Философия Августина Блаженного.
Аврелий Августин (Блаженный)— христианский теолог, заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства. Был одним из основателей ранней схоластики.
основные положения философии Августина Блаженного:
• ход истории, жизнь общества — это борьба двух противоположных царств — Земного (грешного) и Божественного;
• Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре;
• Божественное царство представлено священнослужителями — особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь;
• Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством;
• в связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти;
• короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также непосредственно Папе Римскому;
• Церковь — единственная сила, способная объединить мир;
• бедность, зависимость от других (ростовщиков, землевладельцев и т. д.), подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, надеяться на лучшее;
• высшее блаженство — счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины;
• после смерти праведники в награду от Бога получают загробную жизнь.
Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге:
• Бог существует;
• главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство;
• все — материя, душа, пространство и время — является творениями Бога;
• Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в настоящее время, будет творить в будущем;
• знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодостаточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неопровержимое знание достигается только при познании Бога.
► Учение Августина Аврелия Блаженного (354-430 гг.). Идеи:
1. Идея прогресса общества от "града земного" к "граду божьему".
Град земной – люди, которые в суете, аморальны, вне истинной религии, живут физическими потребностями.
Град божий – люди живут в истинной религии, абсолютно моральны и высокодуховны.
2. Идея абсолютности добра (оно от Бога) и относительности зла (оно от человека). Все виды зла есть нарушение христианских норм.
3. Августин Блаженный дал первое теоретическое доказательство первичности Бога в онтологии, гносеологии и аксиологии.