Анализ книги Корыхаловой «Муз.-исполн. термины»

Наталия Корыхалова родилась 1 февраля 1929 в Ленинграде. Музыковед. Кандидат филологических наук. Кандидат искусствоведения, диссертация "Музыкальное произведение и исполнитель (проблема и ее разработка в XX веке)". Окончила в 1954 филологический факультет Ленинградского университета, в 1957—здесь же аспирантуру (по романской филологии), в 1955 — Ленинградскую консерваторию по классу фортепиано у Савшинского.

В книге Корыхалова пишет об исполнительских указаниях, постоянно встречающихся в нотном тексте. Композиторы подолгу раздумывают в поиске наиболее точных выражений своих мыслей, а мы имеем неосторожность упускать эти указания. Термин предполагает точное значение того или иного явления, но музыкально-исполнительские указания неоднозначны и спорны из-за живой природы самой музыки. К тому же термины меняли своё значение в связи с эпохой их употребления или географическим положением (разные школы – разное значение). Также возможны сугубо авторские указания, точно разъясняющие характер или движение музыкального произведения. Корыхалова отдельно разбирает темповые, динамические, артикуляционные термины, указатели характера музыки и слова-уточнители. Проходит все темпы от Adagio до Presto, каждому из которых посвящена отдельная глава. Говорит о tempo rubato и его разновидностях: rubato на фоне равномерного аккомпанемента и агогическое rubato, связанное со смещением акцентированных долей с сильных на слабые. Рассказывает об истории употребления динамических указаний (итальянские вошли в обиход только к концу XVII в.), разбирает градации forte и piano, crescendo и diminuendo, динамические акценты. В главе «Артикуляционные термины» ссылается на книгу Браудо, разбирает 3 вида legato – акустическое (с наплывом соседних тонов), собственно legato (с незначительным наплывом) и сухое legato (с примыканием тонов без наплыва). Разбирает staccato и staccatissimo, различие между точкой и клином, приёмы игры staccato. И уже после разбора крайностей переходит к середине – non legato, portato. В следующей главе Корыхалова пишет об обозначениях характера музыки, разбирая наиболее характерные из них – agitato, appassionato, dolce, semplice и т.д. Последняя глава посвящена словам-уточнителям – poco, assai, piu, meno и т.д.