Терминологический словарь
Искусство Западной Европы XVII-XIX веков
АКАДЕМИЗМ – оценочный термин, относится к тем направлениям в искусстве, представители которых целиком ориентируются на установленные художественные авторитеты и отстаивают абсолютные, не зависящие от места и времени, нормы прекрасного. Исторический академизм связан с деятельностью академий, воспитывавших художников в духе следования образцам античного искусства и Итальянского Возрождения.
АНСАМБЛЬ – от франц. «вместе». В архитектуре и изобразительном искусстве – единство, стройная целостность художественного произведения Термин применяется и к группе взаимодействующих по замыслу художника произведений различных видов искусств.
АМПИР – стиль в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве первой трети 19 века, завершивший развитие классицизма; стиль империи Наполеона, подражающий архитектурным формам императорского Рима.
БАРБИЗОНЦЫ – художники так называемой «барбизонской школы», представители реалистического течения во французской пейзажной живописи 30-60-ых годов 19 века, работающие в деревне Барбизон и ее окрестностях.
БАРОККО – стиль в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве стран Западной Европы 17-18 веков.
БЕЛЬВЕДЕР – площадка или помещение наверху здания, служащая для обозрения окружающей местности.
БИСКВИТ – в художественной керамике белый неглазурованный матовый фарфор. Используется как материал для скульптуры малых форм.
БОСКЕТ – декоративно подстриженный кустарник или деревья, композиции из декоративно подстриженных деревьев как составные звенья системы регулярного парка.
ГРИЗАЙЛЬ – монохромная живопись, применяемая для декоративного оформления стен и потолочных падуг, имитирующая скульптурные рельефы.
ИДЕАЛИЗАЦИЯ – букв.«приукрашивание», отступление от жизненной правды вследствие намеренного или невольного приукрашивания художником предмета изображения, Идеализация проявляется также в воплощении отвлеченного нежизненного идеала, в сглаживании конфликтов, противоречий и т.п.
ИЛЛЮЗИОНИЗМ – от лат «обман, насмешка». Изобразительная трактовка, рассчитанная на внешнюю живость и правдоподобие, граничащая с иллюзией, обманом зрения. В отрицательном значении термин употребляется для характеристики натуралистического подхода к изображению, рассчитанного на передачу видимости вместо сути и смысла явления.
ИМПРЕССИОНИЗМ – от франц. «впечатление». Направление во французской живописи 70-80-ых годов 19 века. Цель живописи импрессионистов – передача мгновенного зрительного впечатления от натуры, в первую очередь, световоздушной среды. Главный вид живописи импрессионистов – пленерный этюд.
ИНКРУСТАЦИЯ – вид мозаики. Украшение предмета, выполненного из одного материала, врезанными изображениями или орнаментом из другого материала. Изображение собирается из кусочков простой геометрической или более сложной, вырезанной по шаблонам формы, которые закрепляются в слое грунта (извести, цемента, мастики, воска…)
КАРТУШ – декоративное оформление надписи или эмблемы, обычно оформленное в виде щита или полуразвернутого свитка. Скульптурный, орнаментально оформленный герб на фасаде здания.
КЛАССИЦИЗМ – стиль в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Западной Европы 17-19 веков, возникший в эпоху окончательного сложения в Европе централизованных национальных монархий. Признавая высшим образцом искусство античности и эпохи Итальянского Возрождения, классицизм стремится к выражению идеи гармоничного устройства общества, основанного на вечных и незыблемых законах разума, где индивидуальность целиком подчинена интересам государства, а главной добродетелью гражданина является всепоглощающее чувство долга.
КУРДОНЕР – парадный полураскрытый двор перед зданием, ограниченный главным и двумя боковыми его корпусами.
МАНСАРДА – чердачные помещения, используемые для жилья или иных целей. Происхождение термина связано с именем французского архитектора 17 века Франсуа Мансара, любившего проектировать здания, завершенные полуэтажами.
«МАЛЫЕ ГОЛЛАНДЦЫ» - многочисленный круг голландских живописцев 17 века, называемых так в связи с камерным характером их творчества и небольшим размером картин преимущественно бытового жанра, а также в отличие от современных им выдающихся голландских художников Франса Хальса и Рембрандта.
МАРИНА – произведение пейзажной живописи, посвященное изображению моря. Основная, решающая задача любой марины – воплощение морской стихии в том или ином ее проявлении. В качестве самостоятельного жанра появилась в Голландии в 17 веке.
МЕДАЛЬОН – в монументально-декоративном и прикладном искусстве круглое или овальное поле, включающее изобразительную или орнаментальную композицию и входящее составной частью в декоративную отделку здания или бытового предмета. В области архитектурной декорации выполняется, как правило, средствами рельефа, мозаики, росписи.
НАЗАРЕЙЦЫ – название группы немецких и австрийских художников, образовавших в 1809 году в Вене «Братство святого Луки». Назарейцы работали в Риме, живя по образу средневекового религиозного братства, стремились возродить духовность искусства Средних веков и Раннего Возрождения. Ведущие художники братства: Ф.Овербек, П.Корнелиус, Г.Пфорр, В.фон Шадов.
НИМФЕЙ – в античной архитектуре святилище, посвященное нимфам. В архитектуре Западной Европы 17-18 веков – открытый водоем или здание с бассейном.
НИША – углубление в стене для установки статуй, декоративных ваз, фонтанов. Декоративный прием для пластической разработки и художественного оформления стены, плоскости фасада здания.
ПАВИЛЬОН - небольшое сооружение иногда временного характера, иногда как элемент садово-паркового ансамбля.
ПАЛЛАДИАНСТВО - направление в западноевропейском зодчестве 17-19 веков, развивавшее в рамках классицизма принципы архитектуры знаменитого итальянского зодчего ХУI века Андреа Палладио.
ПАРТЕР – в садово-парковом искусстве открытая часть сада или парка. В регулярном парке – участки правильной формы с узорами из растений или цветных песков; водоемы правильной геометрической формы – водные партеры; лужайки, газоны, цветники правильной формы – зеленые партеры.
ПЕРГОЛА – увитая зеленью беседка или коридор из легких решеток на арках или столбах, служащие для защиты от зноя. Пергола активно использовалась в регулярных парках 17-18 веков как составная часть их ансамбля.
ПЛАСТИЧНОСТЬ - «скульптурность», выпуклость, отчетливость объемной формы в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Художественная выразительность объемной формы, гармоничное соотношение выразительности моделировки с весомостью, внутренней наполненностью формы.
ПЛЕНЕР – букв. франц. «открытый воздух». Термин, обозначающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленного воздействием солнечного света и окружающей атмосферы.
ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ – термин, охватывающий все направления западноевропейского искусства, сформировавшиеся в последнее десятилетие 19 века и существовавшие почти до первой мировой войны.
ПРЕРАФАЭЛИТЫ – художники романтически-стилизаторского течения в английской живописи середины 19 века. Общество «Братство прерафаэлитов» ставило своей целью возрождение принципов искусства Кватроченто (Раннего Возрождения в Италии).
ПУТТИ – букв.«младенец». Изображение маленьких мальчиков, иногда крылатых, совмещающих в своих образах черты античных Эротов и христианских ангелов. Излюбленный декоративный мотив в изобразительном искусстве и архитектуре 17-19 веков.
РАСКРЕПОВКА – расчленение выступами карнизов зданий. Применяется для членения и пластического обогащения фасадов зданий.
РОЗЕТКА – от франц. «розочка». Орнаментально-декоративный мотив в виде стилизованного цветка.
РИЗАЛИТ – часть здания, выступающая за основную линию его фасада.
РОМАНТИЗМ - художественное направление в европейском искусстве, сложившееся в 20-30-ые годы 19 века, пришедшее на смену классицизму.
САЛОН – названия официальных выставокво Франции, которые устраивались в Париже с 17 века, сначала в Лувре, затем в Салоне, откуда и происходит их название. Салон – наименование выставок Французской Академии художеств 17-19 веков.
САЛОННОЕ ИСКУССТВО, САЛОННОСТЬ – нарицательное обозначение внешней красивости, банальности, бессодержательности произведений изобразительного искусства, имитирующих подлинные художественные ценности и рассчитанных на невзыскательные вкусы массового зрителя. Термин получил распространение со второй половины 19 века.
СЕЙЧЕНТО – наименование 17 века, принятое в искусстве Италии. Условное обозначение культуры Италии 17 века.
СОФИТ – обращенная книзу поверхность потолка, арки, выносного карниза и других архитектурных форм, как правило, декоративно обработанных.
СТАФФАЖ – букв. с нем. «украшать картины фигурами» - второстепенные мелкомасштабные фигурки людей и животных, изображенные в пейзаже для оживления вида.
СТИЛИЗАЦИЯ – подражание какому-либо художественному стилю. Обобщенное, упрощенно-схематическое изображение в орнаментах предметных форм, сведение их к определенному стилевому единству.
ШПАЛЕРЫ – ткани, ковры, тисненая кожа, укрепленные на стене по типу обоев. После появления в 18 веке бумажных обоев название «шпалеры» в течение долгого времени сохранялось и за ними.
ЭДИКУЛА – ниша, обрамленная парой колонн, полуколонн или пилястр, увенчанных фронтоном.