Сказка о королевской дочери

 

Давным-давно была у одного короля дочь. Она жила в великолепном замке со множеством залов, комнат и большой террасой, с которой открывался прекрасный вид. Когда девочка подросла, она особенно полюбила выходить на террасу и смотреть вдаль. Когда она смотрела вверх, то видела над головой чудесное далёкое небо, когда смотрела вниз, то видела дорогу, идущую от замка и теряющуюся в лесу. И хотя лес был густой и мрачный, он приковывал взгляд принцессы, и она мечтала когда-нибудь пойти туда. Однажды она ступила на тропу, ведущую вглубь леса, и пошла всё дальше и дальше от замка своего отца. Но чем дальше она углублялась в лес, тем больше она забывала отцовское королевство. Целый день и целую ночь она шла по лесу, не оглядываясь назад. На утро следующего дня пришла она к саду. Сад был небольшим, но в нём росли прекрасные цветы и маленькие кусты с нежными почками. Принцесса улыбнулась, увидев в саду маленькую хижину. Она вошла в хижину. В комнате стоял старый стол, рядом с ним старый стул, там был и камин у стены, рядом с которым спал кот. Всё выглядело запущенным. В углу на скамейке лежала старуха, которая закричала девочке: «Что ты стоишь? Ты должна ухаживать за садом, принести дрова, разжечь огонь и подмести дом! Принимайся за работу!».

И принцесса осталась жить в хижине, так как дорогу домой она забыла. Она должна была много работать. Но везде, куда бы она ни пошла, её сопровождал кот; и это было хорошо, иначе она чувствовала бы себя очень одинокой. Однажды, когда она возвращалась из леса домой, как всегда, нагруженная дровами, она увидела вдалеке свет и пошла по направлению к нему. Между тем стемнело. Когда девочка приблизилась к месту, где она заметила свечение, она увидела маленьких людей, собравшийся вокруг костра. На всех были пёстрые курточки и островерхие шапочки. По очереди они рассказывали истории, и рядом с каждым лежали светящиеся камни. Королевская дочь почувствовала сильное желание присоединиться к этому забавному сообществу и незаметно села рядом. Кот, который всюду сопровождал её, лёг у её ног.

Когда подошла её очередь, маленький народ попросил её тоже рассказать историю. Сперва она не знала, что рассказать, но затем перед ней всплыла картина из тех времён, когда она жила у своего отца. В то время как принцесса рассказывала свою историю, глаза кота начали светиться. Он посмотрел на неё и вдруг незаметно пододвинул один из пёстрых камней ей под руку. Машинально девочка засунула камень в карман своего передника.

Рассказчики продолжали свои истории. Также незаметно, как и появилась, девочка ушла от костра, взяв с собой вязанку дров. Кот, довольный и гордый, шёл рядом, однако девочку тяготил непонятный груз. Когда она подошла к саду, то обнаружила у себя в кармане принесённый домой камень. Но он больше не сиял как прежде, он был незнакомым и холодным. Девочке хотелось убрать его с глаз долой и она закопала камень под одним из кустов.

Начиная с этого времени, история повторялась изо дня в день. Когда девочка приходила к костру маленького народа, то брала домой сияющий камень, но разочарованно закапывала его в саду, так как камень больше не сиял. И сад выглядел всё печальнее и угрюмее. Чем больше камней было там спрятано, тем больше увядали и засыхали в саду цветы и кусты. В хижине тоже всё выглядело очень запущенным. Огромная печаль овладела девочкой, и не было у неё больше сил ежедневно трудиться. Старуха всё чаще кричала на нее. И однажды, когда она уже не могла этого выносить, она оставила хижину и в отчаянии побежала в лес, всё дальше и дальше, пока, совершенно измождённая, не опустилась на землю под деревом, где и заснула. Во сне явилась принцессе светлая фигура, которая сказала ей: «Я твой друг и хочу тебе помочь. Проснись и иди дальше по тропе, там ты найдёшь то, что тебе нужно». Когда принцесса проснулась, она почувствовала себя удивительным образом утешенной и окрепшей. Она встала и пошла дальше. Вдруг как из под земли выросла перед ней старушка. Её лицо показалось девочке знакомым, но она не знала, почему. Старушка сказала: «Я знаю, что тебе нужно. Пойдём. Я хочу тебе помочь». И королевская дочь пошла вместе со старой женщиной, осталась с ней и стала помогать ей в работе.

Прошло некоторое время. Однажды старушка Сказала девочке: «Завтра наступит час, когда ты должна будешь вернуться назад». «Но я совсем не хочу уходить!» - ответила девочка. «Иначе и быть не может, но я дам тебе кое-что, что придаст тебе мужества». И старушка привела принцессу к одному месту, где лежало много серых камней разной величины. «Возьми столько, - сказала старушка, - сколько ты сможешь унести. Они помогут тебе. Но есть одна загадка, которую ты должна отгадать. Слушай меня внимательно и ничего не забудь!». И старая женщина сказала:

«Учись находить в жизни радость!

Из света радости учись исправлять последствия твоих поступков!

Учись ухаживать за очагом своего земного бытия!

Тогда ты найдёшь друга твоей души!»

Принцесса удивилась, увидев серые камни, но так как она доверяла старой женщине, то ничего не спросила, а собрала их целую кучу в свой передник, и камни на ощупь были удивительно тёплыми, а некоторые даже горячими. Когда она вечером ложилась в кровать, в ее ушах всё ещё звучали слова старушки. На следующее утро она обнаружила, что лежит в лесу под деревом. «Всё это я видела во сне?» - спросила она себя и быстро схватилась за свой карман. Но там она почувствовала под рукой тёплые камни и тотчас поняла, что это был не сон. Девочка поднялась и увидела своего кота, который смотрел на неё, полный ожидания. Вскоре оба они пришли в опустевший сад. Он выглядел очень мрачно. Тут девочка вспомнила слова старой женщины: «Учись находить в жизни радость!» При этих словах как будто что-то согрело её. Она опустилась коленями на одну из засохших цветочных грядок и нашла там камень, который она когда-то спрятала. Однако он рассыпался в её руках в пепел. Тут она почувствовала, что ей стало очень жарко, и жар шёл из кармана, где лежали серые камни. Она быстро достала один из них и не поверила своим глазам: вместо серого невзрачного камня она держала в руке сокровище, полное жизни и чудесно сверкающее. Огромная радость наполнила сердце королевской дочери, и её рука непроизвольно сжала камень. Но затем она вспомнила слова старушки: «Из света радости учись исправлять последствия своих поступков!» Эти слова наполнили принцессу силой, и она положила живой кристалл в землю под цветочной грядкой. И вдруг драгоценный камень засиял так ярко, что принцесса зажмурилась. Неожиданно ей стало спокойно, как будто с неё сняли тяжёлый груз. Так один за другим она находила спрятанные в саду камни, выкапывала их из земли и на их место клала принесённые сокровища, которые загорались при этом чудесным светом. Скоро сад зацвёл и вновь засиял разными красками, на кустах появились молодые почки, птицы опускались на ветки, наполняя воздух своим радостным пением. Принцесса встала и пошла к хижине. «Пойдём, котик, у нас есть чем здесь заняться», - сказала она и вошла в комнату. Старуха, которая всё ещё лежала в углу, начала, как и прежде, ее понукать. Но в душе принцессы было светло и спокойно. Она вспомнила слова старой женщины: «Учись ухаживать за очагом твоего земного бытия!» И она подумала про себя: «Хорошо, я всё приведу в порядок». День за днём она заботливо и радостно ухаживала за садом, следила за порядком в хижине и никогда не уставала. Старуха становилась всё спокойнее и однажды сказала девочке: «Теперь ты свободна от меня». Королевская дочь поблагодарила её, взяла кота с собой, вышла из хижины и увидела, что у дверей начинается широкая и прямая дорога. Она пошла по ней, и вскоре ей показалось, что дорога становится всё более знакомой. Через некоторое время она увидела вдалеке замок и знакомую фигуру старушки, стоящей у ворот и кивающей ей. Радость охватила принцессу, и она поспешила к замку так быстро, как только могла. Когда она наконец достигла замка, вместо старушки перед ней стояла светящаяся фигура Ангела, однажды явившегося ей во сне. «Добро пожаловать домой, дитя моё», - сказал он принцессе, взял её за руку и ввёл в замок её отца. Так принцесса нашла свой путь. И вы найдёте свой.

 

II

 

Классный учитель может использовать такую сказку, в которой ребёнок будет исполнять роль Я. Каждый человек непосредственно перед своим рождением просматривает свою земную жизнь, где ему показываются важнейшие задачи его будущей инкарнации. Это происходит в символически-имагинативной форме. Такие имагинации содержат и мотивы разных сказок. Можно сказать, каждый человек, в принципе, имеет свою сказку, которая в символически-имагинативном языке раскрывает ему смысл его жизни. Эти имагинации после рождения погружаются в подсознательное человека и во время его земной жизни действуют как побуждающие силы судьбы.

Задача воспитателя – узнать жизненные задачи воспитанника, чтобы помочь ему найти верный путь его судьбы. Если группа людей в состоянии найти сказку судьбы ребёнка, то для такого ребёнка может стать великим благодеянием, если он, например, в представлении такой сказки сможет получить главную роль – роль «Я», – чтобы посредством этого пережить, теперь уже на физическом плане, те имагинации, которые он созерцал перед рождением на эфирном плане во время просмотра своей будущей жизни. Благодаря этому усиливается их роль. Всё вместе это можно назвать мистериальной игрой в помощь инкарнации подрастающего человека. Это только один конкретный пример, как может действовать совместная работа группы третьего сообщества, в данном случае совместно с Ангелом-хранителем ребёнка.

Здесь мы приходим к третьей части пастерско-медицинско-педагогической работы Р. Штейнера, которую можно назвать интуитивно-сопровождающей. Р. Штейнер говорит, что для того, чтобы сопровождать процесс излечения человека, необходима интуиция. Это делает классная учительница, становясь другом ребёнка и с любовью сопровождая его. Совершенно захватывающее, а при определённых обстоятельствах потрясающее переживание – наблюдать человека, который находится в процессе исцеления, в процессе гармонизации, которому содействует Ангел. Действие Ангела можно заметить в том, что начинают происходить вещи, которые внешне часто кажутся чисто случайными, но которые пробуждённый взгляд узнаёт стоящими в непосредственной связи с предшествовавшей работой в диалоге с Ангелами. При этом замечают, что во время такой работы и Ангелы со своей стороны вступают в определённые обязательства, которые затем своими способами они пытаются выполнить, точно так же как мы, люди, пытаемся исполнить нашу часть работы. Если весь процесс воспринимается людьми серьёзно, а не уподобляется игре, которая вскоре забывается, как сон, то успехи на физическом плане оказываются подобными маленьким и большим чудесам.

Сегодня всё больше рождается детей, нуждающихся в особом воспитании (так называемые «звёздные дети» или «дети индиго»). Эта ситуация отражает время Древнего Египта, когда существовали дети, которые в статье «Сообщества третьего поколения» были описаны как нарушители спокойствия и которые выбирались храмовыми священниками и приводились в храмовые школы. Также и «звёздным детям» определённым образом нужно особое воспитание, соответствующий времени аналог воспитания, существовавшего в храмовых школах Древнего Египта. В этом смысле этих детей можно назвать «храмовыми детьми». Чтобы плодотворно работать с такими детьми, воспитатели – как родители, так и учителя – нуждаются в познании жизненных задач индивидуальности, родившейся как «храмовый ребёнок», чтобы выстраивать сознательную работу совместно с Ангелом-хранителем такого ребёнка. Вышеописанный случай с 11-летним ребёнком показывает путь, как можно достичь такого познания, как можно, исходя из такого познания, построить работу с ребёнком и его Ангелом-хранителем. Но к этому должно добавиться еще нечто. Необходимо принимать во внимание то, что у «храмовых детей» астральное тело не плотное и не так сильно связано с физическим телом. Следствием этого, кроме всего прочего, является и то, что так называемые «нормальные» меры воспитания, использующие внешнее влияние на ребёнка, внешние слова, будут для таких индивидуальностей не так действенны, как для детей, чьё астральное тело более прочно связано с физическим. Это происходит оттого, что «храмовый ребёнок» вследствие рыхлого астрального тела в более сильной мере, чем «нормальный» ребёнок, подвержен прямому сверхчувственному влиянию, исходящему от эфирного и астрального миров, и живёт, так сказать, параллельно в физическом и других измерениях. Внешне это выглядит так, что воспитатель, к примеру, замечает, что его слова или действия производят на такого ребёнка меньше впечатления, чем на других детей, что для него менее доступны «нормальные» авторитарные меры. То, что проявлялось в Древнем Египте у потенциальных нарушителей спокойствия как «нежелание подчиняться авторитету», проявляется у современных «храмовых детей» подобным же образом. Что можно сделать в этой ситуации? Если усилить давление внешнего авторитета, то появляется опасность разрушить внутреннее зерно существа маленького человека и действительно сделать из него кандидата специального учреждения. Но можно выбрать лучший путь, если принять во внимание, что «храмовый ребёнок» при определённых обстоятельствах намного чувствительнее к сверхчувственным влияниям, чем «нормальный» ребёнок. Это означает, что в воспитании такого ребёнка на сверхчувственном пути можно достигнуть намного большего, чем другими способами. Как может такое воспитание выглядеть на практике?

Один пример из реальной жизни. 11-летний ребёнок неожиданно пробудился в сексуальной области. Во время уроков это проявлялось в том, что он мешал занятиям неприличными репликами и даже жестами. Все попытки говорить с ним и образумить его не привели к успеху. Тогда учительница предприняла следующее. Прежде всего, она заметила, что в состоянии, когда ребёнок говорил или делал непристойности, он был не полностью в себе, но одержим чуждым духом. В таких состояниях его астральное тело было захвачено неким существом, что выражалось в определённом эмоциональном состоянии ребёнка. Поскольку ребёнок был ещё мал для самовоспитания, невозможно было ожидать, что он сможет справиться с этим существом из своих собственных сил, другими словами, что он сможет облагородить свои чувства и мысли, через которые это существо проявлялось в ребёнке. Итак, учительница спросила себя, как она может помочь этому ребёнку, как она может, так сказать, нейтрализовать это существо, чтобы оно оставило ребёнка в покое. Она предприняла следующее. Вспомнив совет Рудольфа Штейнера, что учителю следует вечером представить перед своей душой своих учеников, она вспомнила все те события, которые разыгрывались во время уроков, а именно так, что она смотрела на саму себя и на весь класс, включая проблемного ребёнка, как непредвзятый внешний наблюдатель. При этом она смогла заметить, под каким эмоциональным влиянием находился ребёнок, когда в очередной раз становился «трудным». Затем учительница попыталась создать по возможности отчётливый внутренний образ этих эмоций с помощью цвета и форм, поскольку она сказала себе, что этот образ одновременно представляет собой и само существо, захватившее ребёнка, а также под воздействием его находится и она сама, когда во время уроков вследствие поступков ребёнка сердится на него и чувствует себя растерянно. Таким образом, она внутренне построила душевный образ как собственного гнева, так и душевного состояния ребёнка, следуя другой рекомендации Рудольфа Штейнера, где он говорит о том, как лучше защититься от Люцифера и Аримана. Он отмечает, что оба противника становятся наиболее опасными тогда, когда остаются невидимыми. Далее он говорит: «Предположим, что кого-то терзают ариманические силы. Что было бы наилучшим противодействием этому? Наилучшим было бы, если бы этот человек дал сформироваться сколько-нибудь похожему образу Аримана и поставил бы его перед собой в комнате. Против того, что терзает астрально, лучшим средством является то, когда его (это) ставят перед собой физически. Неправильно думать, что, имея перед собой Аримана, можно стать им преследуемым. В действительности имеет место противоположное. Нужно делать вещи видимыми. Но при этом непозволительно становиться нервозным. Когда человек проходит мимо фигуры Аримана, смотря на неё бессознательно, то отпечаток его образа он уносит в себе. И затем, имея его в себе незамеченным, он становится нервозным или возбуждённым». (Р. Штейнер. GA 275, 30 дек. 1914, Дорнах) оскольку в данном случае речь шла не только о том, чтобы самой учительнице защититься от бесов, но также о том, чтобы помочь и другому человеку освободиться от их влияния, то учительница предприняла следующий шаг. Она нашла поддержку в словах Рудольфа Штейнера, выявляющих смысл физического исцеления, которое должно нейтрализовать люциферическое в человеке: «Что в действительности сообщается тому, кто должен быть исцелён? Если мы воспользуемся выражением из физики – то это «обмен напряжениями». То, что живёт в целителе, через вступление в определённую связь с тем, кого надлежит исцелить, приводится в некий род полярности к этому исцеляемому. Полярность вызывается подобно электричеству. Если вы вызываете один род электричества, положительный, то соответственно, другой, отрицательный, возникает определённым образом. Проявляются полярности. И это в высшем смысле можно понять как жертвенное деяние. В самом деле, человек, включает в себе процесс, который предназначен не только для того, чтобы иметь значение для него самого; в этом случае процесс предназначен для того, чтобы вызвать в другом полярность к этому первому процессу. И эта полярность, которая, естественно, зависит от того, что целитель и исцеляемый в некотором смысле приводятся к связи, вызывающей в другом человеке другой процесс, есть в выдающемся смысле пожертвование силы, которая является не чем иным, как преобразованной силой любви, деянием любви. Она, собственно, и является действующей в таких психических исцелениях: сила любви, преобразованная в одной из своих форм»(Р. Штейнер. GA 120. 27 мая 1910, Гамбург.)

Итак, в данном случае речь шла о том, чтобы, прежде всего, вызвать в собственной душе процесс, являющийся противоположным люциферически-эмоциональному процессу, который был вызван в душе ребёнка через беса. Учительница достигла этого посредством того, что, как свободный, непредвзятый наблюдатель, она воссоздала весь эмоциональный процесс урока, и затем, достигнув внутренне свободного состояния, смогла принять в своё сердце силу, которая была полярной, нейтрализующей действие беса. Эту силу затем чисто душевно-психическим способом она жертвенно послала ребёнку.(Армен Тыугу. Евангелие – радостная весть. Christengemeinschaft №11, 2002.) Вся работа длилась 14 дней, каждый вечер, причём внешне ничего особенного не было предпринято, всё протекало в тихом медитативном настроении. Но уже через три дня действие этой работы было заметно: проблемный ребёнок стал вести себя заметно лучше. Он начал работать на уроках, постепенно стали прекращаться непристойности, пока не прекратились совсем. Этот конкретный бес покинул мальчика.

Приведённые выше примеры могут быть продолжены. Все они показывают, что «храмовые дети» нуждаются сегодня в современном «храмовом» воспитании. Это может быть понято нами и как призыв духовного мира к сознательной совместной работе с Ангелами в плане сообществ третьего поколения, ибо для воспитания «храмовых детей» необходимо как развитие внутренней спиритуальности (пример с проблемным подростком), так и дальнейшее развитие совместной работы в коллегии (пример с ворующим ребёнком).

Представьте себе: при приёме детей в первый класс классный учитель берётся в течение первого учебного года создать образы жизненных задач всех детей в классе, а затем – сказки к найденным образам, которые читаются в первом классе во время урока – каждую неделю для одного из учеников. Потом к этому присоединяются индивидуальные изречения, отражающие жизненные задачи. Во втором классе представляются, как простая классная игра, истории жизненных задач: те, что уже были рассказаны в первом классе, или новые, более соответствующие новому возрасту. Это может быть сделано взрослыми и учителями, например, когда история кем-то рассказывается, а другие её представляют, или детьми, которые сами её разыгрывают, если это позволяет возраст и возможности. Второе – это более сознательное обхождение с влияниями из сверхчувственных областей, особенно с демонами, как в выше указанном примере, ибо наша внешняя жизнь всё больше демонизируется. Если вспомнить о намерении Р. Штейнера в образовании вальдорфской педагогики для детей возраста детского сада, то можно подумать о том, чтобы такое «храмовое» воспитание детей начинать уже в детском саду. Тогда классный учитель при приёме детей в первый класс мог бы уже получить переданную воспитательницей детского сада папку с написанной для ребёнка сказкой о его жизненных задачах и изречениями к этим задачам. В начале второго семилетия ребёнка классный учитель мог бы продолжить ту работу, которая была начата в детском саду, и создавать новые сказки о жизненных задачах, соответствующие возрасту ребёнка. Для младших детей могут быть сочинены более простые сказки, для 12-14 – летних – более сложные, в форме фантастических историй и тому подобного. При переходе в старшую школу молодые люди могли бы получить свои папки с описанием работы, которая в отношении их когда-то была проведена в коллегии, с тем, чтобы показать им путь, по которому им следует учиться идти самим. При такой работе члены школьной коллегии могут рассчитывать на помощь Михаэлических Ангелов, поскольку благодаря такому виду работы наше физическое бытие становится вновь открытым и доступным для их воздействия. Каждую подобную групповую работу сообществ третьего поколения можно пережить как праздник Михаила, что как социальный процесс и происходит в такой работе. Такой праздник может праздноваться постоянно, если в группе происходит действительно образующий социальный процесс. (Р.Штейнер. GA 224, 23 мая 1923, Берлин.) Необходимо лишь учиться внешние препятствия рассматривать не просто как препятствия, а как задачи, которые ставятся Михаэлическими Ангелами перед отдельными людьми или перед группой с тем, чтобы они разрешались в диалоге и в совместной работе с духовным миром. Благодаря этому также можно научиться вести творческий диалог с соответствующим Ангелом. В этом и состоит сегодня наша задача: делать наш физический мир открытым и прозрачным исцеляющему действию духовного мира для творческого сотрудничества с Ангелами, которые уже сделали шаг вперёд.