Виды психологической помощи

Психопрофилактика(предупреждение), Психологическое просвещение (в консультировании, в психопрофилактике — лекции, семинары), Психодиагностика (выявление проблем и др. психологических показателей), Психологическое консультирование (психологическая помощь людям, находящимся в пределах психологической нормы в адаптации, развитии и расширении личностного потенциала), Психотерапия (направлена на решение глубинных личностных проблем и глубинную трансформацию личности), бывает клиническая и неклиническая, Психиатрия (медицинский вид помощи, использование медикаментов, либо гуманистическая психиатрия, которая рассматривает человека не как больного, а как человека с другим мировоззрением, использует медикаменты ограниченно, следовательно, идет по психотерапевтическому пути), Психокоррекция (восстановление нормы, как с т.з. эмоционального состояния, так и с т.з. личностных черт).

Виды психологической помощи строго развести нельзя. Существуют области пересечения. Критерием является то, кто осуществляет помощь (разница в образовании), с кем работает специалист с клиентом или пациентом (критерием нормы является адаптация), чем помогает (использование лекарственных препаратов, психотерапевтических, консультативных приёмов)

Психологическое консультирование- это область практической психологии, цель к-рой заключается в оказании консультантом психологической помощи клиенту в ходе специально организ-ой беседы, направлена на осознание клиентом сути проблемы и способов ее разрешения. Психологическое консультирование как вид психологической помощи адресовано психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития.

В процессе консультирования психолог, как правило, решает две основные задачи:

1) помогает клиенту сориентироваться в собственных проблемах, найти направление, в котором следует искать выход из затруднительной ситуации;

2) актуализирует психические силы и способности клиента, способствующие нахождению новых возможностей решения проблем.

С точки зрения пространственной организации консультативного процесса, выделяют два вида консультирования:

- контактное (или очное), при котором консультант сам встречается с клиентом;

- дистантное (или заочное), которое подразделяется на письменное и телефонное.

По кол-ву клиентов консультир-е может быть:

- индивидуальным-беседа консультанта с клиентом наедине и обсужд-е проблем, к-рые его беспокоят;

- групповым-решение каких-либо проблем посредством выражения подавленных эмоций в психотерапевтической группе.

На основе объекта, на который направлены действия консультанта и сферы приложения консультативных услуг, выделяют следующие виды консультирования:

- семейное и супружеское психологическое - консультирование по вопросам, возникших у человека в собственной семье или семьях др.близких для него людей;

- школьное;

- возрастно-психологическое - проблемы нормального развития, трудности возникающие в общении с детьми, контроль за развитием детей, профилактика развития;

- профессиональное - помощь в выборе профессии, повышения работоспособности, профессиональный рост;

Вклады трех теоретических ориента­ции современной психологии: глубинной психологии, бихевиоризма и гуманистического направления.

Глубинная психология(психодинамическое на­правление), как известно, представлена на сегодня пси­хоанализом З.Фрейда и множеством его модификаций, над которыми потрудились А.Адлер, К.Юнг, Э.Фромм, К.Хорни и другие.

Психоанализ как таковой является сложным методом, требующим и солидной подготовки лица, его проводяще­го, и длительного времени, а следовательно, ни о каком "психоаналитическом консультировании" (с использова­нием анализа сновидений, сопротивления и т.д.) не может быть и речи. И если психолог занялся этим, то перестал быть консультантом, так как встал на позицию психотера­певта, взял на себя большую долю ответственности за клиента, занялся переструктурированием личности.

Открытия, сделанные глубинной психологией к-арые нужно учитывать в работе консультанта (как и психотерапевта иной ориентации).

Рабочий альянсэто рациональные взаимоотноше­ния между пациентом и аналитиком, дающие возмож­ность пациенту целеустремленно работать в аналитичес­кой ситуации.

В применении к консультативной ситуации не вы­зывает сомнения, что способность клиента сформировать относительно рациональные, "десексуализированные, лишенные агрессии взаимоотношения" с консультантом является необходимым условием существования консуль­тации как таковой. Другими словами, если нет "рабоче­го альянса", то есть психотерапия, но нет консультирова­ния, так как невозможно консультировать человека, пре­исполненного к вам чувством сексуальной любви, либо готового разорвать вас на части.

Сопротивлениеозначает своеобразную оппозицию. Оно включает все силы пациента, противодействующие процедурам и процессам психоанализа.

Родственным сопротивлению термином является за­щита.В психоаналитической ситуации защиты проявля­ются как сопротивления.

Переносэто особый тип отношений, главной харак­теристикой которого является переживание некоторых чувств по отношению к личности, в действительности об­ращенных к другой личности. В сущности, на личность в настоящем реагируют так, как будто это личность из прошлого.

Следует упомянуть и такое понятие, как "контрпере­нос" — это те же чувства (любви, ненависти и т.п.), но выражаемые не клиентом, а консультантом по отноше­нию к клиенту.

Бихевиоризм.Исторически это направление идет от работ Д.Уотсона и Б.Скиннера, к которым позднее присоединились Э.Ч.Толмен, К.Л.Халл и др. Среди ряда идей и процедур бихевиоризма, безусловно, есть такие, которые по содержанию совпадают с консультативными действиями. Так, бихевиористы, как правило, выясняют причинно-следственные связи в последовательности событий, определяющих поведение клиента; совместно с клиентом выбираются достижимые для него цели, пере­числяются альтернативы, формулируется конкретный план действий на будущее.

Психолог-бихевиорист действует и как консультант-эксперт, давая клиенту готовые рецепты для решения раз­личных ситуаций.

Гуманистическая психология.Гуманистическое, или экзистенциально-гуманистическое, направление в психо­логии развивалось К.Роджерсом, А.Маслоу, Г.Олпортом. Основная концепция психотерапии Карла Роджерса была создана на основе многочасового "наивного" слу­шания записей бесед терапевтов с клиентами и на осно­ве его собственных чувств, возникавших при общении с людьми.

К.Роджерс выдвигает 4 условия, способствующие про­цессу психотерапии:

1. Терапевт должен сохранять безусловно позитивное отношение к выражаемым клиентом чувствам, даже если они будут идти вразрез с его собственными установками. Клиент волен говорить и действовать, не опасаясь осуж­дения.

2. Необходима эмпатия, то есть терапевт старается видеть мир глазами клиента и переживать события так­же, как их переживает сам клиент.

3. Аутентичность, которую терапевт должен доказать, отказавшись от маски "профессионала" и т.п., того, что может разрушить атмосферу эволюции клиента, лежащей в основе терапии.

return false">ссылка скрыта

4. Терапевт должен воздерживаться от интерпретации сообщений клиента или от подсказки решения его про­блем. Ему нужно только выслушать его и всего-навсего выполнять функции зеркала, отражающего мысли и эмо­ции клиента, и формулировать их по-новому.

Такое отражение приводит клиента к изучению своих внутренних переживаний, более реалистическому самовосприятию и пониманию того, как его воспринимают другие люди.

Согласно К.Роджерсу, именно в результате реали­стического представления о самом себе, человек при­обретает способность разрешать проблемы, с которыми он сталкивается. Клиент сам определяет, достиг ли он в результате те­рапии желаемых целей, в любую минуту он может пре­кратить терапию или решить продолжать ее дальше. По­этому иногда терапия ограничивается всего несколькими сеансами.

Отличия консультирования от психотерапии:

1. Консульт-е ориентир-но на клинически здоровую личность; это люди имеющие в повседневной жизни психол.трудности и проблемы, жалобы невротического харак-ра, а также люди, чувствующие себя хорошо, однако ставящие перед собой цель саморазв-я.

2. Консульт-е ориентировано на настоящее и будущее клиента.

3. Консультир-е ориентировано на здоровые стороны личности (пытаемся на сильных сторонах делать акцент и с ними работать).

4. Консул-е ориентированно на краткосрочную помощь.

5. Консул-е ориентир-но на проблемы возникающие во взаимодействии личности и среды.

6. Консул-е направленно на изменение поведения и развития личности.