Балансировка изделий, основные понятия.

Все детали и сборочные единицы, подвергаемые балансировке, согласно ГОСТ, называются роторами.

Балансировка – это контрольная операция по определению значений и углов дисбаланса роторов с последующим уменьшением их путем корректировки масс. Балансировку производят только с телами вращения.

По расположению масс относительно опор изделия различают:

а) Консольные роторы (существенная часть массы расположена за одной из опор).

б) Двухконсольные роторы (существенная часть массы расположена за обоими опорами).

в) Межопорные роторы(существенная часть массы расположена между опорами).

Неуравновешенность – это состояние ротора характеризуемое таким распределением масс, что в процессе вращения возникают переменные нагрузки на опорах и изгиб ротора.

Различают три вида неуравновешенности:

1. Статическая (ось ротора и его главная центральная ось инерции параллельны).

2. Моментная (эти оси пересекаются в центре масс ротора).

3. Динамическая (оси скрещиваются, либо пересекаются не в центре масс ротора).

Причины неуравновешенности:

- Неоднородность материала детали,

- Погрешность заготовок при наличии необработанных поверхностей,

- Неточность механической обработки,

- Погрешность при сборке.

Дисбаланс – это произведение неуравновешенной массы на эксцентриситет.

Различают следующие виды дисбаланса:

1. Начальный (до корректировки),

2. Остаточный (после корректировки),

3. Допустимый (приемлемый по условиям эксплуатации),

4. Удельный (отношение значения дисбаланса к массе ротора).

Действия дисбаланса устраняют следующими способами:

- Путем добавления масс,

- Уменьшения масс,

- Перемещением корректирующих масс с тем же значением дисбаланса, но с углом расположения 180º относительно исходного дисбаланса.

Технологическая операция балансировки состоит из следующих этапов:

1. Определение значений и углов дисбаланса в выбранных плоскостях коррекции,

2. Преобразование данных изменений в параметры метода, выбранного для балансировки,

3. Изменение или перемещение масс с целью уменьшения дисбаланса ротора или устранения его.

Первые два перехода являются вспомогательными, третий – технологический.

Для корректирования дисбаланса, путем изменения масс, используют следующие технологические методы:

- Для удаления масс – механическая обработка (точение, фрезерование, шлифование, сверление);

- Для установки дополнительных корректирующих масс (прикрепление дополнительных масс путем вдавливания шариков в отверстия и приклепывание и приварка шайб и пластин).