Информационная система финансового менеджмента в организациях

 

Информационная система финансового менеджмента представляет собой процесс непрерывного целенаправленного отбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления анализа, планирования и подготовки эффективных оперативных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности организации.

Суть системы информационного обеспечения финансового менеджмента, ее широта и глубина определяются отраслевыми особенностями деятельности организаций, их организационно-правовой формы функционирования, объемом и степенью диверсификации финансовой деятельности и рядом других условий. Конкретные показатели системы формируются за счет как внешних, так и внутренних источников информации. В разрезе каждой из групп этих источников вся совокупность показателей, включаемых в информационную систему финансового менеджмента, предварительно классифицируется.

Система показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемых из внешних источников, делится на четыре группы.

1. Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны. Являются основой проведения анализа и прогнозирования условий внешней финансовой среды функционирования организации при принятии стратегических решений в области финансовой деятельности (стратегии развития ее активов и капитала, осуществление инвестиционной деятельности, формирование системы перспективных целевых показателей финансового менеджмента).

Показатели этой группы формируются из публикуемых данных государственной статистики.

Показатели первой группы подразделяются на два блока.

Первый блок «Показатели макроэкономического развития» включает информативные показатели, используемые в процессе управления финансами организации:

· темп роста внутреннего валового продукта и национального дохода;

· объем эмиссии денег в рассматриваемом периоде;

· денежные доходы населения;

· вклады населения в банках;

· индекс инфляции;

· учетная ставка Центрального банка РФ.

Во втором блоке «Показатели отраслевого развития» содержатся информативные показатели по отрасли, к которой принадлежит данная организация:

· объем произведенной (реализованной) продукции и его динамика;

· общая стоимость активов организации, в том числе оборотных;

· сумма собственного капитала организации;

· сумма балансовой прибыли организаций, в том числе по основной деятельности;

· ставка налогообложения прибыли по основной деятельности;

· ставки НДС и акцизного сбора на продукцию, выпускаемую организациями отрасли;

· индекс цен на продукцию отрасли в рассматриваемом периоде.

2. Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка. Служат для принятия управленческих решений в области формирования портфеля долгосрочных финансовых инвестиций, осуществления краткосрочных финансовых вложений и некоторых других аспектов финансового менеджмента.

Показатели указанной группы формируются на основе публикаций периодических коммерческих изданий, фондовых и валютных бирж, а также электронных источников информации.

Показатели второй группы также подразделяются на два блока информативных данных.

Первый блок «Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка фондовых инструментов» включает:

· виды основных фондовых инструментов (акций, облигаций, и т.п.), обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовом рынке;

· котируемые цены предложения и спроса основных видов фондовых инструментов;

· объемы и цены сделок по основным видам фондовых инструментов;

· сводный индекс динамики цен на фондовом рынке.

Во втором блоке «Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка денежных инструментов» содержатся:

· кредитная ставка отдельных коммерческих банков, дифференцированная по срокам предоставления финансового кредита;

· депозитная ставка отдельных коммерческих банков, дифференцированная по вкладам до востребования и срочным вкладам;

· официальный курс валют, которыми оперирует организация в процессе внешнеэкономической деятельности;

· курс покупки-продажи аналогичных видов валют, установленный коммерческими банками.

3. Показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов. Используются в основном для принятия оперативных управленческих решений по отдельным аспектам формирования и использования финансовых ресурсов. Источник формирования показателей данной группы - публикации отчетных материалов в прессе (по отдельным видам хозяйствующих субъектов такие публикации обязательны), соответствующие рейтинги с основными результативными показателями деятельности (по банкам, страховым компаниям), платные бизнес-справки, предоставляемые некоторыми информационными компаниями (получение такой информации должно осуществляться только легальными способами).

Состав информативных показателей каждого блока определяется конкретными целями управления финансами, объемом операционной, инвестиционной и финансовой деятельности, длительностью партнерских отношений и другими условиями.

4. Нормативно-регулирующие показатели. Учитываются в процессе подготовки финансовых решений, связанных с особенностями государственного регулирования финансовой деятельности организаций. Показатели этой группы формируются, как правило, в разрезе двух блоков: «Нормативно-регулирующие показатели по различным аспектам финансовой деятельности организации» и «Нормативно-регулирующие показатели по вопросам функционирования отдельных сегментов финансового рынка». Источником их формирования являются нормативно-правовые акты, принимаемые различными органами государственного управления.

Система показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемых из внутренних источников, делится на три группы:

1. Показатели, характеризующие финансовое состояние и результаты финансовой деятельности по организации в целом. Названные показатели формируются из данных финансовой отчетности.

Финансовая отчетность – это система форм бухгалтерского и финансового отчета для целей предоставления обобщенной информации внутренним и внешним пользователям.

В финансовой отчетности в условиях рынка непосредственно заинтересованы две группы пользователей.

К первой группе относятся следующие внешние пользователи:

· акционеры компании, учредители, вкладчики, существующие и потенциальные собственники средств организации, которым требуется установить увеличение или уменьшение доли собственных средств и оценить эффективность использования ресурсов руководством компании;

· существующие и потенциальные кредиторы, использующие отчетность для оценки целесообразности предоставления или продления кредита, определения условия кредитования, усиления гарантий возврата кредита, оценки доверия к предприятию как к клиенту;

· биржи ценных бумаг, оценивающие информацию, представленную в отчетности при регистрации соответствующих фирм, принимающие решения о необходимости изменения учета и составления отчетности;

· законодательные органы;

· юристы, нуждающиеся в отчетной информации для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при исчислении прибыли и выплате дивидендов, также для определения условий пенсионного обеспечения;

· пресса и информационные агентства, которым отчетность требуется для подготовки обзоров, оценки тенденции развития и анализа деятельности отдельных компаний и отраслей, расчета обобщающих показателей финансовой деятельности;

· торгово-производственные ассоциации, использующие отчетность для статистических обобщений по отраслям и сравнительного анализа и оценки результатов деятельности на отраслевом уровне;

· профсоюзы, заинтересованные в отчетной информации для определения своих требований в отношении заработной платы и условий трудовых соглашений, а также для оценки тенденций развития отрасли, к которой относится конкретное предприятие;

· поставщики и покупатели, устанавливающие деловые связи с клиентом;

· государство, прежде всего в лице органов, которые проверяют правильность составления документов, расчет налогов, формируют налоговую политику.

Вторую группу составляют внутренние пользователи:

· руководство компании;

· менеджеры соответствующих уровней, которые по данным отчетности оценивают потребности в финансовых ресурсах, правильность принятых инвестиционных решений и эффективность структуры капитала, определяют главные направления политики дивидендов, составляют прогнозные формы отчетности и осуществляют предварительные расчеты финансовых показателей предстоящих отчетных периодов, оценивают возможности слияния с другой фирмой или ее приобретения, структурной реорганизации компании;

· все структурные подразделения (филиалы и т.д.). Основными бухгалтерскими документами предприятия являются:

1) квартальный и годовой бухгалтерские балансы;

2) квартальный и годовой отчеты о финансовых результатах;

3) приложения к годовому балансу;

4) характеристика движения собственного капитала и фондов предприятия, движения заемных фондов;

5) информация о дебиторской и кредиторской задолженности;

6) сведения о финансовых вложениях и долгосрочных инвестициях;

7) справки о платежах в социальные фонды, налоговую инспекцию.

2. Показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности отдельных структурных подразделений организации. Используются для текущего и оперативного управления практически всеми аспектами финансовой деятельности организации, а в наибольшей степени – в процессе финансового обеспечения ее операционной деятельности. Названная группа показателей основывается на данных организуемого в организации управленческого учета.

В процессе построения системы информационного обеспечения управления финансовой деятельностью управленческий учет призван формировать группы показателей, отражающих объемы деятельности, сумму и состав затрат, сумму и состав получаемых доходов и др. Эти группы показателей подразделяются в процессе управленческого учета обычно по следующим блокам:

· сферам финансовой деятельности организации;

· регионам деятельности (если для организации характерна региональная диверсификация финансовой деятельности);

· центрам ответственности (созданным в организации центрам затрат, дохода, прибыли и инвестиций).

Управленческий учет строится индивидуально в каждой организации и должен быть в первую очередь подчинен задачам информативного обеспечения процесса оперативного управления финансовой деятельностью.

3. Нормативно-плановые показатели, связанные с финансовым развитием организации. Применяются в процессе текущего и оперативного контроля за ходом осуществления финансовой деятельности. Они формируются непосредственно в организации по двум блокам:

· система внутренних нормативов, регулирующих финансовое развитие организации. В нее включаются нормативы размеров отдельных видов активов организации, нормативы соотношения отдельных видов активов и структуры капитала, нормативы удельного расхода финансовых ресурсов и затрат и т.п.;

· система плановых показателей финансового развития организации. В ее состав включается совокупность показателей текущих и оперативных финансовых планов всех видов.

Использование представляющих интерес показателей, формируемых из внешних и внутренних источников, позволяет создать в каждой организации целенаправленную систему информационного обеспечения финансового менеджмента, ориентированную как на принятие стратегических финансовых решений, так и на эффективное текущее управление финансовой деятельностью.