ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Вариант 1
1. Перечисленные ниже особенности поведения человека характеризуют его либо как индивида, либо как личность.
Старательность, низкая адаптация к темноте, общительность, хорошая координация обеих рук, медленная скорость узнавания, большая эмоциональная возбудимость, трудолюбие, а
ккуратность, малая моторная ригидность, высокая сенсорная чувствительность.
Выделите особенности, которые отражают поведение индивида, и особенности, которые отражают поведение личности.
Дайте обоснование своего выбора
2. Понятие о направленности личности.
3. Механизмы психологической защиты образа “Я” личности.
4. Понятие о воле.
5. Виды способностей.
Вариант 2
1. Выберите черты и свойства темперамента:
- неуравновешенность;
- трудолюбие;
- чувство долга;
- ответственность;
- Хорошая координация;
- аккуратность;
- впечатлительность;
- вежливость;
- низкая работоспособность;
- быстрое включение в работу;
- низкая адаптируемость;
- склонность к оперативной работе;
- высокая контактность;
- цикличность в настроении и деятельности;
- замкнутость;
- предпочтение одиночества большой шумной компании;
- ранимость;
- малоподвижность.
Дайте обоснование своего выбора.
2. Мотивационно-психологические факторы, способствующие и препятствующие достижению успеха.
3. Воля как структура саморегуляции деятельности и поведения личности.
4. Способности, одаренность, талант.
5. Виды направленности личности.
Вариант 3
1. Определите характеристики, позволяющие говорить о наличии у человека способностей к какой-либо деятельности:
- быстрота овладения деятельностью;
- желание овладеть данной деятельностью;
- качество достижений;
- интерес к деятельности;
- легкость овладения деятельностью;
- динамика овладения знаниями и умениями.
Дайте обоснование своего выбора.
2. Волевые качества личности.
3. Понятие личности в психологии.
4. Соотношение способностей, навыков и умений.
5. Понятие о характере.
Вариант 4
1. Выберите характеристики темперамента, характера и способностей.
а) индивидуально-психологические особенности, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условиями ее успешного выполнения;
б) совокупность свойств личности, закрепленных в привычных формах поведения;
в) индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его деятельности и поведения.
г) психическое свойство, которое не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но способствует успешному их приобретению;
д) индивидуальное сочетание устойчивых и существенных особенностей человека, которые выражают отношение человека к окружающему миру.
Дайте обоснование своего выбора.
2. Типология личности.
3. Основные модели и методы изучения темперамента.
4. Волевые свойства личности.
5. Развитие способностей у человека.
Вариант 5
1. У Л.Н.Толстого есть следующее высказывание: “Самый лучший человек тот, который живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами; самый худший человек – сорт человека, который живет чужими мыслями и своими чувствами. Из различных сочетаний этих 4-х основ, мотивов деятельности – все различия людей”.
О каких важных чертах характера говорит писатель?
2. Способности и задатки.
3. Свойства темперамента. Типы темперамента.
4. Соотношение понятий “личность”, “индивид”, “индивидуальность”.
5. Методы анализа образа “Я”.
Вариант 6
1. В психологии принято считать, что из задатков хорошего слуха в процессе развития личности могут сформироваться и музыкальные способности, и способности радиоакустика. Задатки хорошего зрения могут превратиться и в художественные способности, и в способности часовщика или прибориста.
Какой отсюда можно сделать вывод о соотношении задатков и способностей? От чего зависит, какие именно способности разовьются на основе тех или иных задатков?
2. Виды мотивов.
3. Понятие об уровне притязаний личности.
4. Характер и темперамент.
5. Эмоции и личность.
Вариант 7
1. По приведенным ниже признакам определите, о каком типе высшей нервной деятельности идет речь в каждом случае? Какому виду темперамента соответствует каждый из описанных здесь типов?
а) сильный возбудительный процесс, но торможение по силе отстает от него;
б) возбудительный и тормозной процессы одинаково сильные, смена нервных процессов происходит медленно;
в) возбудительный и тормозной процессы одинаково сильные, смена нервных процессов происходит быстро;
г) возбудительный и тормозной процессы слабые.
2. Понятие о мотивах. Мотивы и деятельность личности.
3. Понятие и структура образа “Я” личности.
4. Структура характера.
5. Диагностика способностей.
Вариант 8
1. В одном из исследований учащихся 6-7 классов спрашивали, какого человека называют настойчивым, какого – самостоятельным и т.д. Некоторые называли настойчивым человеком такого, который “во время спора никогда никому не уступает”; “никогда не слушает других, все делает по-своему”; “не принимает во внимание советов товарищей”; самостоятельным – того, “который живет своим умом, никого не слушает”. В чем ошибочность данных ответов? Какую важную сторону подлинно волевого действия упустили из виду эти испытуемые?
2. Потребности как основа формирования личности.
3. Виды самооценки личности.
4. Понятие о способностях.
5. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности личности.
Вариант 9
1. Гегель в одном из своих сочинений писал: “К характеру относится прежде всего та формальная сторона энергии, с которой человек, не давая сбить себя с принятого пути, преследует свои цели и интересы, сохраняя во всех своих действиях согласие с самим собой. Без характера человек не может выбраться из своей неопределенности, или же он из одного направления впадает в другое, противоположное. Человек с характером импонирует другим, потому что они знают, с кем имеют дело в его лице... Через осуществление великих целей человек обнаруживает в себе великий характер, делающий его маяком для других …” Какие черты характера имел в виду Гегель?
2. Потребности и деятельность.
3. Понятие о самооценке как компоненте образа “Я” личности.
4. Проблема способностей в профессиональной ориентации личности.
5. Темперамент и личность.
Вариант 10.
1. Какое свойство темперамента проявляется у испытуемых А и В?
В изолированном кабинете испытуемые А и В “ждут” боль. Их предупредили, что как только экспериментатор сосчитает от 20 до 0, они получат сильное болевое раздражение. И действительно, как только экспериментатор произнес “ноль”, испытуемые ощутили удар тока по пальцу. Если сравнить изменение электрокожного сопротивления (кожно-гальваническую реакцию – КГР) в процессе ожидания боли в момент подачи болевого раздражителя у А и В, то оказывается, что между испытуемыми существует большая разница. У испытуемого А ожидание боли дает большую КГР, чем сама боль; у испытуемого В – меньшую.
return false">ссылка скрыта2. Потребности как источник активности личности.
3. Функции и виды эмоций у человека.
4. Самосознание как свойство личности.
5. Понятие о характере.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977.
2.Бауэр Т. Психологическое развитие младенца /Под ред. А. В. Запорожца. - М., 1979.
3.Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М., 1986.
4.Грановская Р. М. Элементы практической психологии. - Л., 1988.
5.Выготский Л. С. История высших психических функций. Соб. Соч., в 6 томах. - М., 1983.
6.Зейгарник Б. В. Теория личности К. Левина. - М., 1981.
7.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1989.
8.Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. - М., 1959.
9.Кон И. С. Психология ранней юности. - М., 1989.
10.Немов Р. С. Психология. Кн. 1, 2, 3. - М., 1995.
11.История и психология /Под ред. Б. Ф. Поршнева и Л. И. Анциферовой. - М., 1971.
12.История зарубежной психологии. 30-е и 60-е г.г. XX в. Тексты по ред. П. Я. Гальперина и А. Н. Ждан. - М., 1986.
13 Из истории русской психологии /Под ред. М. В. Соколова. - М., 1961.
14.Леонтьев А. Н. Общее понятие о деятельности. Хрестоматия по психологии А. В. Петровского. - М., 1987.
15.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
16.Ломов Б. Ф. Психология в системе научного знания. Хрестоматия психологии /Под ред. А. В. Петровского. - М., 1987.
17.Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.
18.Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб, 2000.
19.Павлов И. Н. Условный рефлекс. Хрестоматия по психологии /Под ред. А. В. Петровского. - М., 1987.
20.Ж. Пиаже. Как дети образуют математические понятия. Хрестоматия по психологии /Под ред. А. В. Петровского. - М., 1987.
21.Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии. - М., 1984.
22.Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. - М., 1961.
23.Соколова Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия. - М., 1994.
24.Смирнов А. А. Развитие и современное состояние психологической науки. - М., 1975.
25..Узнадзе Д. Н. Общее учение об установке. Хрестоматия по психологии /Под ред. А. В. Петровского. - М., 1987.
26.Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989.
27.Флейвел Д. генетическая психология Ж. Пиаже. - М., 1967.
28.Фресс П. О психологии будущего. Хрестоматия по психологии /Под ред. А. В. Петровского. - М., 1987.
29.Фрейд З. Введение в психоанализ. - М., 1989.
30.Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1989.
31.Фромм З. Психоанализ и этика. - М., 1993.
32.Хрестоматия по истории психологии: период открытого кризиса /Под ред. П. Я. Гальперина. - М., 1980.
33.Эльконин Д. Б. Научное творчество Л. С. Выготского. В кн.: Избранные психологические труды. - М., 1989.
34.Ярошевский М. Г. Категориальный аппарат психологии. Хрестоматия по психологии /Под ред. А. В.Петровского. - М., 1987.