Характеристика управленческой деятельности директора школы.

С общенаучной точки зрения управление – это деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

М. К. Бочаров процесс управления определяет как действия и операции по определению целей, выбор необходимых и достаточных способов воздействий и средств достижения целей [1,178].

Н. Д. Хмель определяет управление как непрерывный процесс с циклично повторяющимися определениями целей системы, выявлением объекта, функций и стадий управления, а процесс управления – как совокупность целенаправленных и взаимосвязанных действий управляющей и управляемой системы по согласованию совместной деятельности людей для достижения поставленной цели [21,17].

По мнению Р.Х. Шакурова, управление «представляет собой регулирование состояния какой-то системы…в целях получения нужного результата,…управление не самоцель. Воздействуя на свой объект и изменяя его состояние, оно стремится получить желанный результат»[22,5].

В.И. Загвязинский определяет управление образованием как «целеустремленную деятельность, направленную на обеспечение становления, стабилизации, а также оптимального функционирования и развития образования»[12,156].

М. М. Поташник управление школой рассматривает как деятельность, в которой ее субъекты посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивают организованность совместной деятельности всех субъектов педагогического процесса и обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития школы. Объектами управления он называет процессы (учебно-воспитательный, инновационные, различные процессы обеспечения) [20,237].

В. И. Бочкарев также к содержанию управления в школе относит деятельность, а именно организацию функционирования учебного процесса, внеурочной и внешкольной воспитательной работы, адаптивно-коррекционной и профилактической деятельности, правового регулирования взаимоотношений обучающихся, их родителей и педагогов, обеспечение необходимых психологических, бытовых и санитарно-гигиенических условий, осуществление единых и системных нововведений [2,11].

С ним соглашается В. Н. Максимова, которая под управлением понимает стимулирование и регулирование деятельности субъекта образовательного процесса для достижения поставленной цели [9,12].

Н. П. Пищулин и В. М. Ананишнев управлением образования называют управлениеобразовательными системами, процессами, а точнее воздействие на систему и процессы с целью их координации, сохранения качественной специфики, оптимизации и развития. Бывают разные воздействия. Одни направлены на систему, другие – на условия ее функционирования и развития. Первые авторы называют прямыми, а вторые – косвенными [13,4].

П.И. Третьяков управление определяет так же, как целенаправленную деятельность субъектов управления разного уровня, обеспечивающую оптимальное функционирование и развитие управляемой системы (субъекта), перевод ее на новый, качественно более высокий уровень по фактическому достижению цели с помощью необходимых оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий [18,143].

В.И. Зверева рассматривает управление, как деятельность руководителей образовательных учреждений, направленную на обеспечение оптимального функционирования всех ее подсистем, переводя каждый из них на более высокий уровень развития [4,117].

По мнению В.И Загвязинского, сущность управления «выражается через его функции, в которых определен круг деятельности, ее содержание, ее виды, назначения и роль». Ученый считает, что «реализовывать…эти функции – значит осуществлять управленческую деятельность». Управленческая деятельность как процесс, с точки зрения В.И. Загвязинского, представляет собой совокупность действий руководителя для достижения результатов[12,156].

Р.Х. Шакуров выделяет такие группы функций управленческой деятельности: целевые, операционные и социально-психологические.

Группа целевых функций управленческой деятельности предполагает реализацию в педагогической системе двух видов цели:

- производственная цель, направленная на реализацию социального заказа на обучение и воспитание детей, на подготовку их к жизни. Она включает в себя организацию учебно-воспитательного процесса и создание необходимой для этого учебно-материальной базы;

- социальная цель, ориентированная на интересы и потребности педагогического коллектива и учащихся, создание комфортных условий труда, благоприятного микроклимата[22,5-6].

Следующая группа функций – социально-психологические. Они, по мнению Р.Х. Шакурова, направлены на формирование у педагогического коллектива таких социально-психологических состояний и свойств, которые необходимы для продуктивной работы. К социально-психологическим функциям относятся: организация педагогического коллектива, его активизация, сплочение, развитие самоуправления[22,6].

Организация, как управленческая функция, в теории управления понимается в двух значениях: во-первых, организация как создание некой общности, состоящей из материально-вещественной основы и социального компонента; во-вторых, организация как организаторская деятельность. Следовательно, руководителю социально-педагогической системы вначале необходимо создать организацию, а затем уже управлять ею, т.е. организовывать и направлять ее повседневную деятельность. В социально-психологическом смысле управленческая деятельность предполагает дисциплинирование педагогов, четкую координацию их действий. Организация включает в себя наличие разумного согласования действий педагогов, учащихся, родителей, обеспечивающего высокую результативность общих усилий[22,6-7]. Кроме того, организованность коллектива характеризует его способность формировать рациональную структуру взаимодействия[20,34].

Другая важная социально-психологическая функция – сплочение. Сплоченность коллектива, по мнению В.С. Лазарева, «необходимый момент стабильного функционирования и самого существования коллектива: ее отсутствие неизбежно приводит к деградации и распаду»[20, 34]. Сплотить педагогический коллектив – это значит выработать у него свойство сохранять свою целостность как самостоятельное объединение людей[22,7-8].

Функция активизации предполагает воздействие на мотивационную сферу работников в целях поддержания у них оптимального трудового напряжения. К стимулирующим средствам относятся поощрения, профессиональная подготовка и переподготовка кадров, обновление учебно-материальной базы, введение инноваций в педагогическую сферу.

Функция развития самоуправления направлена на формирование у коллектива чувства хозяина, способного нести ответственность за состояние дел в социально-педагогической системе. Управление современной школой, по мнению Р.Х. Шакурова, будет успешным лишь при его органическом сочетании с самоуправлением[22,9-10].

Следующая группа функций – операционные функции.

Одной из операционных функций управления является педагогический анализ. Данная функция в ее современном понимании введена и разработана в теории внутришкольного управления Ю.А. Конаржевским. Педагогический анализ в структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл, состоящий из последовательно взаимосвязанных функций. Основное назначение педагогического анализа как функции управления школой, по мнению Ю.А. Конаржевского, состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, в объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы. Выделяют три вида анализа: параметрический, тематический, итоговый.

Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, выявление причин, нарушающих его. По итогам параметрического анализа вносятся поправки и изменения в ход регулирования целостного педагогического процесса.

Тематический анализ направлен на изучение повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результатах педагогического процесса.

Итоговый анализ проводится по завершении учебной четверти, полугодия, учебного года и направлен на изучение основных результатов[11,501-504].

Процесс управления педагогической системой предполагает целеполагание и планирование. Цель управленческой деятельности – это начало, которое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы. Особенности целеполагания в управлении педагогическими системами состоят в том, что при разработке «дерева» целей управления необходимо общую или «генеральную» цель представить в виде ряда конкретных частных целей. Достижение общей, генеральной цели осуществляется за счет выполнения составляющих ее частных целей.

Планирование в управлении педагогической системой выступает как принятие решения на основе соотношения данных педагогического анализа изучаемого явления с запрограммированной целью. Принимаемые решения могут быть рассчитаны на дальнюю перспективу, направлены на решение текущих оперативных дел. Планирование, по мнению В.А. Сластенина, создает такую объективную ситуацию, при которой возможно максимальное и разностороннее развитие личности[11,596-508].

Как один из основных процессов управления планирование, считает Т.И. Шамова, должно на всех уровнях отвечать целому ряду принципиальных требований: единство целевой установки и условий реализации; единство долгосрочного и краткосрочного планирования; обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования; стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов[24,41].

Для реализации принятых решений необходимо создание организационных отношений, обеспечивающих движение системы, оптимальное взаимодействие ее компонентов, т.е. организация. Под организацией понимается деятельность руководителя, направленная на выполнение намеченного плана, достижение поставленной цели. Руководитель, выполняя функцию организации, решает такие вопросы как предварительный подбор исполнителей, их распределение по местам работы, по времени, по последовательности вхождения в коллективное дело. В структуре организаторской деятельности руководителя важное место занимает мотивировка предстоящей деятельности, инструктирование, формирование убежденности в необходимости выполнения данного поручения, обеспечение единства действий педагогического и ученического коллективов, оказание непосредственной помощи в процессе выполнения работы, выбор наиболее адекватных форм стимулирования деятельности. Организаторская деятельность руководителя включает в себя оценку хода и результатов конкретного дела. Организаторская деятельность руководителя направлена также и на формирование педагогического коллектива. В числе важнейших организационных форм управленческой деятельности можно назвать совет школы, педагогический совет, совещание при директоре, оперативные совещания, методические семинары, заседания комиссий и т.д.[11,511-515].

Со всеми функциями управленческого цикла тесно связана функция контроля. Значение контроля в управленческой деятельности особенно возрастает в связи с предоставлением школе больших полномочий в оценке качества обучения и воспитания учащихся. При достаточно основательной разработке данной функции она остается сложной и трудоемкой. Трудоемкость контроля объясняется отсутствием обоснованной системы критериев. Значение функции контроля заключается в том, что она дает богатую, систематизированную информацию, показывает расхождения между целью и полученным результатом.

В школоведческой литературе (М.Л. Портнов, Т.И. Шамова, Н.А. Шубин и др.) в содержание внутришкольного контроля включаются следующие направления: выполнение организационно-педагогических вопросов всеобуча; качество и ход выполнения образовательных программ и государственных образовательных стандартов; качество знаний, умений и навыков учащихся; уровень воспитанности учащихся; состояние преподавания учебных дисциплин, реализующих образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения; состояние и качество организации внеурочной воспитательной работы; работа с педагогическими кадрами; эффективность совместной деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию учащихся; исполнение нормативных документов и принятых решений.

М.Л. Портнов выделяет три вида контроля: предварительный, текущий и итоговый[14,126].

Т.И. Шамова выделяет два вида контроля: тематический и фронтальный.

Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педагогического коллектива, группы учителей или отдельного учителя; младшей или старшей ступени школьного обучения; в системе нравственного или эстетического воспитания школьников. Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объединения или отдельного учителя.

Выбор форм и методов внутришкольного контроля определяется его целями, задачами, особенностями объекта и субъекта контроля[11,520-521].

Регулятивно-коррекционная функция, по мнению Т.И. Шамовой, - это вид управленческой деятельности по внесению коррективов с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне. Задача функции регулирования и коррекции состоит в том, чтобы поддерживать тот или иной уровень организации системы в данной ситуации. Но как только ситуация изменяется, функция регулирования нарушает стабильность организационной структуры, приводя ее в соответствие с новыми условиями. Формы и методы регулирования разнообразны и определяются спецификой управляемого объекта[24,43-44].

Управленческая деятельность руководителя современной социально-педагогической системой усложняется в связи с социально обусловленной модификацией имевшихся и появлением новых функций в его работе.

Установление более широкого спектра связей с социальной средой требует от современного руководителя выполнения представительской функции. Большая включенность в процесс формирования локальных правовых и юридических актов, разработка стратегии развития учреждения, научно-методическое обеспечение инновационных процессов в условиях расширения самостоятельности образовательных учреждений вызывают необходимость исполнения правовой, стратегической и инновационной функций. Поиск источников дополнительного финансирования в условиях дефицита финансирования системы образования и расширяющихся возможностях использования внебюджетных средств побуждает современного руководителя к выполнению финансово-экономической функции. Кроме того, на современном этапе руководителю социально-педагогической системы необходимо исполнение жизнесберегающей функции – обеспечения безопасности членов коллектива учреждения[3,72].

Таким образом, в данном параграфе было выявлено, что управленческая деятельность руководителя современной социально-педагогической системы – это целенаправленная деятельность, обеспечивающая оптимальное функционирование и развитие управляемой системы. Как процесс управленческая деятельность представляет собой совокупность действий руководителя для достижения результатов. Содержание управленческой деятельности руководителя раскрывается через ее функции.