Балансировка изделий, основные понятия.
Все детали и сборочные единицы, подвергаемые балансировке, согласно ГОСТ, называются роторами.
Балансировка – это контрольная операция по определению значений и углов дисбаланса роторов с последующим уменьшением их путем корректировки масс. Балансировку производят только с телами вращения.
По расположению масс относительно опор изделия различают:
а) Консольные роторы (существенная часть массы расположена за одной из опор).
б) Двухконсольные роторы (существенная часть массы расположена за обоими опорами).
в) Межопорные роторы(существенная часть массы расположена между опорами).
Неуравновешенность – это состояние ротора характеризуемое таким распределением масс, что в процессе вращения возникают переменные нагрузки на опорах и изгиб ротора.
Различают три вида неуравновешенности:
1. Статическая (ось ротора и его главная центральная ось инерции параллельны).
2. Моментная (эти оси пересекаются в центре масс ротора).
3. Динамическая (оси скрещиваются, либо пересекаются не в центре масс ротора).
Причины неуравновешенности:
- Неоднородность материала детали,
- Погрешность заготовок при наличии необработанных поверхностей,
- Неточность механической обработки,
- Погрешность при сборке.
Дисбаланс – это произведение неуравновешенной массы на эксцентриситет.
Различают следующие виды дисбаланса:
1. Начальный (до корректировки),
2. Остаточный (после корректировки),
3. Допустимый (приемлемый по условиям эксплуатации),
4. Удельный (отношение значения дисбаланса к массе ротора).
Действия дисбаланса устраняют следующими способами:
- Путем добавления масс,
- Уменьшения масс,
- Перемещением корректирующих масс с тем же значением дисбаланса, но с углом расположения 180º относительно исходного дисбаланса.
Технологическая операция балансировки состоит из следующих этапов:
1. Определение значений и углов дисбаланса в выбранных плоскостях коррекции,
2. Преобразование данных изменений в параметры метода, выбранного для балансировки,
3. Изменение или перемещение масс с целью уменьшения дисбаланса ротора или устранения его.
Первые два перехода являются вспомогательными, третий – технологический.
Для корректирования дисбаланса, путем изменения масс, используют следующие технологические методы:
- Для удаления масс – механическая обработка (точение, фрезерование, шлифование, сверление);
- Для установки дополнительных корректирующих масс (прикрепление дополнительных масс путем вдавливания шариков в отверстия и приклепывание и приварка шайб и пластин).