Метогды стандартизации. Унификация продукции. Агрегатирование. Типизация.

Метод стандартизации- прием или совокупность приемов, с помощью которых достигаются цели стандартизации.

методы: 1) упорядочение объектов стандартизации; 2) параметрическая стандар­тизация; 3) унификация продукции; .4) агрегатирование; 5) комплексная стандартизация; 6). опережающая стандар­тизация.

Унификация продукции. Деятельность по рационально­му сокращению числа типов деталей, агрегатов одинаково­го функционального назначения называется унификацией продукции. Она базируется на классификации и ранжиро­вании, селекции и симшшфикации, типизации и оптимиза­ции элементов готовой продукции. Основными направле­ниями унификации являются:

— разработка параметрических и типоразмерных рядов изделий, машин, оборудования, приборов, узлов и деталей;

—разработка типовых изделий в целях создания унифи­цированных групп однородной продукции;

—разработка унифицированных технологических про­цессов, включая технологические процессы для специали­зированных производств продукции ^межотраслевого при­менения;

—ограничение целесообразным минимумом номенкла­туры разрешаемых к применению изделий и материалов.

Результаты работ по унификации оформляются по-разному: это могут быть альбомы типовых (унифицирован­ных) конструкций деталей, узлов, сборочных единиц; стандар­ты типов, параметров и размеров, конструкций, марок и др.

В зависимости от области проведения унификация изде­лий может быть межотраслевой (унификация изделий и их элементов одинакового или близкого назначения, изготовля­емых двумя или более отраслями промышленности), отрас­левой и заводской (унификация изделий, изготовляемых од­ной отраслью промышленности или одним предприятием).

В зависимости от методических принципов осущест­вления унификация может быть внутривидовой (семейств однотипных изделий) и межвидовой или межпроектной (узлов, агрегатов, деталей разнотипных изделий).

Степень унификации характеризуется уровнем унифи­кации продукции — насыщенностью продукции унифици­рованными, в том числе стандартизированными, деталями, узлами и сборочными единицами. Одним из показателей уровня унификации является коэффициент применяемо­сти (унификации) Кп, который вычисляют по формуле

где n — общее число деталей в изделии, шт.; nо — число ори­гинальных деталей (разработанных впервые), шт.

При этом в общее число деталей (кроме оригинальных) входят стандартные, унифицированные и покупные детали (покупное изделие - комплектующее изделие, получаемое пред­приятием в готовом виде и изготовленное по технической документации предприятия-поставщика. Так, для радиозавода, выпускающего радио­приемники, элементы питания являются покупным изделием, а также детали общемашиностроительного, межотраслевого и отраслевого применения.

Коэффициент применяемости можно рассчитывать при­менительно к унификации деталей общемашиностроительного (ОМП), межотраслевого (МП) и отраслевого (ОП) применения.

В планах повышения уровня унификации машинострои­тельной продукции предусматривается снижение доли ори­гинальных изделий и соответственно повышение доли из­делий (деталей, узлов) ОМП, МП, ОП. Коэффициенты применяемости могут быть рассчитаны: для одного изделия; для группы изделий, составляющих типоразмерный (параметрический) ряд; для конструктивно-унифицированного ряда.

Примером использования унификации в типоразмерном ряду изделий может быть ГОСТ 26678 на параметрический ряд холодильников. В установленном стандартом парамет­рическом ряду находятся 17 моделей холодильников и три модели морозильников. Коэффициент применяемости ряда составляет 85%. В ГОСТе указываются перечень составных частей, подлежащих унификации в пределах параметриче­ского ряда (допустим, холодильные агрегаты двухкамерных холодильников с объемом камеры 270 и 300 см3 и объемом низкотемпературного отделения 80 см3), и перечень состав­ных частей, подлежащих унификации в пределах одного типоразмера (*Холодильник (морозильник) определенного типоразмера – аппарат с определенным значением общего объема и объема низкотемпературного отделения.) (например, холодильный агрегат по присое­динительным размерам, конденсатор).

Агрегатирование. Агрегатирование — это метод созда­ния машин, приборов и оборудования из отдельных стан­дартных унифицированных узлов, многократно используемых при создании различных изделий на основе геометрической и функциональной взаимозаменяемости. Например, применение в мебельном производстве щитов 15 размеров и стандартных ящиков трех размеров позволя­ет получить при различной комбинации этих элементов 52 вида мебели.

Агрегатирование очень широко применяется в маши­ностроении, радиоэлектронике. Развитие машиностроения характеризуется усложнением и частой сменяемостью конструкции машин. Для проектирования и изготовления большого количества разнообразных машин потребовалось в первую очередь расчленить конструкцию машины на не­зависимые сборочные единицы (агрегаты) так, чтобы каж­дая из них выполняла в машине определенную функцию.

Это позволило специализировать изготовление агрегатов как самостоятельных изделий, работу которых можно про­верить независимо от всей машины.

Расчленение изделий на конструктивно законченные агрегаты явилось первой предпосылкой развития метода агрегатирования. В дальнейшем анализ конструкций ма­шин показал, что многие агрегаты, узлы и детали, различ­ные по устройству, выполняют в разнообразных машинах одинаковые функции. Обобщение частных конструктив­ных решений путем разработки унифицированных агрега­тов, узлов и деталей значительно расширило возможности данного метода.

В настоящее время на повестке дня переход к произ­водству техники на базе крупных агрегатов — модулей. Модульный принцип широко распространен в радиоэлек­тронике и приборостроении; это основной метод создания гибких производственных систем и робототехнических комплексов.

Типизация объектов стандартизации — деятельность по созданию типовых (образцовых) объектов — конструкций, технологических правил, форм документации. В отличие от селекции отобранные конкретные объекты подвергают каким-либо техническим преобразованиям, направленным на повышение их качества и универсальности.

Так, в начале 1960-х гг. в эксплуатации находилось (включая ранее снятые с производства) более 100 конструктивных разновидностей теле­визоров. Была поставлена задача — устранить неоправданное многообра­зие схем. Для этого всю совокупность конструкций подвергли система­тизации, в результате которой были выделены исходя из размера экрана по диагонали три варианта — схемы телевизоров с экраном 35,47 и 59 см. В каждом варианте были отобраны наиболее удачные схемы, которые за­тем были усовершенствованы с целью повышения безотказности и ремон­топригодности. В результате были созданы типовые (унифицированные) конструкции - УНТ-35, УНТ-47, УНТ-59,