Взаимосвязь результатов труда и удовлетворения трудом сотрудников.
Удовлетворение трудом (УТ)- это набор благоприятных чувств и эмоций, возникающих у работника в процессе и при оценке результатов работы. Это приятное эмоциональное состояние, проистекающее из оценки собственной работы. В ОП – удовлетворение трудом – важная установка.
Удовлетворение от труда является эмоциональной установкой, чувством приязни или неблагосклонности по отношению к чему. Однако между этим, связанным с выполнением рабочей задачи чувством удовлетворения и другими элементами установки работника, имеется существенная разница. Тот же самый сотрудник, размышляя о своих обязанностях, может высказать объективное суждение (уверенность) о том, что его рабочие задания достаточно сложны. В другом случае работник может высказать коллеге свое поведенческое намерение (планирую закончить работу за три месяца»). Таким образом, основу установок формируют чувства, мысли и намерения к действию индивидов.
Удовлетворение от труда связано с индивидуальной установкой конкретного работника. Для описания группового удовлетворения обычно используется термин моральное состояние. Мониторииг морального состояния группы имеет большое значение, так как многие индивиды выстраивают свое поведение в соответствии с образцами действия влиятельных членов команды и принятыми в ней правилами.
Удовлетворение от труда может рассматриваться и как единая установка, и в применении к различным составляющим рабочего процесса. Поэтому при изучении степени удовлетворения от труда обычно исследуют наиболее значимые ее элементы, поскольку связанные с трудом установки предрасполагают работника к определенным образцам поведения.
Удовлетворенность трудом подвергается влиянию следующих факторов: собственно работа, оплата труда, возможность продвижения, коллеги, условия работы, микроклимат в организации, личностный интерес к работе, стиль руководства.
Установки формируются в течение длительного промежутка времени. В то же время удовлетворение от труда имеет динамический характер, ибо его «знак» может измениться значительно быстрее, чем сформировалось исходное отношение. Невозможно создать условия, гарантирующие высокое удовлетворение трудом раз и навсегда. Менеджер обязан постоянно анализировать динамику установок работников.
Удовлетворение от труда - составная часть удовлетворения индивида жизнью. Характер внешней среды косвенно воздействует на отношение к труду. Возникает эффект перелива, взаимозависимости удовлетворения трудом и жизнью.
Следовательно, менеджер должен отслеживать и установки работников по отношению к другим сферам жизни.
Уровень удовлетворения от труда рабочих групп зависит от множества переменных. Анализ их взаимосвязей позволяет менеджменту прогнозировать возможные поведенческие проблемы. К основным переменным такого рода относятся возраст работников, уровень занимаемой должности и размеры организации.
По мере приобретения опыта степень удовлетворения работника несколько увеличивается, а его ожидания приближаются к реальным возможностям, он адаптируется к условиям труда. Впоследствии степень удовлетворения трудом может уменьшаться, поскольку продвижение по службе происходит достаточно медленно, все более осязаемыми становятся перспективы выхода на пенсию. Очевидно, что сорудники, занимающие относительно высокое положение должны быть более удовлетворены своим трудом. Они получают относительно высокую заработную плату, имеют хорошие условия труда, а выполняемые ими функции позволяют в большей степени реализовать свои способности. Кроме того, в небольших организациях удовлетворение работников трудом находится на более выском уровне. В крупных компаниях нередко подавляется человеческая индивидуальность, что является весьма важными аспектами удовлетворения трудом для многих людей.
Наряду с удовлетворением трудом большое значение для ОП имеет такая установка работников, как вовлечение в процесс труда, т. е. степень, в которой сотрудники отдаются работе, расходуют на нее время и энергию, воспринимают ее как существенную часть своей жизни. Или вовлеченность в работу – то, в какой мере человек идентифицирует себя с работой, и связана с мотивацией и удовлетворенностью. Обладание престижной работой и хорошее ее выполнение - прекрасный стимул для укрепления самооценки, ее утрата приводит к возникновению стрессовых ситуаций. Сотрудники, вовлеченные в процесс труда, обычно характеризуются высокими этическими принципами, уверены в необходимости повышения квалификации и должностного роста, стремятся к участию в процессе принятия решений.
Степень идентификации сотрудника с организацией – это приверженность организации.
Обязательства перед организацией, или лояльность работника, — это степень, в которой сотрудник идентифицирует себя с организацией и стремится к активному участию в ее деятельности. Уровень обязательств отражает веру работника в миссию и цели фирмы, желание внести свой вклад в ее процветание и намерение работать в ней. Целостый подход к ОП предполагает, что менеджер должен рассматривать воздействие рабочей среды на степень удовлетворения трудом подчиненных, их вовлеченность в рабочий процесс и обязательства перед организацией. Установки — ключ к поведению работника или его побуждениям к тем или иным действиям. Положительная установка определяет конструктивное поведение, негативная по отношению к труду установка с высокой степенью вероятности позволяет предсказать нежелательные поступки сотрудника. Если он недоволеен работой, то снижается степень его вовлечения в процесс труда, он не желает брать на себя обязательства перед организацией, возникает множество негативных последствий. С другой стороны, удовлетворенные трудом сотрудники выполняют свои обязанности на высоком уровне, отлично выполняют все порученные им задания.
Уровень удовлетворенностью трудом и результаты деятельности сотрудников. Значительная часть факторов, определяющих степень удовлетворения сотрудника трудом, находятся вне сферы контроля менеджмента; очевидно, что в организацию приходят индивиды, имеющие различные личностные характеристики. Очевидно, что индивиды изначально предрасположены к чувствам удовлетворения и неудовлетворения, что существенно ограничивает возможности воздействия менеджмента на реакции работников. Тем не менее возможности использования эффектов удовлетворения от труда имеют огромное значение.
ТЕКУЧЕСТЬ КАДРОВ. Принято считать, что повышение уровня удовлетворения от труда определяет снижение показателей текучести.
Рост показателей текучести кадров влечет несколько негативных последствий. Найти равноценную замену уволившемуся сотруднику непросто, весьма велики прямые и косвенные издержки организации по найму новых сотрудников. Рабочая группа может быть деморализована потерей квалифицированных сотрудников, что негативно сказывается как на трудбвых, так и на социальных отношениях. Высокая текучесть кадров подрывает репутацию организации. С другой стороны, у сотрудников организации появляются новые возможности продвижения по службе, вновь нанятые работники нередко делятся с «аборигенами» ценными советами, передают им свой опыт. Т.е., текучесть может иметь положительные функциональные эффекты.
ПРОГУЛЫ И ОПОЗДАНИЯ. Показатели прогулов и опозданий обычно коррелируются с уровнем удовлетворения от труда работника..
Опоздание на работу — это кратковременный невыход на работу (от нескольких минут до нескольких часов), что не позволяет сотруднику принять участие в деятельности организации. Причины опоздания могут не зависеть от нарушителя дисциплины, но очень часто они являются симптомом негативных установок работника.
ХИЩЕНИЯ. Действия сотрудников (меж.город.разговоры по телефону, подделывание чеков и т.д.) являются хищениями, или противоправным использованием в частных интересах ресурсов компании. Причины хищений разнообразны, но определенная доля краж вызвана протестом против чрезмерной эксплуатации, ощущением неадекватности вознаграждения и трудовых усилий, безразличием менеджмента, когда вор воспринимает свое поведение как акт, направленный на восстановления собственного достоинства, является реакцией на заведомо неправедные действия руководителя. В противоположность ситуации с невыходами на работу и опозданиями усиление формального контроля или инициативные системы далеко не всегда позволяют устранить проблему хищений, так как они направлены скорее на борьбу с симптомами болезни, нежели ее причиной (высокой степенью неудовлетворенности).
ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ОТ ТРУДА. Информация о степени удовлетворения работника от труда позволяет менеджеру своевременно предпринимать действия, позволяющие как предотвращать, так и разрешать возникающие в рабочем процессе проблемы. Одним из наиболее распространенных методов является обследование на предмет удовлетворения от труда, или исследование морали, мнений, установок и качества трудовой жизни.
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ. Проведение достоверного обследования предполагает соблюдение определенных условий:
• руководство компании активно поддерживает обследование;
• в нем принимают участие все сотрудники организации;
• обследование имеет четкую цель;
• разработан план проведения обследования в соответствии со стандартами;
• план обследования и полученные результаты доводятся до сведения сотрудников.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКУЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ ОБ УДОВЛЕТВОРЕНИИ ТРУДОМ. Проведение обследования напоминает ежегодную аудиторскую проверку. Менеджеры получают текущую информацию об уровне удовлетворения от труда посредством личных контактов и коммуникаций. Правильно интерпретированная информация позволяет получить достаточно полную картину отношения сотрудников организации к труду. Текущие данные доступныобычно выражены количественно и позволяют выявить динамику удовлетворенности трудом.