Заключительный этап ликвидации колониальной системы в Африке.

После Второй мировой войны быстро пошёл процесс деколонизации Африки. Годом Африки — годом освобождения наибольшего числа колоний — был объявлен 1960. В этот год независимость обрели 13 государств. Большинство из них — французские колонии и подопечные территории ООН, находившиеся под управлением Франции: Камерун, Того, Малагасийская Республика, Конго (бывшее Французское Конго), Дагомея, Верхняя Вольта, Берег Слоновой Кости, Чад, Центральноафриканская Республика, Габон, Мавритания, Нигер, Сенегал, Мали. Независимыми были провозглашены самая крупная страна Африки по численности населения — Нигерия, принадлежавшая Великобритании, и самая большая по территории — Бельгийское Конго. Британское Сомали и подопечное Сомали, находившееся под управлением Италии, были объединены и стали Сомалийской Демократической Республикой.

1960-й изменил всю обстановку на Африканском континенте. Демонтаж остальных колониальных режимов стал уже неотвратим. Суверенными государствами были провозглашены: в 1961 году британские владения Сьерра-Леоне и Танганьика; в 1962 — Уганда, Бурунди и Руанда; в 1963 — Кения и Занзибар; в 1964 — Северная Родезия, назвавшая себя Республикой Замбия (по названию реки Замбези), и Ньясаленд (Малави). В том же году Танганьика и Занзибар объединились, создав Республику Танзания.

В 1965 году — Гамбия; в 1966 году Бечуаналенд стал Республикой Ботсвана и Басутоленд — Королевством ЛесотоВ 1968 году -Маврикий, Экваториальная Гвинея и Свазиленд; в 1973 — Гвинея-Бисау.

В 1975 году после революции в Португалии обрели независимость её владения Ангола, Мозамбик, Острова Зелёного Мыса, Коморские острова, Сан-Томе и Принсипи; в 1977 -Сейшельские острова, а Французское СомаВ 1980 году Южная Родезия — Республикой Зимбабве, в 1990 году подопечная территория Юго-Западная Африка — Республикой Намибия. Провозглашению независимости Кении, Зимбабве, Анголы, Мозамбика и Намибии предшествовали войны, восстания, партизанская борьба. Но для большинства африканских стран завершающий этап пути был пройден без крупных кровопролитий, он стал результатом массовых демонстраций и забастовок, переговорного процесса, а в отношении подопечных территорий — решений Организации Объединенных Наций.

В связи с тем, что границы африканских государств во время «гонки за Африкой» проводились искусственно, без учёта расселения различных народов и племён, а также то, что традиционное африканское общество не было готово к демократии, во многих африканских странах после обретения независимости начались гражданские войны. Во многих странах к власти пришли диктаторы. Возникшие в результате этого режимы отличаются пренебрежением к правам человека, бюрократией, тоталитаризмом, что, в свою очередь, приводит к кризису экономики и растущей бедности.

В настоящее время под контролем европейских стран находятся:

·анклавы Испании в Марокко Сеута и Мелилья, Канарские острова (Испания),

·острова СвЕлены, Вознесения, Тристан-да-Кунья и Архипелаг Чагос (Великобритания),

·Реюньон, Острова Эпарсе и Майотта (Франция),

·Мадейра (Португалия).

Конфликты, гражданские войны в независимых государствах Африки:

http://www.evrey.com/sitep/think/arkhiv.php3?menu=226 - тут преимущественно Конго

http://www.genocide.ru/lib/genocides/rwanda.htm - Руанда, геноцид тутси

  1. Этапы трансформации тоталитарных режимов в странах мировой социалистической системы .

 

Тоталитари́зм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота[3][4]) — политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества. В сравнительной политологии под тоталитарной моделью понимается теория о том, что фашизм[5], сталинизм и, возможно, ряд других систем являлись разновидностями одной системы — тоталитаризма

 

Одной из особенностей тоталитарного режима, вне зависимости от того, в автохтонной или навязанной форме он существует, является его ригидность, т.е. – в данном случае – чрезвычайная жесткость структуры, не позволяющая или чрезвычайно затрудняющая его трансформацию под влиянием внутренних факторов развития. Этому препятствуют, прежде всего, технологии абсолютного социального контроля – политический сыск, унификация информационного пространства и т.п. Данные технологии возможны только на базе подавления и унификации структур гражданского общества, что практически полностью лишает общество витальности и отдает во власть милитаризованному и также унифицированному государству.

 

Таким образом, внутренние факторы трансформации тоталитарного режима чрезвычайно ограничены. Основной фактор социальных изменений – гражданское общество – при тоталитарном режиме сознательно подавляется государством именно с целью недопущения его активности и воздействия на власть и потому не может являться фактором трансформационных преобразований в необходимом объеме. Именно поэтому огромную роль при трансформации как навязанных, так и автохтонных тоталитарных политических режимов играет фактор внешнего воздействия. Поскольку роль внешнего фактора в их создании и поддержании чрезвычайно велика, постольку, как правило, они трансформируются в первую очередь под влиянием трансформации «матричного» тоталитарного режима в «государстве-тьюторе». Однако внешний фактор трансформации тоталитарных режимов не сводится к изменениям внутри государства-тьютора. Громадную роль в данном процессе играет феномен, который можно назвать «встречной геополитической экспансией», т.е. стремлением державы, являющейся геополитическим противником государства-тьютора, расширить свой лимитроф за счет лимитрофа геополитического соперника, «попутно» уменьшив витальность (как способность к экспансии, так и к автохтонному развитию) последнего. Основные акторы внешнего трансформационного воздействия – СМИ, определенные государственные институты и отдельные политики стран Запада, а также, несомненно, соответствующие структуры разведок. В результате подобного рода воздействий осуществляется процесс, который мы предложили бы назвать латентной трансформацией.

 

Сущность латентной трансформации, как мы полагаем, состоит в формировании неформальных институтов сопротивления режиму, неприятия режима и прогнозирования его изменений. В связи с этим деятельность внешних факторов по трансформации навязанных тоталитарных режимов как раз и состоит в создании и широком распространении настроений недовольства, тревожности, социальной фрустрации, которые затем перетекают в протестные настроения – и в конечном итоге в институты оппозиции и сопротивления. Латтентная трансформация является базой собственно трансформации. Назовем основные этапы и факторы трансформации навязанных тоталитарных режимов в Восточной Европе:

Смерть Сталина, возбудившая тенденцию к осторожной десталинизации.

Осуждение Н.С. Хрущевым на ХХ съезде КПСС сталинских репрессий и «культа личности» Сталина, что, в частности, привело к усилению контроля за органами безопасности со стороны официальных государственных и партийных инстанций.

Кризис социальной модели социализма в странах Восточной Европы: крушение иллюзии скорого прихода коммунизма, усиление стремления к приобретению материальных благ, осознание недемократичности общества и своего собственного бесправия.

Прекращение террора после ХХ съезда КПСС вызвало в Восточной Европе массовые общественные движения, направленные против тоталитарных институтов.

После наступления «оттепели» конца 1950-х годов стали возникать в различных формах и функционировать в общественном сознании стран Восточной Европы идеи так называемого «третьего пути» - «ни капитализм, ни социализм».

 

Однако большая часть данных факторов, как очевидно, связана не столько с внутренними, сколько с внешними факторами развития данных обществ.

  1. Причины, ход и следствия войны в Корее в 1950-53 гг.

Предпосылки:

Корея с 1910 года до окончания Второй мировой войны в 1945 году была колонией Японии. 6 августа 1945 года Советский Союз, в соответствии с соглашением, заключённым с США, денонсировал акт о ненападении 1941 года, 8 августа объявил войну Японской империи, и советские войска вошли в Корею с севера. Американские же войска высадились на Корейский полуостров с юга.[3]

 

10 августа 1945 года, в связи с неизбежной японской капитуляцией, США и СССР договорились разделить Корею по 38-й параллели, предполагая, что японские войска к северу от неё сдадутся Красной армии, а капитуляцию южных формирований примут США. Полуостров, таким образом, был разделён на северную, советскую, и южную, американскую, части. Предполагалось, что такое разделение является временным.

 

С 1910 по 1945 г. Корея была японской колонией. С поражением Японии в войне Корея была освобождена. По межсоюзническим соглашениям, капитуляцию японских войск к
северу от 38 параллели принимали советские вооруженные силы, к югу — американские. Мало кто мог тогда предполагать, что тем самым закладывались предпосылки раскола страны.


На севере страны стали проводиться социально-экономические реформы по образцу СССР, был взят курс на осуществление «народно-демократической революции». В политической жизни страны решающую роль стала играть компартия во главе с Ким Ир Сеном, усиленная переселением на историческую родину этнических корейцев из СССР.

 

На юге страны формировался прозападный режим авторитарного толка во главе с Ли Сын Маном. В результате в 1948 г. произошел раскол страны: на юге в мае была создана Республика Корея, на севере — в сентябре Корейская Народно-Демократическая Республика. Руководство и севера, и юга выступало за объединение страны, но на своих собственных условиях и под своим собственным главенством. СССР — очень активная помощь Северной Корее.

 

Заручившись одобрением Москвы и Пекина, руководство КНДР организовало полномасштабное наступление своих войск против Южной Кореи.

 

Военные действия начались утром 25 июня 1950 года. Организаторы наступательной операции рассчитывали победоносно завершить ее за 3—4 дня, до вмешательства американцев, однако осуществить этот замысел не удалось. Вначале наступление северокорейских войск развивалось довольно успешно. К сентябрю в руках южнокорейцев оставалась только юго-восточная оконечность полуострова с городом Пусан.

 

Тем временем корейская война превратилась в серьезный международный кризис. Уже 25 июня по требованию США собрался Совет Безопасности ООН, квалифицировавший действия КНДР как агрессию. 30 июня Трумэн отдал распоряжение послать в Корею сухопутные войска США. К началу сентября войска Южной Кореи и силы ООН остановили наступление армии Северной Кореи на юго-востоке полуострова. Под угрозой окружения и разгрома армия Северной Кореи стала отступать. 28 сентября американцы и южнокорейцы вошли в Сеул, затем перешли границу КНДР и 19 октября взяли ее столицу — гор. Пхеньян. К концу октября северокорейские войска оказались прижаты к границе с Китаем, создалась угроза самому существованию КНДР.


Следует отметить, что уже в первые месяцы корейской войны в ООН было внесено несколько предложений, позволявших достичь компромисса и вернуться к довоенному положению. Однако в период успехов Северной Кореи ее руководители отвергали возможные договоренности, а после перехода в наступление сил ООН уже США и их союзники не соглашались на компромисс. Китайские руководители колебались насчет оказания помощи северокорейцам, но возможный выход американских войск на границу с Китаем прямо затрагивал и их интересы. В конце октября «китайские добровольцы» перешли пограничную реку Ялуцзян и вступили в боевые действия стороне северных корейцев. Всего в Корею под видом добровольцев было направлено до 10 дивизий Народно-освободительной армии Китая (НОАК). СССР тоже регулярно поставлял КНДР необходимое вооружение. В северокорейской армии имелись советские военные советники. Кроме того, под видом китайских добровольцев в Корею скрытно было направлено до 5 тыс. советских офицеров: летчиков, зенитчиков, артиллеристов, танкистов. Советские истребители появились в небе Кореи в начале ноября 1950 года. Китайские и северокорейские войска при советской поддержке перешли в наступление и в январе 1951 г. вновь заняли Сеул. В этот критический момент войны генерал Макартур предложил применить в Корее атомное оружие. Однако государственно-политическое руководство США ясно понимало опасные последствия подобных действий, возможность вовлечения американцев в большую войну. Вашингтон не пошел на применение в Корее атомного оружия. Оно оставалось скорее средством устрашения.


В дальнейшем военные действия в Корее развивались с временным успехом, наступательная инициатива переходила то к одной, то к другой стороне. Летом 1951 г. линия фронта стабилизировалась в районе 38-й параллели, откуда и начались военные действия. Обе стороны убедились в невозможности добиться решающих военных успехов. Осенью 1952 было заключено перемирие для последующей выработки условий мира. Окончательное соглашение было достигнуто в 1953г. Южная Корея потеряла до 400 тыс. военнослужащих, США — 142 тыс., потери КНДР и КНР составили до 2 млн. человек, советских военнослужащих — 299 человек.


Война в Корее не принесла победы ни одной из сторон. На полуострове продолжали существовать два враждебных друг другу государства. Тем самым был осуществлен важный шаг к разделу на сферы влияния СССР и США в Азии. Корейская война доказала, что пересмотр сложившейся ситуации силой был практически невозможен из-за упорного сопротивления противника по холодной войне. Вместе с тем корейская война подтвердила, что КНР являлась самостоятельным фактором в Азии, который приходилось учитывать. Военные действия в Корее подхлестнули гонку вооружений и на Западе, и на Востоке. Запад считал, что коммунизм сделал ставку на прямые вооруженные действия для расширения своего влияния. СССР и его союзники убедились, что США готовы использовать все имевшиеся в их распоряжении средства для защиты интересов Запада. Была продемонстрирована конкретная военно-политическая реализация американской доктрины «сдерживания». Более интенсивно пошел процесс формирования и укрепления противостоявших военно-политических блоков.


Корейская война стала примером столкновения сателлитов(государство, формально независимое, но фактически подчинённое другому государству.). Выявилась опасность подобных конфликтов, вовлечения них великих держав. США и КНР прямо участвовали в военном конфликте, СССР скрывал участие своих военнослужащих в боевых действиях, хотя оно и имело место. Вместе с тем, Москва и Вашингтон сумели удержать конфликт на локальном уровне, не допустить его перерастания в большую войну.