Западноевропейское искусство ХХ века

АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО – беспредметное нефигуративное искусство. Сохраняет традиционные видовые и технические признаки изобразительного искусства (картина, панно, роспись, скульптурная композиция, графический лист), но отказывается от изображения мира, от самого принципа изобразительности. Пользуется средствами выражения изобразительного искусства (колорит, линия, пятно, фактура, пластический объем), но лишает их изобразительной функции.

АБСТРАКЦИОНИЗМ – широкое направление в искусстве ХХ века, в котором произведение основано на формальных элементах, призванные выразить внутренние закономерности и интуитивно постигаемые сущности, скрывающиеся за преходящими явлениями видимого мира. Первоэлементы формы трактуются как живописные знаки, наделенные исходным духовным содержанием, а пластические формулы, организованные из таких знаков, как отношения между элементами универсума.

АБСТРАКЦИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ – одно из направлений абстракционизма, основанное на сочетании правильных, четко очерченных конфигураций простейших геометрических фигур (П.Мондриан, Р.Делоне).

АБСТРАКЦИЯ ЛИРИЧЕСКАЯ – одно из направлений абстракционизма, в котором композиция организуется из свободно текущих форм, эмоционально воздействующих на зрителя. Яркий образец лирической абстракции – творчество В.Кандинского.

АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ – течение в абстрактной живописи, доминирующее в искусстве США и стран Европы во второй половине ХХ века. особенность А.Э. – предельная спонтанность, импровизационость творческого акта. Художник в стремительном ритме покрывает полотно потоками, пятнами, брызгами краски, передающими его психическое и эмоциональное состояние во время работы. Другие названия А.Э – «живопись действия», ташизм, дриппинг, «абстрактная каллиграфия», иероглифический абстракционизм, лирическая абстракция.

АВАНГАРДИЗМ – авангард – понятие, объединяющее экспериментальные, модернистские, подчеркнуто необычные направления, поиски в искусстве ХХ века, отмеченного резким ускорением художественных процессов. Общие черты всех направлений авангардного искусства:

- принципиальный антитрадиционализм,

- отказ от классических норм изобразительности и красоты,

- ориентация на небывалую формальную новизну или на примитив и низовые формы самодеятельного искусства,

- стремление к художественным открытиям и постоянному самообновлению,

- обращенность в будущее,

- «проектность» всех видов творчества,

- склонность к пророчеству и жизнестроительству, осуществляемому средствами искусства,

- размывание границ между искусством и реальностью,

- создание «открытого» искусства, непосредственно включаемого в окружающую среду (коллаж, реди-мейд, инсталляция, хепенинг, энвайронмент и др.)

АНДЕРГРАУНД – «подпольная» культура как основная часть контркультуры, противопоставившей себя ограничениям и условностям буржуазной культуры (США). В России – андерграунд – обозначение сообществ, представлявших неофициальное, непризнанное властью искусство.

АССАМБЛЯЖ – собирательное понятие, охватывающее различные типы материальных комбинаций, создававшихся художниками-авангардистами. По существу представляет собой расширенный тип коллажа – комбинацию предметов на плоскости или в пространстве.

ИНСТАЛЛЯЦИЯ – пространственная композиция, созданная художником из различных элементов: бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов. Неординарные сочетания тривиальных вещей. Эстетическое содержание инсталляции – игра значений, смысловые трансформации.

КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО – направление в искусстве модернизма ХХ века, связное с широким применением движущихся конструкций и других динамических элементов.

КОЛЛАЖ – франц. – наклеивание, наклейка. Распространенная в изобразительном искусстве ХХ века техника создания картины или графического листа, состоящая в применении различных наклеек из плоских или объемных материалов. Эстетика коллажа – эстетика фрагмента реальности, включенного в контекст живописи и наделенного в ней новым изобразительным или символическим смыслом.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ – от лат. «мысль», «представление». Концептуализм – одно из направлений в искусстве авангарда второй половины ХХ века. Для концептуализма характерен отказ от воплощения идеи в материале, сведение искусства исключительно к феноменам сознания (принцип «искусства в голове»). К. отвергает традиционные формы изобразительности и выразительности как отвлекающие от понимания предложенной художником идеи. Материальные средства лишь выполняют роль возбудителя идей, представлений – наброски, проекты, фразы, тексты, фотоснимки. Творческие проявления концептуализма разнообразны – создание объектов, проведение художественных актов и т.п.

МИНИМАЛЬНОЕ ИСКУССТВО – направление авангардизма второй половины ХХ века. Форма сводится к минимуму, т.е. к простейшим геометрическим объемам и очертаниям. Произведения минималистов – огромные пластмассовые или металлические коробки, конусы, решетчатые конструкции, ровно окрашенные прямоугольные планшеты и листы жести, чаще всего выполненные на заводе по эскизам художника. Крайняя механистичность и имперсональность. Другие названия этого искусства – «серийное искусство», «искусство первичных структур», «мини-арт».

МОДЕРНИЗМ – «современный», «новейший». Совокупность нереалистических авангардных направлений в искусстве ХХ века. Искусство модернизма носит программный антиавторитарный, антитрадиционный характер. Особенность модернизма – увлечение формально-пластическими, колористическими, композиционными проблемами художественного творчества. Цель модернизма - создание принципиально оригинальных произведений, несущих внутреннюю свободу и новизну художественных средств.

НЕОПЛАСТИЦИЦЗМ – доктрина искусства « чистой пластики», выработанная голландским художником П.Мондрианом и осуществляемая им в собственной живописи. Картина строится на сочетании прямоугольных плоскостей, окрашенных в три основных цвета: красный, синий, желтый.

НЕОРЕАЛИЗМ – направление в искусстве Италии после второй мировой войны. Для живописи и графики неореализма характерны формы активного экспрессивного реализма, динамичная композиция, насыщенный цвет, форсированная линия.

«НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ» - направление в искусстве Германии 20-30-ых годов. «Н.В.» противопоставляет тревожной экстатичности экспрессионизма объективное изображение реальности. Но жесткие линии, резкие контуры, холодные темные цвета создают ощущение странной застылости, ирреальности, магической завороженности натуры. Другое название «Новой вещественности» - «магическая живопись».

ОП-АРТ – оптическое искусство. Одно из направлений модернизма, оформилось во второй половине ХХ века (50-60-ые годы). Использует зрительные иллюзии, опираясь на особенности плоских и пространственных фигур. Создает и использует эффекты пространственного перемещения, парения, слияния форм, которые достигаются введением резких цветовых и тональных контрастов, ритмических поворотов, пересечением спиралевидных и решетчатых конструкций. Генетически оп-арт связан с геометрической абстракцией.

ПЕРФОРМАНС – выступление, игра, представление. Форма современного искусства, одна из разновидностей акционизма, возникшая в авангардистских течениях 50-60-ых годов ХХ века. Перформанс – короткое представление перед публикой, устроенное одним или несколькими участниками. Акции перформанса заранее планируются и протекают по некоторой программе. Перформанс – театр визуальных искусств, т.к. в него включаются поэзия, танец, музыка, элементы пантомимы .

ПОП-АРТ – популярное искусство. Направление в искусстве 50-60-ых годов ХХ века, для которого характерны использование и переработка образов массовой культуры. В поп-арте выразилась реакция художников на новую урбанистическую среду, наполненную имиджами массовой культуры, Признаки массовой культуры вводятся в картину как прямая цитата (коллаж, фото) или имитируются их подобия. Художники поп-арта инициировали такие формы, как хэппэнинг, предметная инсталляция, ассамбляж, видео-арт.

ПРИМИТИВИЗМ – направление в изобразительном искусстве 20-ых годов. Программное сознательное упрощение художественных средств и образов, ориентация на формы примитива, наивного искусства самоучек. Образцы для художников-примитивистов: первобытное искусство, раннее средневековое искусство, народное и детское творчество, а также изобразительное творчество городских низов и самодеятельных художников. Причина возникновения примитивизма и увлечения им художников-авангардистов – неприятие ими современной убранизированной жизни, изощренного элитарного искусства, унифицированной массовой культуры.

ПУРИЗМ – одно из направлений модернизма в живописи Франции 20-ых годов. Пуристы стремятся к максимальному самоограничению, к созданию искусства предельно строгого, очищенного от деталей. Пуристы последовательно упрощали формы, очерчивали их геометрически четкими линиями. В эстетике пуризма, в частности, сложились принципы функционализма, ярко проявившиеся в архитектуре и дизайне.

РЕДИ-МЕЙД – Reаdy-made – одно из направлений модернизма. Экспонирование предметов промышленного производства. Смысл реди-мейда в том, что за счет смены контекста изменяется и восприятие предмета, в котором зритель видит не утилитарную вещь, а отвлеченную форму.

РИДЖИОНАЛИЗМ – направление в искусстве США 20-40-ых годов ХХ века, содержит идеи национальной исключительности и самобытности развития американского искусства. В живописи риджионализм культивирует изображение «подлинной» Америки, ее сельского ландшафта, быта фермеров, местных легенд и фольклора. Для живописи риджионализма характерно сочетание натурализма с примитивизмом, подражание художникам-самоучкам.

СЮРРЕАЛИЗМ – «сверхреализм» – направление в искусстве модернизма. Сюрреализм утверждал, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя в грезах, сновидениях, галлюцинациях, видениях. Это бессознательное начало – основа творческого процесса художника. Один из ведущих принципов создания образа в системе сюрреализма – «сочетание несочетаемого». Яркий образец сюрреализма – творчество С.Дали.

ФОВИЗМ – «дикие» - одно из течений модернизма, сложившееся во Франции начала ХХ века. Характерные черты фовизма – интенсивное звучание открытого цвета, отказ от светотеневой моделировки и линейной перспективы, условное пространство, плоскостная трактовка формы. Название направления «фовизм» отражает реакцию современников на поражавшую их «дикую» яркость красок.

ФУТУРИЗМ – направление в искусстве модернизма ХХ века. Футуризм воспевал будущее, эпоху индустриализации, техники, высоких скоростей и темпов жизни. Для живописи футуризма характерны «энергетические» композиции с раздробленными на фрагменты фигурами и пересекающими их острыми углами. В них преобладают вертящиеся, мелькающие, взрывоподобные формы зигзага, эллипса, воронки, конуса. Главный признак футуризма – совмещение в одной композиции разных моментов движения.

ХЭППЭНИНГ – разновидность акционизма (концептуального искусства), популярного в изобразительном искусстве второй половины ХХ века. Хэппэнинг развивается как событие, скорее справоцированное, чем организованное его инициаторами. Действие разыгрывается в городской среде или на природе, в него вовлекается и публика. Хэппэнинг возник как форма тотального театра. Художники рассматривают хэппэнинг как род движущегося произведения, где окружающая среда, предметы играют не менее важную роль, чем участники.

ЭКСПРЕССИОНИЗМ – направление в искусстве модернизма начала ХХ века. В живописи экспрессионизма натура деформируется, краски ложатся тяжелыми массами, угловатые рубленые формы, резкие тоновые контрасты. Живопись и графика экспрессионизма выражают тревожное, болезненное мироощущение, присущее периодам социальных кризисов, характерных для ХХ века.

ЭНВАЙРОНМЕНТ – от англ. «окружение». Одна из форм авангардного искусства второй половины ХХ века. Обширная пространственная композиция, охватывающая зрителя наподобие реального окружения. Игровое пространство, предполагающее определенные действия зрителей. Иногда создается имитация интерьера с людьми, куда вносятся элементы бредовой фантастики – энвайронмент натуралистического типа.