П.А.Катенин «Леший»

Балладу «Лесной царь» некоторые исследователи считают репликой Жуковского в диалоге с Катениным. Катенин сознательно призывает Жуковского искать истоки поэтического творчества в национальной истории, культуре, народном творчестве. Ему не хватает "русскости" в романтизме Жуковского. В случае баллады «Леший» Катенина волнует не столько сюжет, сколько возможность олитературить фольклорные формулы и спародировать многие формулы сугубо литературные. Среди них - и формула Жуковского; мать похищенного Лешим мальчика.

 

Финальные строки баллады(Здесь не найдет; дай ей боже
С ним увидеться хоть там.) - откровенный вызов Жуковскому, для которого противопоставление "здесь" и "там" - один из основополагающих поэтических элементов.( "Ах! найдется ль, кто мне скажет, / Очарованное Там?")

"Леший" строится на сочетании фольклорных клише: старая мать, непослушный ребенок, сгущающаяся в лесу тьма. Ни один из персонажей Катенина (может быть, за исключением Лешего, показанного в виде злобно улыбающегося старичка) не обладает собственной психологией. Не то - у Жуковского. Как катенинского Убийцу выдает его собственный страх, так и мальчика в "Лесном царе" убивает его собственный страх. Конфликт "Лесного царя" - противопоставление страха, который постепенно губит ребенка, и непонимание происходящего его отцом, двух разных видений мира. Это более сложная ситуация, нежели у Катенина, где мать и сын видят мир одинаково (леший для них обоих, в конце концов, - равная реальность).

Декабристы в споре с Жуковским создают “русскую балладу” (“Ольга”, “Убийца”, “Наташа”, “Леший” П.А.Катенина, “Пахом Степанов” В.К.Кюхельбекера), жанровыми признаками которой явились просторечие, шероховатость, а подчас нарочитая грубость поэтического языка, имитирующая “простонародную грубость”.

Лес в балладе Катенина необычайно привлекательный для мальчика, манящий его. В доме с матерью ему жарко, грустно, тоскливо, в лесу же, ему чудится «гульба» и веселье, а все материнские предостережения он пропускает мимо ушей. Сын рассказывает матери о доме из злата и серебра, о прекрасных девушках, о доброте старичка-хозяина. Все это он видел во сне. То же самое обещает младенцу Лесной царь в балладе Жуковского. Поначалу отношение к этим обещаниям у мальчиков разное ( страх у Жуковского, страстное желание у Катенина), но по мере продвижения мальчика в лес, им тоже овладевает страх. (И чем далее, тем пуще /В нем раскаянье и страх.)