Учение Аристотеля о бытии.

Основные идеи философского учения Аристотеля изложены им в произведении «Метафизика». Аристотель так же как и Платон считает, что бытие -это нечто устойчивое, неизменное, неподвижное. Но он не отождествляет бытие с идеями, как Платон. Аристотель утверждает, что мир един, в нем соединены и материальное и идеальное. Аристотель отрицает существование отдельных миров материальных вещей и идей.

Для объяснения бытия Аристотель вводит понятие единичного и обозначает его как «сущность». Сущность – это то, что делает предметы именно такими, как они есть, в этом проявляется их специфика, отличие от других предметов. Он считает, что сущность – это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Сущность представляет собой то, что делает предметы именно такими, как они есть и не позволяет им слиться с другими предметами.

Аристотель делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы - это все существа чувственного мира. Материя у Аристотеля, также как и у Платона, это первичный материал, потенция вещей. Придает же материи актуальное состояние, то есть превращает ее из возможности в действительность форма. Таким образом, Аристотель понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма, согласно Аристотелю – это активное начало, начало жизни и деятельности. Высшие сущности он называет чистыми формами. Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую, лишенную материи форму – Перводвигатель, который служит источником жизни и движения всего Космоса. «Первый двигатель» для своей деятельности не нуждается в существовании других тел, он сам есть энергия, чистая деятельность. Будучи энергией, первый двигатель не обладает материей, в нем нет косного, он есть чистая форма-цель.

 

По мнению Аристотеля идеи – это общее в вещах. Но общее в вещах проявляется как единичное. Следовательно, идеи – это «чистые формы вещей», которые находятся в них самих. Аргументы в пользу своего основного положения о том, что идеи находятся внутри вещей, Аристотель изложил в «Метафизике».

Понятие энергии впервые было сформулировано Аристотелем. Завершение развития, воплощение энергии в какой-либо вещи или деятельности носит у него название энтелехии. Под энетелехией Аристотель понимает достигнутый результат, цель движения, завершение процесса. Каждое бытие, по Аристотелю, содержит в себе внутренние цели. Благодаря цели, заключенной в предмете, результат находится в бытии до его осуществления, когда процесс закончился и движение достигло своего завершения, цели развития.

Таким образом, Аристотель приходит к важным выводам в своем учении:

1. Мир только один. Это духовно-материальный, реально существующий мир.

2. Вещи и процессы реального мира могут быть познаны только из него самого, т.е. изучать следует саму действительность, а не мир идей.

3. В центре познания должны быть не абстракции и умозрительные схемы, а сами вещи и процессы. Тогда и наука получает смысл как познание реального мира. Наука – это мышление в понятиях. Схемы и законы движения понятий являются орудием науки, орудием мышления. Таким образом, логика есть орудие науки и мышления. Освоить законы логики может любой человек. Значит человеку доступно постижение сущности вещей и процессов мира, в котором он живет.