия. Художественное своеобразие поучений. Отражение событий ордынского вторжения в агиографии: «Житие Меркурия Смоленского», «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и боярина Фёдора». Борьба Северной Руси с шведско-немецким рыцарским корпусом. Гражданский и патриотический пафос «Слова о погибели Русской земли» и поэтические формы его выражения. Образ воина и государственного деятеля в «житии Александра Невского». Сочетание элементов жития и военной повести в этом памятнике.

Переводная литература (повествовательная) 13-14 вв. Сказание об Индийском царстве. Литература периода борьбы русского народа с ордынскими завоевателями и начала формирования централизованного государства (вторая половина 13-15 вв.). Отражение в литературных памятниках роли Москвы как политического, объединяющего русские земли царства. Летописные повести о Куликовской битве и «Сказание о Мамаевом побоище», их источники, стиль. Прославление победы, одержанной над полчищами Мамая в результате объединения русских земель вокруг Москвы, в «Задонщине». Сходство и различие «Задонщины» и «Слова о полку Игореве». Художественное своеобразие, связь с фольклором.

Развитие жанра исторической повести в московской литературе конца 14- начала 15 вв. «Повесть о Московском взятии от царя Тохтамыша» и «Повесть о Темир-Аксаке». Подъём национального самосознания в конце 14-начале 15 вв. усиление культурных связей Руси с югославскими странами. Идея Киевского наследства. Риторико-панегирический стиль русской агиографии. Изменение жанрового, тенденциозного характера жития. Политическая направленность и стилистическое своеобразие «Слова о житии и представлении Дмитрия Ивановича, царя русского». Прославление просветительской деятельности в творчестве Епифания Премудрого («Житие Стефана Пермского», «Житие Сергия Радонежского»). Пахомий Логофет как представитель византийско-славянского стиля. Теория «Москва – третий Рим», развитие областных литератур в 15 в. Теория «Москва – третий Рим», предпосылки её возникновения, формирование и отражение в «Повести о взятии Царьграда в 1453 г.» Нестора-Искандера (основная идея, образы Константина и Магомета, батальные сцены), повестях о Вавилонском царстве, в «Сказании о князьях Владимировских». Проблема границ царской власти в «Повести о Мутьянском воеводе Дракуле» и «Повести об Иверской царице Динаре». Соотношение факта и вымысла. Борьба церковных и антицерковных группировок во второй половине 15 в. – «Иосифляне», «Нестяжатели». Ересь «жидовствующих», её социальное, рационалистическое содержание.

Новгородская литература 15века. Защита прав Новгорода на политическую и церковную самостоятельность. Отражение жизни феодальной республики и общерусские тенденции в летописи. Борьба с ересью «стригольников» в «Песне о Новгородском посаднике Щиле». Антимосковская тенденция в «Сказании о знамении от иконы Богородицы», «Повести о путешествии архиепископа Иоанна на бесе в Иерусалим». Фольклорные мотивы. Культ Иоанна. Сказание о конце Новгорода. «Повесть о Новгородском белом клобуке». Идея преемственности церковной власти от Рима к Новгороду. Лиризм и драматизм «Повести о Псковском взятии».
Характер псковских летописей.
«Слово похвальное» тверскому князю Борису Александровичу инока Фомы. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Образ автора. Описание Индии.

Литература Московского централизованного государства. Обобщающие произведения 16 века. Сочинения митрополита Даниила и Максима Грека. Различие литературных и идейных позиций. Политический идеал И. Пересветова и программа общественных преобразований в «Челобитной» и «Сказании о царе Константине и Магмет-салтане». Стиль публицистики И. Пересветова. Стиль переписки Грозного и Курбского. Самовластие и оппозиция. Грозный и Курбский как писатели. Обобщающие литературные работы второй половины 16 века. «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария – общерусский свод памятников. Повествовательные, бытовые эпизоды, противоречие в «Домострое». «Повесть о Петре и Февронии», история создания, жанровое многообразие. Соединение агиографических и фольклорных элементов, разрушение житийного канона. Объединённые тенденции в летописании Москвы. Воскресенская летопись, николаевский летописный свод и его значение, его «лицевая» редакция. «Степенная книга», её политическое значение. Особенности стиля. Историко-публицистическая концепция «Казанского летописца», своеобразие стиля, связь с фольклором.

Литература первой половины 17 века. Историческая повесть, агиография. Смута и 1616 год в истории русской литературы. отражение идеологии верхов в «Повести 1606 года» и «Ином сказании». Новая постановка проблема народа и его роли в истории в «Новой повести о преславном Российском царстве», повести о Скопине-Шуйском, «Плаче о конечном пленении и разорении Московского государства». В «Сказании» Авраамия Палицына, «Летописной книге» Катырева-Ростовского. Новые формы повествования, элементы виршевой поэзии. Усиление бытовых элементов в «Житии Улиании Лазоревской» и в «Сказании об Унженском кресте». Приёмы изображения героинь.«Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков». Изменения в жанре исторической повести, связь её с фольклором, с деловой письменностью. Новый герой повести. Соединение патриотизма и критики верхов в памятнике. Повести о начале Москвы

Литература второй половины 17 века. Обмирщение литературы. появление жанров бытовой повести, сатиры, виршевой поэзии, «комедии». Борьба старого и нового во всех сферах культурной и общественной жизни. Усиление экономических и культурных связей с Европой.

Проблема барокко. Переходный характер литературы второй половины 17 века.«Повесть о Горе-Злочастии». Основной конфликт эпохи. Вымышленный герой. Влияние фольклора. «Повесть о Савве Грудицыне». Традиции и новизна. Фаустовские мотивы. Тема любви. «Повесть о Фроле Скобееве». Разрыв с традиционным взглядом на семью, общественное отношение. Новые черты характера героя. Новое и старое в стиле повести.«Повесть о Карпе Сутулове».

Сатира на духовенство, демократическая сатира второй половины 17 века. Причины возникновения «Повести о Шемякином суде и Ерше Ершовиче». «Азбука о голом и небогатом человеке», «Калязинская челобитная», «Праздник кабацких ярыжек». Пародия и аллегория. Роль сатиры в развитии реалистического стиля. Изменение характера переводной литературы. Сборники дидактических повестей «Великое зерцало» и «Римские деяния». Анекдотические и шуточные «Апофегматы», «Фацеции». Переводной рыцарский роман на Руси: повести о Бове Королевиче, о Василии Златовласом. О Петре Златых Ключей. Сказочная повесть о Еруслане Лазаревиче – воплощение восточного сюжета в традициях казачьего фольклора. Раскол в русской православной церкви. Творчество Аввакума. Светское стихотворение. Театр.

Переходный характер литературы 17 века от древнерусской к литературе 18 века. Социальная сущность и значение раскола. «Житие протопопа Аввакума». Отражение противоречий эпохи и личности Аввакума. Сочетание бытовых представлений и образов с библейскими, сатира и юмор Аввакума. Новаторство Аввакума в области языка и стиля. Эстетические позиции Аввакума в спорах об иконописании. Стихотворство 17 века. Истоки, досиллабические вирши. Силлабика Симеона Полоцкого. Просветительский характер его поэзии. Своеобразие панегирики и сатиры Полоцкого. Творчество учеников Симеона: Сильвестра Медведева и Кариона Истомина. Зарождение придворного театра и его репертуар. «Комедия притчи о блудном сыне» Полоцкого как образец школьной драмы. Актуальность проблематики, образные средства. Интермедии, её отношение к школьной драме. Зарождение классицистического стиля в виршевой поэзии в драматической литературе конца 17 века. Традиции древнерусской литературы в последующем развитии русской литературы.