Учение о числах, гармонии и мире Пифагора и пифагорейцев. Пифагорейский союз как прототип философского сообщества.

Пифагорейцы – последователи Пифагора, основавшего в греческом городе Кротоне религиозный союз. Черты пифагорейской школы: возникла она как некое братство или религиозный орден, подчиненный строгим правилам общежития и поведения; учение воспринималось как тайна, знать которую позволялось лишь адептам и разглашение которой строжайше запрещалось; пифагорейский союз представлял собой реакционную партийную организацию аристократии. Основные положения философии пифагорейцев: истинное мировоззрение, по Пифагору, покоится на трех основах: морали, религии и знании. Мораль Пифагора – это мораль аристократа. Задачи науки подчинены интересам религии. Первопричина всего сущего – число. Все в природе измеряется, подчиняется числу, в числе – сущность всех вещей; познать мир, его строение, его закономерность – это значит познать управляющие им числа. Мистика чисел составляет ядро пифагорейского идеализма. Учение о противоположностях оформляется в систему метафизически понятых противоположностей (предел и беспредельное, нечет и чет, единое и множество, правое и левое, мужское и женское, покоящееся и движущееся, прямое и кривое, свет и тьма, хорошее и дурное, четырехугольное и разностороннее). Основное философское значение имеет противоположность предельного и беспредельного, определяющая все другие противоположности. Пифагорейцы в основном стояли на позиции метафизического миропонимания, что целиком связано с их пониманием числа, и преуспели в изучении музыки, геометрии и небесной механики.