Послание царя, благосклонное к иудеям (1–7). Умерщвление отступников (8–13). Возвращение остальных иудеев по своим жилищам (14–20).

 

1. «Царь Птоломей Филопатор начальникам Египетским и всем поставленным в должностях - радоваться и здравствовать. Здравствуем и мы и дети наши, ибо великий Бог благопоспешествует нам в делах по нашему желанию.

 

1. «И дети наши…» , τα τέκνα ημών… Β 217 или 216 г., на который приходится описываемый в нашей книге случай, Птоломей, сколько известно, не имел еще детей, по крайней мере, ни одного законного. Позднее у него родился от сестры-супруги наследник престола Птоломей V Епифан, который при смерти отца своего (в 203 г.) имел всего 5 лет от роду. - «Великий Бог…» Здесь несомненно Иегова, Которого царь теперь исповедует как истинного Бога ( VI: 25 ).

 

2. Некоторые из друзей наших по злоумышлению своему часто представляли нам и убеждали нас собрать всех Иудеев, находящихся в царстве, и замучить необычайными казнями, как изменников,

 

3. присовокупляя, что, доколе не будет этого сделано, дела нашего царства никогда не будут благоустроены по ненависти, которую питают они ко всем народам.

 

3. О ненависти , которую иудеи питали ко всем народам, говорят многие другие древние писатели: ср. Тацита , Ист. V, 5, 2; Dio Cass. 49, 22; Diod. 34, 1, p. 524; Philostr. Apoll. 5, 33; Иoc. Фл. , пр. Апп. 2, 10, 14; 1 Сол II: 15; Есф III: 13; Juven . 14, 103 и д.

 

4. Они-то привели их в оковах, с насилием, как невольников, или лучше, как наветников, и без всякого рассмотрения и исследования покушались погубить их, изобретая жестокости, лютейшие даже Скифских обычаев.

 

4. «Изобретая жестокости, лютейшие даже Скифских обычаев…» , Греч.: νόμου σκυθών αγριωτέραν έμπεπορπημένοι ωμότητα…, слав. точнее: «свирепейшею лютостью паче закона скифска вооружени…» , т. е. как бы одев на себя (или вооружившись ) лютость, свирепейшую скифских обычаев . - Закон - νόμος - в значении «обычай» употребляется нередко.

 

5. Мы строго воспретили это и по благоволению, которое питаем ко всем людям, тотчас даровали им жизнь; а когда узнали, что небесный Бог есть верный покров Иудеев и всегда защищает их, как отец сынов, еще же приняв во внимание известное их доброжелательство к нам и к предкам нашим, мы справедливо освободили их от всякого обвинения в чем бы то ни было

 

6. и приказали всем и каждому возвратиться в свои домы, так чтобы нигде никто ни в чем не оскорблял их и не укорял в том, что произошло без их вины.

 

6. «Не укорял в том, что произошло без их вины…» , т. е. в том, что они были обречены на казнь как изменники и мятежники.

 

7. Знайте, что если мы предпримем против них что-либо злое или вообще оскорбим их, то будем иметь против себя не человека, но властвующего над всякою властью всевышнего Бога отмстителем за дела наши во всем и всегда неизбежно. Будьте здравы».

 

8. Получив это послание, Иудеи не спешили тотчас отправиться, но просили царя, чтобы те из рода Иудейского, которые самовольно оставили Святаго Бога и закон Божий, получили чрез них должное наказание,

 

8. «Получили чрез них должное наказание…» - в силу закона Моисеева во Втор XIII: 6 и д.

 

9. присовокупляя, что преступившие ради чрева постановления Божественные никогда не будут иметь добрых расположений и к правлению царя.

 

9. «Ради чрева…» , т. е. ради чувственных удовольствий и излишнего жизнелюбия, или временных выгод (cм. II: 23 ). В последующей истории любопытный пример подобного рассуждения представил Констанций Хлор, отец Константина Великого, говоривший: ne imperatori quidem fidos fore, qui Deo fidem non servarent (ср. Евсеев. Vit. Constant. I, 16).

 

10. Царь нашел, что они говорят правду, одобрил их и дал им полномочие на все, чтобы они преступивших закон Божий истребили во всяком месте царства его беспрепятственно, без особого позволения или надзора царя.

 

11. Тогда, возблагодарив его, как надлежало, священники и все народное множество воспели «аллилуия» и радостно отправились.

 

12. Всякого соплеменника из осквернившихся, которого встречали на пути, они наказывали и убивали в пример другим.

 

13. В этот день они умертвили более трехсот мужей и торжествовали с весельем, умерщвляя нечистых.

 

14. Сами же, пребыв с Богом до смерти и получив полную радость спасения, поднялись из города, увенчанные всякими благоуханными цветами, с весельем и восклицаниями, хвалами и благозвучными песнями, благодаря Бога отцов, вечного Спасителя Израиля.

 

15. Придя в Птолемаиду, называемую по свойству места Родофором (розоносною), в которой по общему их уговору ожидали их корабли семь дней,

 

16. они учредили там пиршество спасения, ибо царь щедро снабдил их всем, что потребно было каждому до прибытия в свой дом.

 

15. «В Птолемаиду, называемую по свойству места Родофором…» Такая местность, изобилующая розовыми плантациями, дающими лучшее на всем Востоке розовое масло, доныне есть в среднем Египте, в округе Арсиной, на западной стороне Нила, и на северо-восточном берегу большого канала Иосифа. Здесь, вероятно, и был сборный пункт иудеев, возвращавшихся в свои жилища.

 

17. Так как они достигли сюда в мире, с приличными благодарениями, то и здесь также установили весело праздновать эти дни во время пребывания своего.

 

18. Освятив эти дни и утвердив свой обет поставлением столба на месте пиршества, они отправились далее сушею и морем и рекою, каждый в свое жилище, невредимые, свободные, в полной радости, охраняемые царским повелением. Тогда-то приобрели они большую, нежели прежде, силу и славу и сделались страшными для врагов, ни от кого нисколько не притесняемые в своем владении,

 

18. «Освятивши эти дни…» , т. е. посвятив их Господу, как праздничные, и постановив признавать их таковыми на все будущие времена…

 

19. и все получили свое по описи, так что, кто имел что-либо у себя, с величайшим страхом отдавали им, ибо величайшие благодеяния явил им величайший Бог на спасение их.

 

19. «Все получили свое по описи…» Писатель здесь предполагает известным, что при переписи и аресте иудеев ( IV: 11 ) инвентарь их движимого и недвижимого имущества также был описан и объявлен достоянием казны. Это впоследствии весьма облегчило получение каждым своего. - «С величайшим страхом отдавали им…» , - со страхом, - с одной стороны - пред неблаговолением царя, а с другой - также и пред гневом Иеговы.

 

20. Благословен Спаситель Израиля на вечные времена! Аминь.

 

Епископ Иосиф