И СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Скандалы, потрясавшие мир бизнеса, одновременно породили поток новых требований от законодателей, акционеров, специалистов по менеджменту и общества в целом. Один из консультантов в своей статье в «Wall Street Journal» утверждал, что существующий климат государственного регулирования мешает менеджерам делать то, что является полезным для бизнеса. Однако сочетание турбулентности среды в стране, глобализации бизнеса и повышения активности общества убеждает многих менеджеров в том, что внимание к вопросам этики и социальной ответственности имеет для бизнеса столь же важное значение, как и внимание к издержкам, прибыли и темпам роста.
Топ-менеджеры все большего числа фирм не только осознают важность поддержания высоких этических стандартов, но и начинают понимать, как нацеливать усилия по обеспечению социальной ответственности таким образом, чтобы это приносило выгоды их бизнесу. Например, после урагана Катрина, вместо того чтобы сделать одноразовое пожертвование, работники Papa Jon's в течение нескольких недель разъезжали на фургоне по пострадавшим районам и бесплатно раздавали всем нуждающимся порции пиццы, что приносило пользу местным жителям и местным безработным и одновременно позволяло рекламировать продукт компании. Ноте Depot, провозгласившая строительство доступного жилья для малообеспеченных семей своей главной социальной инициативой, активно сотрудничает с организацией Habitat for Humanity. Сотни тысяч потенциальных клиентов Ноте Depot участвуют теперь в качестве волонтеров в реализации строительных проектов. Starbucks внедрила социальную ответственность в модель своего бизнеса посредством установления для работников-почасовиков ставки оплаты труда выше минимально допустимого уровня, закупки зерен кофе по взаимовыгодным ценам и заключения долгосрочных контрактов с теми фермерами, которые выращивают кофе с использованием экологически дружелюбных агрономических технологий. Эти усилия приносят пользу бизнесу и одновременно создают компаниям имидж хороших корпоративных граждан.
Руководители некоторых компаний считают, что забота о социальной стабильности имеет большое значение для поддержания конкурентоспособности и успешности бизнеса. Социальная устойчивость подразумевает такое взаимодействие с местным сообществом, при котором компания зарабатывает для себя деньги и одновременно повышает долгосрочное благополучие людей, проживающих рядом с ее предприятиями. Строительно-архитектурная фирма South Mountain Company является примером такой компании.
В США различные стейкхолдеры все чаще выдвигают новые инициативы по обеспечению устойчивого развития, в которых подчеркивается важность триединого результата в экономической, социальной и природоохранной сферах. Естественно, что вопрос о связи этики и социальной ответственности компании с финансовыми результатами работы интересует и теоретиков, и практиков менеджмента и вызывает среди них жаркие споры.