Цели и задачи психологической коррекции
В практике коррекционной работы существуют различные модели, которые объясняют причины трудностей в развитии.
Биологическая модель, к примеру, объясняет этиологию отклонений в развитии снижением темпа органического созревания.
Медицинская модель относит трудности и отклонения в развитии к области аномального развития.
Согласно интеракционистской модели, для возникновения проблем развития большое значение имеют сбои и нарушения взаимодействия между личностью и средой, в частности, дефицитарность среды, сенсорная и социальная депривация ребенка.
Педагогическая модель причины отклонений рассматривает с точки зрения явлений педагогической и социальной запущенности ребенка. Деятельностная модель рассматривает в качестве причины отклонений в развитии несформированность ведущего типа деятельности, а также других видов деятельности, которые типичны для рассматриваемой возрастной стадии.
Постановка целей психологической коррекции напрямую связана с теоретической моделью психического развития, а также определяется ею. В рамках отечественной психологии цели коррекционной работы определяются взглядами на закономерности психического развития ребенка как активный деятельностный процесс, который реализуется в сотрудничестве с взрослым человеком. На основании этого выделяется три основных направления в области постановки целей психологической коррекции:
- оптимизация социальной ситуации развития;
- развитие необходимых видов деятельности ребенка.
- формирование возрастно-психологических новообразований.
В зарубежной психологии причины трудностей развития, как правило, рассматриваются с точки зрения нарушения внутренних структур личности или с точки зрения дефицитарности среды. Возможно также объединение этих точек зрения. Исходя из этого, цели коррекционного воздействия понимаются или как восстановление целостности личности и баланса психодинамических сил, или как модификация поведения путем обогащения и изменения среды, обучения человека новым формам поведения.
Необходимо отметить также и то, что выбор определенных методов и техник коррекционной работы, определение критериев успешности психокоррекции определяются ее целями.