Анализ книги Шмидт-Шкловской «О воспитании пианистических навыков»

Авторитетный педагог, разработала систему лечения проф.заболеваний. В детстве её учили неправильно и она сама столкнулась с заболеванием рук. Это в 1922 году привело её в Петроградскую консерваторию на лекции профессора Ивана Ивановича Крыжановского по анатомии и физиологии человека. Работая по этой системе и избавившись от болезни, она в дальнейшем сама помогла очень многим. (в консе училась у Ф.Блуменфельда - дяди Г.Нейгауза) Главное в принципах её работы - свобода движений, опора на слуховое восприятие, на художественный смысл произведения - звуковая цель всегда должна быть ясна музыканту. Педагог на уроке должен успокаивать и подбадривать ученика, чтобы тот поверил в свои силы и заинтересовался занятиями музыкой. 1 раздел "Организация движений пианиста". Посадка: корпус должен быть ровный, ощущение "стержня" в спине, но никакой мышечной несвободы, плечи опущены. Игра от плеча, должен быть воздух между рукой и корпусом. Рука: собранная, но свободная, слегка закруглённая, опора не на "косточки" как это обычно принято,а в ладонь, ощущение растяжения в ладони (понятия "свод","рессора") Пальцы: собранные, гибкие,с мягкими, но цепкими подушечками (в зависимости от стиля - плоские),всегда нужно ощущать контакт пальца с клавишей - не "шлёпать",обращать особое внимание на 1й палец, который должен работать легко, без усилий. 2 раздел "Гимнастика". Упражнения для укрепления мышц: от элементарных растяжек, развития эластичности всего корпуса (шеи, спины, плечевого пояса, ног - для педали), дыхательных упражнений, до упражнений непосредственно рук, кисти, пальцев - вращательные, сгибательные ,разгибательные движения и т.д. 3 раздел "Упражнения за инструментом". Никогда нельзя механизировать свои занятия!!!! Упражнения всегда должны быть связаны с музыкой; слуховой контроль. Главный критерий - качество звука. И, конечно, физическое удобство. Она даёт целый ряд упражнений для разных пальцевых комбинаций, для освобождения рук, для хорошей опоры, для распределения веса, для свободных переносов рук по клавиатуре, для развития координации. Упражнения на разные виды техники: скачки, трели, репетиции, двойные ноты (контроль - чтобы оба звука были полноценными),гаммы, арпеджио, аккорды. Явная опора на метод Нейгауза (из книги "Об искусстве фп игры") и частично - на метод Лешетицкого.

В конце брошюры говорится о происхождении проф.заболеваний (итог неправильных занятий) и о примерах излечения.