Обязательства как бы из деликтов
Римское право придерживалось строго ограниченной системы частных деликтов, но так продолжалось не всегда. Те обязательства, которые возникали из недозволенного поведения лица, но выходили за пределы общей системы деликтов, потребовали защиты закона и получили название обязательств как бы из деликта.
Гай и Юстиниан приводят четыре обязательства как бы из деликта: 1) ответственность судьи за умышленно неправильное или небрежное разрешение судебного дела или за нарушение судейских обязанностей: 2) ответственность лица, из дома которого было что-нибудь вылито или выброшено на улицу или на площадь и причинен ущерб другому лицу или его вещи (ущерб возмещался в двойном размере); когда свободному человеку причинялось таким образом ранение, ему предоставлялся иск о возмещении понесенного им убытка; когда при том свободный человек был убит, претор предоставлял против виновного лица «народный иск» овзыскании штрафа в сумме 50 тыс. сестерциев; 3) ответственность хозяина дома, если у этого дома было что-нибудь поставлено или вывешено так, что могло причинить вред прохожим (в этом случае любому лицу давался иск, по которому можно было взыскать 10 тыс. сестерциев); ответственность хозяина корабля, содержателей гостиниц и постоялых дворов за обман и кражу вещей, совершенные их слугами (потерпевшему предоставлялся иск о возмещении вреда в двойном размере).
[1] Честь - honor; римские магистраты, в частности преторы, назывались «honores». Этим хотели подчеркнуть почетный, безвозмездный характер деятельности магистратов.
[2] Таблица III. (Законы XII Таблиц)
1. Пусть будут [даны должнику] 30 льготных дней после признания [им] долга или после постановления [против него] судебного решения.
2. [По истечении указанного срока] пусть [истец] наложит руку [на должника]. Пусть ведет его на судоговорение [для исполнения решения].
3. Если [должник] не выполнил [добровольно] судебного решения и никто не освободил его от ответственности при судоговорении, пусть [истец] ведет его к себе и наложит на него колодки или оковы весом не менее, а, если пожелает, то и более 15 фунтов.
4. [Во время пребывания в заточении должник], если хочет, пусть кормится за свой собственный счет. Если же он не находится на своем содержании, то пусть [тот, кто держит его в заточении,] выдает ему по фунту муки в день, а при желании может давать и больше.
5. (Авл Геллий, Аттические ночи, XX. 1. 46: Тем временем, [т.е. пока должник находился в заточении], он имел право помириться [с истцом], но если [стороны не мирились, то [такие должники] оставались в заточении 60 дней. В течение этого срока их три раза подряд в базарные дни приводили к претору на комициум и [при этом] объявлялась присужденная с них сумма денег. В третий базарный день они предавались смертной казни или поступали в продажу за границу, за Тибр.)
6. В третий базарный день пусть разрубят должника на части. Если отсекут больше или меньше, то пусть это не будет вменено им [в вину].
[3] Иное объяснение у И.А. Покровского: «выражение "Spondes – spondeo" употребляется только между cives romani, и тогда договор называется sponsio; с перегринами же договор может быть заключен и в других выражениях (promittis – promitto, dabis – dabo, facies – faciam и т. д.), даже не на латинском языке … и тогда договор называется stipulatio; но в дальнейшем никакой юридической разницы между sponsio и stipulatio нет».