Занятие 2. Тема: «Движение с изменением направления».

Мастер дает задание:

- совершить повороты автомобиля па кольцевой дороге, «восьмерке», «змейке», у стены (забора, погрузочной площадки);

- совершить движение автомобиля задним ходом (на тех же элементах автодрома).

Для совершенствования навыка восприятия изменения направления движения автомобиля мастер может применить следующие приемы обучения.

1. Дать учащемуся задание:

- попеременно в одну и другую сторону плавно поворачивать рулевое колеса в пределах его люфта и немного прерывающего его;

- совершить те же движения, но поочередно под углом 90°, 180°, 360° и под максимально возможным углом.

Повороты рулевого колеса должны выполняться тремя способами:

- без отрыва рук от рулевого колеса;

- с пропусканием рулевого колеса в руках;

- с перекрещиванием рук (при больших углах поворота).

Выполняя маневры, учащийся наблюдает за изменением положения автомобиля относительно бордюра дороги или нанесенной на кольцевой дороге продольной линии.

2. Это же упражнение выполняется при движении автомобиля задним
ходом (но не выполняется поворот рулевого колеса на максимально
возможный угол).

При движении с поворотом рулевого колеса без отрыва рук от него учащийся наблюдает за дорогой на подножке грузового автомобиля. При поворотах рулевого колеса на большие углы наблюдение за дорогой ведется через заднее окно кабины.

Занятие 3. Тема: «Маневрирование в ограниченных проездах».

Одна из главных задач занятия состоит в развитии навыков оценки габаритов автомобиля, расчета и выдерживания траектории в соответствии с конфигурацией ограниченных проездов.

Здесь мастеру можно применить следующие приемы обучения.

1. Учащийся устанавливает автомобиль перед двумя стойками на
расстоянии 6 м от них, затем указывается мастеру, на сколько следует
раздвинуть или сдвинуть стойки, чтобы, по его мнению, можно было
проехать между ними с наименьшим боковым зазором.

После того, как мастер переставит стойки в соответствии с указаниями учащегося, выполняется проезд между стойками.

Когда автомобиль наедет передними колесами на линию стоек, учащийся останавливает автомобиль, выходит из кабины и оценивает зазоры.

Хорошим результатом считаются зазоры слева и справа кабины автомобиля около 10 см.

Если проезд выполнен с значительным зазором, то расстояние между стойками для следующего проезда (по указанию учащегося) между ними уменьшается, а если стойками задеты, то расстояние увеличивается.

2. Последовательность выполнения упражнения остается такой же, как
и предыдущего, но автомобиль устанавливается перед стойками на
расстоянии 20 см.

Хорошим результатом считаются зазоры слева и справа кабины автомобиля около 10 см.

3, Упражнение выполняется так же, как и предыдущее, но задача
учащегося выполнить его при движении автомобиля задним ходом.

Хорошим результатом считаются зазоры слева и справа кабины автомобиля около 15 см.

4, Последовательность выполнения упражнения остается такой же, как
и в двух предыдущих, но автомобиль устанавливается перед стойками на
расстоянии, позволяющем выполнить разгон до заданной мастером скорости.

Мастер указывает учащемуся, что для подготовки точного въезда между стойками в ходе разгона автомобиля следует ориентироваться на середину расстояния между стойками и обеими сторонами кабины.

Хорошим результатом считается зазоры слева и справа кабины автомобиля около 20 см. (при скорости движения 30 км/час).

Занятие 4. Тема: «Вождение в сложных дорожных условиях».

Тренировку в выработке у учащегося навыка ощущения характера движения автомобиля и преодоления препятствий на дороге можно проводить, применяя следующие методические приемы.

1. На кольцевой дороге автодрома или в ином месте размещаются деревянные колодки, имитирующие «холм», «седловину», «клин», «бугор». Колодки устанавливаются так, чтобы при движении автомобиля они оказывались непосредственно под колесами. Въезд и съезд через колодки обязательно совершается как можно медленнее. Съезд с колодок, автомобиль останавливается так, чтобы его колеса непосредственно касались колодок.

Проезд через «холм» совершается сначала передними, а затем задними колесами.

При проезде через «седловину» учащийся сначала останавливает автомобиль на этих колодках (без применения тормозов), затем, съезжает вниз и останавливает автомобиль.

При въезде на «клинья» учащемуся следует сначала подложить их непосредственно под колеса автомобиля. Задача состоит в том, чтобы на вершину «клиньев» не сбить бампером установленную перед ними горизонтальную рейку.

При закреплении навыков движения по дороге с пониженным коэффициентом сцепления, преодоление подъемов и спусков можно повторно использовать приемы, рекомендуемые в главе IX пособия.

Обучение действий в опасных ситуациях возможно с применением следующих приемов.

1. Анализ неправильных действий учащегося в ходе отработки упражнений как возможной причины возникновения опасных ситуаций.

2. Воспроизведение перед мысленным взором учащегося опасной ситуации'. Например, мастер ставит перед учащимся задачу: «сейчас вы начнете объезжать стоящий перед вами автомобиль. Из-за передней его части может внезапно появиться пешеход. В чем для вас будут состоять трудности в этой ситуации? Что вы должны предпринять для ее предотвращения? Учащийся мысленно «проигрывает» эту ситуацию и приходит к выводу: «Пешеход и я заранее не видим друг друга из-за стоящего автомобиля. Поэтому, подъезжая к автомобилю, я должен снизить скорость движения своего автомобиля и быть готовым к экстренному торможению».

3. Использование «внутреннего видения» учащегося, возникающего тогда, когда мастер образно, ярко, эмоционально рассказывает, как возникло и развивалось то или иное дорожно-транспортное происшествие. Такой рассказ рождает в воображении учащегося картинку события. При этом нужно, чтобы учащийся эмоционально пережил всю опасность ситуации как за себя, как будто он сам в ней участвовал, так и за других ее участников.

4. Моделирование опасных ситуаций с помощью специальных макетов,
размещенных на автодроме («пешеходы», «дети» и т. д.) и приводимых в
движение с помощью дистанционного управления ими. Такие макеты
должны появляться перед учащимся неожиданно.

В случае отсутствия на автодроме этих макетов опасные ситуации мастер может воспроизводить подачей соответствующих команд: «Дети слева!», «Из-за поворота дороги - машина!» и т. д.

При отработке упражнении но развитию навыков скоростного маневрирования и торможения мастеру следует учитывать, что эти навыки уже сформированы в определенной мере на лабораторно-практических занятиях по предмету «Основы управления автомобилем и безопасность движения», а также на тренажерном этапе обучения и на автодроме. Для закрепления этих навыков можно применить еще такие приемы обучения.

1. Задача учащегося:

- до того, как автомобиль въедет на скользкий участок дороги, разгонять его до максимально возможной скорости;

- при подъезде к стойке-ориентиру на этом участке за краткий промежуток времени плавно увеличить нажатие на педаль тормоза, добавить эффект блокировки автомобиля;

- в момент возникновения блокировки несколько ослабить усилие на педаль тормоза, чтобы прекратить скольжение автомобиля (но не отпускать педаль полностью);

- после разблокировки колес увеличить усилие на педаль тормоза до повторной блокировки (цикл действий повторяется до полной остановки автомобиля).

2. На первом этапе движения автомобиля с торможением на повороте
дороги (на «восьмерке») скорость достигается небольшая, движение
совершается с поворотами налево, направо с торможением до полной
остановки в указанном мастером месте. На втором этапе занятия автомобиль
движется по кольцевой дороге и совершается торможение его на дуге
поворота без размещений на ней ориентиров или указаний мастера о том, где
начинать торможение и останавливаться. На третьем этапе занятия в местах
поворотов на кольцевой дороге устанавливаются ориентиры, указывающие,
где необходимо начать торможение автомобиля и осуществить его полную
остановку. Учащийся начинает движение от первых стоек-ориентиров,
расположенных на расстоянии 100 м от вторых ориентиров, обозначающих
место начала торможения автомобиля при вхождении его в кривую поворота
на кольцевой дороге. Этот 100-метровый участок служит дистанцией разгона
автомобиля до начала поворота. По кольцевой дороге учащийся ведет
автомобиль с таким расчетом, чтобы совершить попеременно повороты
налево и направо.