Что такое дхама?
Слово дхама означает «святое место паломничества». Следует служить святому месту, такому как Матхура, Вриндаван, Навадвипа, Джаганнатха Пури, Дварака, и берегу Ямуны или Ганги. Это места, где Господь обитает и совершает свои удивительные игры. Дхама – это проявление энергии сат (сандхини-шакти) или энергии, проявляющей вечное бытие, и поддерживающей явление и игры Господа. Дхама, находясь под управлением Господа Баларамы, очищает падшие души. Вриндаван и Навадвипа неотличны друг от друга. Более того, во Вриндаване и Навадвипе находятся все остальные места паломничества, поэтому, пожалуйста, не удивляйтесь, когда мы будем использовать эти названия, как синонимы слова дхама.
Святая дхама является проекцией соответствующей планеты духовного мира в эту материальную вселенную. Дхама вечна. Она не уничтожается даже во время уничтожения вселенной, хотя иногда она может скрываться от глаз обусловленных живых существ. Например через сто лет после ухода Господа Чайтаньи Навадвипа-дхама скрылась от глаз материалистичных людей, воспользовавшись меняющимся течением Ганги. Но еще через триста лет святая Навадвипа вновь открыла себя великим преданным Шриле Бхактивиноду Тхакуру и Шриле Джаганнатхе дасу Бабаджи, которые благодаря духовному мистическому видению непосредственно смогли лицезреть подлинный облик дхамы и раскрыть его для всех.
Господь приходит в этот мир для того, чтобы уничтожить злодеев, восстановить принципы религии, и, в особенности, для того, чтобы принести облегчение Своим преданным в этом материальном мире, страдающих от боли разлуки с Ним. Он приходит и являет Свои чудесные игры, с тем чтобы на протяжении многих тысячелетий поколения преданных могли наслаждаться, обсуждая их. Кришна никогда не приходит один. Его всегда сопровождают Его вечные спутники, и земля, на которой Он совершает Свои игры, также привносится Им из духовного мира. Именно святая дхама обеспечивает то чудесное разнообразие, которым пропитана Кришна-лила.
Кришна вечно совершает свои божественные игры в дхаме. Когда Он нисходит в этот мир как аватара, эти игры проявляются (праката-лила), а когда Он сворачивает Свои игры, то они переходят в непроявленное состояние (апраката-лила). Освобожденные души могут непрерывно наблюдать апраката-лилы, проходящие в святой дхаме. Поскольку дхама как-бы «погружена» в этот материальный мир, вечные игры Господа проявляются здесь чуточку в иной форме, чем они происходят в духовном небе. Например, здесь Кришна рождается, растет, убивает демонов, в то время как на Голоке все эти игры существуют лишь в сознании ее обитателей. Кришна вечно пребывает там в образе пятнадцатилетнего юноши, но под влиянием йога-майи мама Яшода вечно хранит воспоминания о том, как Кришна «был» крошечным малышом, сосущим ее грудь, а все обитатели Вриндавана с восторгом «вспоминают», как Кришна убил Путану и покорил змея Калию. Подобным же образом, в духовном мире так называемые «мужья» гопи существуют лишь как их настроение, вносящее в игры Кришны несравненное разнообразие. Эти «мужья» не имеют отдельного независимого сущестования. Когда же Кришна и Его вечные спутники нисходят в материальную вселенную, это настроение принимает внешние формы пастухов Враджа.
Как увидеть Дхаму?
В Дхаму невозможно попасть, просто купив билет на самолет в Индию и затем проделав остаток пути на автобусе, поезде или такси. Дхаму невозможно увидеть материальными глазами, то есть в материальном сознании. Йога-майа надежно защищает дхаму от материалистов – например, во Вриндаване они не увидят ничего, кроме тощих собак, сточных канав, худосочных коров, вездесущих жирных свиней, навязчивых торговцев, какофонии звуков, создаваемой ревущими со всех сторон громкоговорителями, мотоциклами, машинами и автобусами. Они увидят сухую, пыльную землю, на которой здесь и там растут невысокие, усеянные колючками деревья. Затем эти телеги с запряженными в них быками, буйволами, лошадьми или верблюдами; нестерпимо жаркое лето и пронизывающе холодная зима; ребятишки, справляющие нужду прямо на улице…
Внешне Вриндаван выглядит заброшенным место, ничего общего не имеющим с небесным раем. С усугублением Кали-юги он может деградировать еще больше. Прабхупада замечал, что из-за грехов людей Вриндаван превращается в пустыню, и в будущем это будет еще хуже. Шрила Прабхупада говорил: «Это земля Кришны, Вринадаван, а они делают здесь греховные вещи. И их наказывает Сам Кришна».
Однажды преданный спросил у Шрилы Прабхупады: «Как понять, что Вриндаван – это обитель Кришны? Ведь кажется, что здесь столько всего оскверненного?» Шрила Прабхупада ответил: «Это потому что осквернены твои чувства. Но когда твои глаза будут умащены бальзамом любви, тогда ты сможешь увидеть Вриндаван. Не суди Вриндаван по внешним проявлениям». В другой раз преданный спросил у Шрилы Прабхупады: «Почему Вриндаван сейчас выглядит таким грязным и неухоженным?» «Эта уродливость есть проявление йога-майи», – ответил Прабхупада, – «Кришна прячет его. Вриндаван выглядит таким, чтобы отвадить атеистов и имперсоналистов. Для преданного этот Вриндаван неотличен от обители Кришны в духовном небе, Голоки Вриндавана. Вриндаван прячется от материалистов. Земной Вриндаван – это копия Голока Вриндавана, и поэтому они неотличны друг от друга, но поскольку он проявлен в материальной вселенной, здесь действуют законы материальной природы».
По милости Господа Шри Кришны достигшие совершенства чистые преданные могут видеть, слышать, ощущать и жить в возвышенном разнообразии трансцендентного, проявленного в совершенной и вечно свежей обители Господа. Преданный видит в святой дхаме трансцендентную землю, украшенную бесчисленными деревьями, птицами, водопадами и восхитительными событиями, происходящими на этой сцене. В этом лежит ключ к тому, как мы с нашими несовершенными чувствами сможем увидеть дхаму. Получив благословение духовного учителя, мы должны постараться взглянуть на Вриндаван (или Навадвипу) глазами чистого преданного. Это может быть Шрила Вьясадева, автор Шримад Бхагаватам, или другие ачарьи, говорящие с нами со страниц своих бесценных книг. Шастра-чакшуш – «видеть глазами священных писаний» – таков метод истинного восприятия реальности, принимаемый чистым преданным. На практике это означает, что мы можем бродить по святым местам, в которых проходили разнообразные игры Господа, взяв с собой книгу, в которых они описываются, и прийдя куда-либо, погружаться в нектар чтения и воспоминания этих игр. Другой альтернативой является ходить по святым местам в сопровождении продвинутых преданных, которые носят эти игры в своем сердце, и могут раскрыть их для нас. По милости Шрилы Прабхупады и его последователей, центры ИСККОН во Вриндаване и Навадвипы предоставляют обе эти возможности.
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, живший более трехсот пятидесяти лет назад, раскрывает нам, каким видит святую дхаму чистый преданный:
«В лесах Вриндавана здесь и там земля усеяна спелыми манго, упавшими с деревьев, и гроздьями винограда, частично общипанными обезьяанами. Вриндаван предстает во всем своем великолепии, удивляя взгляд видом разнообразных экзотических деревьев, чудесных плодов и цветов, прекрасных лиан, множеством попугаев и других птиц, а также диких животных. Во Врадже много великолепных прудов, заводей, озер и рек, усеяных мозаикой белых, голубых, красных, желтых и многоцветных лотосов, меж которых грациозно плавают лебеди и другие водоплавающие птицы. Местами земля Вриндавана инкрустирована изумрудами, рубинами и другими драгоценными камнями, а деревья, кустарники и лианы сделаны из золота и хрусталя».
Нароттама Дас Тхакур говорит, что лишь только если наше сердце будет свободно от материальных желаний, мы сможем увидеть Вриндаван. Это главное условие, необходимое для того, чтобы увидеть дхаму. Дхама очищает, и типичные «друзья» духовной жизни – вожделения, гнева, жадности и т.д. – не так сильно беспокоят здесь. Вместе с тем следует остерегаться отношение к посещению дхамы как к «экскурсии» или знакомству с «местными достопримечатльностями». Следует избегать чрезмерного увлечения «Лой базаром» – приобретением атрибутики. Важно сохранять смиренное состояние ума и считать себя ниже травинке. Последнее – в особенности справедливо, ибо даже Господь Брахма и Уддхава возносили молитвы, чтобы родиться травинкой во Вриндаване и иметь таким образом возможность прикасаться к пыли с лотосных стоп Господа и Его вечных спутников. Ниже мы приведем список оскорблений святой дхамы, которые могут привести к появлению материальных желаний и тем самым заслонить от нас видение ее вечной духовной природы.
В Чайтанья Бхагавате здесь и там мы встречаем такие слова: «Господь Гауранга и поныне совершает здесь Свои чудесные игры, но лишь немногие могут видеть их». Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур объясняет, что освобожденные души могут непрерывно наблюдать и участвовать в вечных непроявленных играх Господа, проходящих в дхаме. Другие же – те, кто еще не достигли совершенства – могут видеть отдельные игры Господа, искренне и чисто повторяя Гаятри-мантру (Кама-гаятри или Гаура-гаятри, соответственно). Повторяемая в разных местах, Гаятри-деви будет открывать нашему внутреннему видению различные проходящие в этих местах игры Господа. Это, конечно, возможно для тех, кто получил посвящение в повторение гаятри-мантры, да и то для наиболее удачливых из них. Такие же методы как шастра-чакшуш (смотреть на дхаму глазами священных писаний – читая или слушая описания дхамы из уст возвышенных преданных), и санкиртаны (воспевания святых имен в дхаме в обществе преданных), очень легки и доступны для всех.