Йах кароти са мадхйамах
Преданный промежуточного уровня или второго класса, именуемый мадхйама-адхикари, отдает свою любовь Верховной Личности Бога, искренний друг всем преданным Господа, проливает милость невинным невежественным людям и избегает тех, кто завидуют Верховной Личности Бога.
Согласно Бхагавад-гите, каждое живое существо в материальном мире вечно является крошечной фрагментарной частицей Верховной Личности Бога. Но из-за влияния майи возгордившиеся обусловленные души становятся враждебными служению Господу и преднным Господа, выбирают своими лидерами людей, предающихся чувственным наслаждениям, и таким образом заняты разнообразной деятельностью в никчемном обществе обманщиков и обманутых, в обществе, где слепые ведут других слепых в канаву. Хотя вайшнавы искренне стремятся служить обусловленным душам, приводя их в изначальное положение, под влиянием майи материалистичное живое существо ожесточается и отвергает милость преданных Господа.
Согласно Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру, хотя преданный второго класса стремится проповедовать невинным обусловленным душам, ему следует избегать атеистов, чтобы не оскверняться и приходить в беспокойство благодаря общению с ними. Шрила Вишванатха Чакраварти подтверждает, что вайшнав должен быть безразличен к тем, кто завидуют Верховному Господу. Мы видим на практике, что когда таким людям говорят о славе Верховной Личности Бога, они пытаются смеяться над Верховным Гсоподом, так еще дальше деградируя в своем оскверненном существовании. В этой связи Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур приводит цитату из Десятой Песни Шримад Бхагватам (10.20.36): «Иногда осенью с вершин гор сбегают потоки, неся чистую воду, а иногда их нет. Вот также иногда великие святые распространяют чистое знание, а иногда молчат».
В этой связи Шрила Джива Госвами замечает, что хотя может казаться, что преданный Господа первого класса, входя в настроение игр Господа, может иногда проявлять ненависть по отношению к демонам, преданным промежуточного уровня следует избегать подобных чувств. Более того, преданный промежуточного уровня ни коим образом не должен общаться с могущественными атеистами, поскольку существет опасность, что его ум может прийти в заблуждение благодаря такому общению. Согласно Шриле Вишванатхе Чакраварти Тхакуру, если вайшнав-проповедник встречается с человеком, который завидует ему, проповеднику следует держаться подальше от такого завистливого человека. Но вайшнав-проповедник может медитировать на то, как спасти завистливых людей. Такая медитация называется сад-ачарой или поведением, достойным святых. В качестве примера святой личности Шрила Джива Госвами упоминает Прахлада Махараджа. В Шримад Бхагватам Прахлад говорит следующие слова: «О лучшая из великих личностей, я совсем не боюсь материального существования, ибо где бы я ни был, я полностью поглощен мыслями о Твоей славе и деяниях. Я беспокоюсь лишь об этих глупцах и мошенниках, который строют большие планы, чтобы быть счастливыми в окружении семьи, общества и страны. Я просто беспокоюсь за них из любви к ним». Хотя вайшнав-проповедник постоянно медитирует на благо всех живых существ, он не будет общаться с теми, кто не восприимчив к посланию Верховного Господа, Кришны. В этой связи Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур утвердает, что даже Бхарата Махарад, Вьясадева и Шукадева Гсовами не проявляли свою милость всем подряд.
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур дал детальное объяснение, доказывая, что разборчивость проповедника мадхйама-адхикари вовсе не указывает на недостаток милосердия. Он утверждает, что упекша, или безразличие, как упоминается в этом стихе, является правильным лекарством для тех, кто враждебно относятся ко Всевышнему Господу и Его преданным. Безразличие, истекающее от проповедника, сдерживает чувства злобы с обоих сторон. Хотя Веды предписывают, что следует отрезать языка тому, кто оскорбляет Верховного Господа и Его преданных, в этот век лучше всего просто избегать потенциальных оскорбителей, и таким образом не давать им возможностьи совершать еще больше греховных поступков против вайшнавов. Долг вайшнава-проповедника указывать на тщетность любого метода, кроме принятия прибежища у Верховного Господа. Однако, завистливый человек будет раздражаться, слыша подобную сильную проповедь вайшнава и проявлять непочтение к нему, считая, что преданный просто критикует других безо всяких на то причин. Такого человека, который не может оценить милость вайшнавов, следует избегать. Иначе, согласно Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру, его зависть будет расти день ото дня.
Те, кого не привлекает движение санкиртаны Шри Чайтаньи Махапрабху, и кто выражают непочтение верным слугам Господа Чайтаньи, считая их сильные утверждения о движении санкиртаны препятствиями их личному поклонению Господу, никогда не смогут сосредоточить свои умы на Кришне, но постепенно отойдут с пути преданности, принимая внешнюю деятельность в материальном мире за действительное поклонение Верховной Личности Бога, Кришне.
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур категорично отверг недалеких людей, которые под предлогом милосердия и равного видения считают, что неверующий также является преданным Верховного Господа, и которые таким образом пытаются дать святое имя таким оскорбителям. Шрила Бхактисиддханта говорит: «Когда люди по-детски считают себя маха-бхагаватами и действуют, противореча указаниям духовного учителя – вайшнава, такое поведение просто сдерживает их возможность получать милость вайшнава-гуру. Введенные в заблуждение ложным эго, эти преданные-самозванцы постепенно становятся достойными того, чтобы чистые преданные промежуточного уровня избегали их, и лишаются милости, источником которой является удовлетворение преданных. Так они становятся асадху, постоянно совершая оскорбления преданных, проповедующих святое имя Кришны. Поэтому чистые преданные во всех обстоятельствах проявляют безразличие к тем, кто без всяких оснований воображают себя чистыми преданными Господа». Другими словами, те, кто проповедуют вайшнавов-проповедников, находящихся на втором уровне, за то, что они смотрят, кто достоин получить млиость Господа, а кто просто завистлив, не понимают миссию Господа. Господь Кришна Сам утверждает в Бхагавад-гите (4.8): «Чтобы освободить праведников и уничтожить злодеев, а также восстановить религиозные принципы, Я сам спускаюсь на землю из века в век».
Шрила Джива Госвами отметил, что хотя преданный-маха-бхагавата может действовать на уровне второго класса ради проповеди, его отвержение завистливых живых существ не препятствует видению Господа как всепроникающего. Напротив, когда преданный первого класса, или даже преданный второго класса отвергает атеистов, он выражает миссию Верховной Личности Бога. Вайшнав первого или второго класса, в действительности никогда не питает зависти к другому живому существу, но из сильной любви к Верховному Господу он приходит в гнев, когда Господа оскорбляют. Также, понимая миссию Господа, он проявляет разборчивость в соответствии с положением конкретного живого существа. Считать такого вайшнава-проповедника обыкновенным завистливым человеком или считать его сектантом из-за того, что он провозглашает чистое преданное служение как наиболее возвышеннй из всех методов духовного прогресса, отражает материалистическое видение. Подобное оскорбление стаскивает оскорбителя в адские условия жизни, в соответствии с законами материальной природы.
Согласно Дживе Госвами, хотя маха-бхагавата видит каждое живое существо как чистую духовную душу, такой маха-бхагавата все равно испытывает особые духовные эмоции и другие признаки, при встрече с другим вайшнавом. Это не противоречит его видению как высочайшего преданного, это признак его любви к Кришне. Чистый преданный видит каждое живое существо неотъемлимой частицей Кришны, и поэтому выражает свою любовь к Кришне через любовь ко всем экспансиям и творениям Кришны. Тем не менее, такой маха-бхагавата чувствует особую экстатическую любовь, видя, как другое живое существо непосредственно приносит удовольствие чувствам Верховного Господа. Такие чувства проявляются в словах, обращенных Господом Шивой к Прачетам: «Если человек случайно пообщается с преданным даже в течение доли мгновения, его больше не будут привлекать результаты кармы или гьяны. Какой тогда будет у него интерес к благословениям полубогов, которые подвержены законам рождения и смерти»? (Бхаг. 4.24.57). Подобным образом, Господь Шива также говорит: «Вы все чистые преданные Господа, и поэтому я отношусь к вам как достойным того же почтения, что и Сама Верховная Личность Бога. Я знаю, что точно так же преданные почитают меня, и что я дорог им. Таким образом никто не может быть дороже преданным, чем я». Подобным образом, в Первой Песне Шримад Бхагаватам(1.7.11) Шрила Шукадева Госвами описывается особенно дорогим для чистых преданных Господа.
Удивительные любовные взаимоотношения между Вайшнавами высшего уровня продемонстрированы в играх Чайтанья-чаритамриты. Другими словами, хотя Вайшнав видит каждое живое существо как неотъемлимую частицу Кришны, он должен быть разборчив в своем внешнем поведении, чтобы не мешать изначальной цели творения Господа, заключающейся в том, чтобы исправить живые существа, чтобы они постепенно смогли вернуться домой, назад к Богу. Чистый преданный не будет подобно глупцу имитировать равное видение и проповедовать завистливым людям; напротив, он уважает миссию Господа, описываемую в Бхагавад-гите (4.11) словами: «Как челвоек отдает себя Мне, соответственно Я награждаю его».
С другой стороны, если Господь пожелает, чистый преданный может выражать свое почтение всем живым существам. Например, Шрила Джива Гсовами упоминает, что Уддхава и другие чистые преданные Господа были всегда готовы принести почтительные поклоны даже таким как Дурйодхана. Однако, мадхйама-адхикари не должен подражать такому поведению уттама-адхикари. В этой связи, разница между мадхйама-адхикари и уттама-адхикари описывается Шрилой Вишванатхой Чакраварти Тхакуром следующим образом: Мадхйама-адхикари не может в любой момент воспринимать присутствие Верховного Господа во всех живых существах, в то время как уттама-адхикари, даже если он действует на уровне второго класса, исполняя миссию Господа, знает, что каждое живое существо в конце концов обладает сознанием Кришны, но лишь забыло об этом. Поэтому хотя преданный внешне может проявлять четыре различных вида поведения, упомянутых в данном стихе, а именно: поклонение Господу, дружбу с преданными, проповедь невинным и отвержение демонов – он не обязательно находится на уровне второго класса, поскольку уттама-адхикари также может проявлять эти признаки, чтобы исполнять миссию Господа. В этой связи Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур упоминает, что долгом мадхйама-адхикари является быть правой рукой уттама-адхикари, дав обет действовать действовать на благо других и стараясь помогать в распространении любви к Кришне.
Наконец, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур дал замечательное объяснение различия между арчаной и бхаджаной. Арчана относится к уровню садхана-бхакти, когда преданный служет Господу, чтобы исполнять правила и ограничения этого метода. Тот, кто обрел прибежище святого имени Господа и полностью занят в попытках служить Господу, должен считаться находящимся на уровне бхаджана, даже если иногда его внешняя деятельность может быть менее сторогой, чем деятельность неофитов, занятых арчаной. Этот кажущийся недостаток строгости, однако, относится к вольности не в основополагающих принципов святого поведения и отрешенности от чувственных наслаждений, а скорее к деталям вайшнавских церемоний.