Универсальная характеристика Ас.М.

 

Асинхронная машина, как и все электрические машины, обратима, т.е. в режиме двигателя она может преобразовывать электрическую энергию в механическую, а в режиме генератора — механическую в электрическую. Чтобы перевести ас.м. из режима двигателя в режим генератора, необходимо при помощи внешней механической силы, приложенной к валу ас.м., сообщить ротору частоту вращения, превышающую синхронную, т.е. нужно чтобы выполнялось условие n>n1. Тогда ротор будет обгонять вращающееся магнитное поле, а провода его обмотки будут пересекать линии магнитного поля в направлении, обратном направлению пересечения при вращении в режиме двигателя. Вследствие этого направления ЭДС и токи в обмотке ротора изменяется на противоположные. В результате силы взаимодействия вращающегося поля и токов ротора также изменят свое направление на обратное и станут противодействовать вращению ротора. Мощность, развиваемая машиной, в таких случаях отрицательна, т.е. машина не потребляет энергию, а отдает ее в сеть. При таком режиме скольжение s=(n1-n)/n1<0.

Отрицательное скольжение — характерный признак работы ас.м. в режиме генератора.

Асинхронный генератор (ас.г.) потребляет из сети индуктивный реактивный (намагничивающий) ток, как и двигатель, и поэтому нуждается в источнике реактивной мощности. Следовательно, ас.г. не может работать независимо.

Преимуществом ас.г. является простота его устройства и обслуживания.

Если при помощи внешней механической силы вращать ротор против направления вращения магнитного поля машины, то в выражение скольжения частота вращения ротора n войдет уже с отрицательным знаком, а в таких условиях скольжение s=(n1+n)/n1>1.

В этих условиях направления тока в обмотке ротора не изменится, а, следовательно, ротор будет развивать момент, противодействующий тормозному моменту, приложенному к валу машины. Последняя будет получать механическую энергию, подводимую со стороны вала, и электрическую энергию из сети. Это будет режим электромагнитного тормоза.

Такой режим применяется для быстрой остановки двигателя или в случае применения ас.м. для торможения приводного механизма, например в крановых и подъемных устройствах при спуске грузов.