ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ИЗМЕРЕНИЮ МАССЫ

Еще до знакомства с темой «Масса» учащиеся из собственного опыта знают, что многие из окружающих их предметов связаны отношениями «тяжелее», «легче», «одинаковы»: яблоко легче кочана капусты, помидор тяжелее ореха и др. Легко показать, что, сравнивая эти предметы «на руку», можно ошибиться. Этим обосновывается необходимость использования рычажных весов для правильного ответа на вопросы: что легче? что тяжелее? одинаковы ли?

С помощью рычажных весов проверяется правильность сравнения масс предметов. Учитель предлагает учащимся сравнить с помощью весов массы портфеля и двухкилограммовой гири; книги и килограммовой гири и т. д.

Сравнивая предметы, масса которых значительно меньше килограмма, учитель готовит детей к знакомству с другой мерой массы — Учитель обращает внимание детей на шкалу циферблата

весов, которая имеет десять крупных делений — 100, 200, 300 900, 1 000. Каждое из них содержит десять более мелких делений, которые в свою очередь разделены на десять еще более мелких. Учитель поясняет, что отклонение стрелки циферблатных весов на одно самое маленькое деление означает взвешивание предмета массой 1 г. Учащиеся сопоставляют массу гирь 100 г, 200 г, 300 г, 10 г, 20 г, 30 г с показаниями стрелки циферблатных весов, учатся взвешивать на этих весах сыпучие предметы. С помощью аптекарских или лабораторных весов определяют массу.

до знакомства с другими единицами массы можно провести беседу или совершит экскурсию на предприятие, где производится взвешивание предметов в центнерах и тоннах. Новые понятия «центнер» и тонна» можно иллюстрировать различными примерами:

масса автомобиля «Запорожец» 1 т, масса двух мешков картофеля 1 ц, масса всех учащихся класса 1 т (если в классе 30— 35 человек).