ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В МЕДИЦИНСКОЙ (КЛИНИЧЕСКОЙ) ЭТИКЕ
Качество жизни — одна из важнейших тем в биоэтике. Анализ клинического случая после постановки диагноза и определения стратегии лечения должен включать сравнение качества жизни пациента до и после лечения. Мы сосредоточимся на клиническом смысле трудного для понимания феномена качества жизни.
Основная цель любого врачебного вмешательства — улучшение качества жизни. Она реализуется в решении нескольких конкретных задач, как, например, облегчение боли, восстановление функций и т. п.
Пациенты нуждаются во врачебной помощи, медицинском внимании и заботе, поскольку они обеспокоены каки- ( ми-то симптомами болезни, последствиями травм и т. п. Врач отвечает на их потребности общением, постановкой диагноза, лечением, утешением, обучением.
Эта деятельность направлена на улучшение качества жизни пациента.
Во многих ситуациях это улучшение может быть произведено без особого труда. Например, головная боль, лихорадка и боль в мышцах устранимы при помощи ненаркоти-
ческих анальгетиков. Качество жизни, сниженное из-за болевого синдрома и интоксикации, быстро восстанавливается. Но бывают ситуации, когда качество жизни пациента серьезно нарушено прогрессирующей болезнью и восстановить его трудно, если вообще возможно. Медицинское вмешательство может затормозить снижение качества жизни, немного улучшить его, но не восстановить. В этих случаях можно говорить о сносном качестве жизни, если оно постоянно поддерживается различными медицинскими манипуляциями, заботой и уходом.
Есть случаи, когда медицинское вмешательство помогает излечить болезнь, но при этом качество жизни снижается. Так, например, можно избежать негативных последствий диабета, если регулярно принимать инсулин и придерживаться определенной диеты, но это серьезно ограничивает свободу пациента, и следовательно, качество его жизни понижается. Или возьмем пример пациентки, которая подверглась мастэктомии по поводу рака груди, после чего она избавилась от болезни, но этому предшествовали многочисленные курсы химиотерапии и лучевой терапии.
Оценка качества жизни входит во все дискуссии по вопросам медицинского обслуживания. Врач и пациенты вместе должны определить, какой уровень качества жизни желателен, как это должно быть достигнуто, какие существуют риски. В отличие от проблемы рисков и преимуществ той или иной стратегии лечения вопрос о качестве жизни фиксирует внимание на пролонгированных последствиях медицинского вмешательства. Вопрос о качестве жизни пациента всегда включает этическую сторону. Она складывается из следующих аспектов:
1. Проблема различного толкования качества жизни вра
чом и пациентом.
2. Проблема невозможности для пациента оценить то ка
чество жизни, которое он хотел бы иметь.
3. Проблема качества жизни как критерия для рационального медицинского лечения и ухода.
Несмотря на большое значение феномена качества жизни, в клинической практике смысл данного понятия пока также четко не определен. Saikewicz вообще считает, что оно выбрано неудачно. В принципе данное понятие означает статус пациента по шкале «хорошо — плохо», где может быть достаточно много делений. В последние годы были предприняты достаточно успешные попытки для разработки меры качества жизни, при помощи которой можно было бы оценивать результаты клинических вмешательств. Данная мера включает много показателей, таких, как мобильность, выполнение ежедневных функций по обеспечению жизнедеятельности, отсутствие или присутствие боли, социальная коммуникация и интеллектуальная бодрость. Учитываются как объективные показатели этих аспектов жизни, так и степень удовлетворенности ими. Многие оценки в случае отдельных нозологических форм являются специфическими, но существует стандарт QALY (качество, корректирующее годы жизни), который пытается обеспечить глобальное измерение, основанное на коэффициенте отношения состояний здоровья к ожидаемому «сроку службы» организма. Эти различные измерения стремятся обеспечить объективное описание там, где неизбежна субъективная и персональная оценка. В этом значении качество жизни более актуально в политике, чем в клинических решениях. Даже когда измерения базируются на эмпиричес-, ких исследованиях, неизбежны весьма существенные персональные отклонения принятых стандартов. Поэтому сами эмпирические выводы должны использоваться очень осторожно и ограниченно.
Качество жизни у больного человека не может оцениваться только субъективно или только объективно. Необходимо, как мы уже говорили выше, учитывать как личност-
ные, так и социальные характеристики пациента, отношение к лечению, прогноз, субъективные ценности, которые пациент связывает с понятием качества жизни. Поэтому целесообразно и необходимо ставить и решать целый ряд сложных вопросов:
1. Кто оценивает качество жизни — сам живущий или
наблюдатель?
2. Какие критерии используются для оценки КЖ?
3. Наконец, критический этический вопрос: какие имен
но клинические решения обосновываются ссылкой на каче
ство жизни? Ответ на этот вопрос важен в ситуациях рас
пределения ресурсов и реализации принципа DNR «не
оживлять!».
Ценность (святость) жизни и качество жизни иногда сравнивают, чтобы описать отличие отношений к защите человеческой жизни. Сторонники святости жизни настаивают на том, что снижение качества жизни никогда не доказывает отказ от поддержания жизни. Святость жизни иногда связывается с идеей того, что человеческая жизнь так ценна, что она должна быть сохранена во что бы то ни стало, при любых условиях, столько, сколько возможно. Эту позицию иногда называют витализмом, она свойственна религиозным группам и традиционным обществам. Хотя ви-талистские убеждения не считаются аргументом в клинической практике, она тем не менее черпает энергию в витализме. Желание сохранять органическую жизнь даже тогда, когда все другие человеческие функции утеряны, отражает именно виталистскую позицию. Святость жизни в качестве этического аргумента используется в философской и теологической литературе.
В клинической же практике более важно различать употребление понятия «качество жизни» в двух смыслах (недифференцированный подход в данном случае может вызвать неразбериху в клинических выводах):
1. Персональное удовлетворение, выраженное или испы
тываемое личностью в его или ее медицинском осмотре, ум
ственной и общественной ситуации. Мы называем это «пер
сональная оценка».
23-летний инструктор по гимнастике, который парализован из-за перелома шейного позвонка и повреждения спинного мозга, может сказать: «Моя жизнь не так уж плоха, как она выглядит. Я адаптируюсь к своему состоянию и занимаюсь умственной работой, получая от этого удовольствие».
68-летний художник, хронический диабетик, ослеп и перенес многочисленные ампутации. Он говорит: «Удивляюсь, как я еще могу жить, лишенный всего, что составляет смысл жизни».
2. Оценка чьей-то персональной жизни. Мы называем
это «оценка наблюдателя».
Отец 29-летнего умственно отсталого сына говорит о нем: «Он кажется таким счастливым! Наверное, ему хорошо».
83-летняя женщина со старческим слабоумием прикована к постели, у нее поддерживают жизнь при помощи интенсивной терапии, кормят через зонд. Сестры, ухаживающие за ней, говорят, что у нее нет никакой жизни.
Ссылка на качество жизни в клинической дискуссии естественна и необходима, но поскольку это понятие может использоваться по-разному, это может вызвать неразбериху. Должна быть проведена дифференциация.
• Заключение о низком (или бедном) качестве жизни может быть сделано как самим живущим, так и наблюдателем. Часто случается, что наблюдатель считает качество жизни низким, а сам живущий вполне удовлетворен этой жизнью. Человек чрезвычайно адаптивен. Он способен создать себе жизнь буквально из ничего.
Например, инструктор по гимнастике может быть человеком чрезвычайной мотивации; слепой художник может наслаждаться живым воображением; умственно отсталый человек может испытать простые удовольствия. Таким образом, если пациенты могут оценить и выразить свое собст-
венное качество жизни, наблюдатели не должны брать решение на себя, а должны прислушаться к мнению пациентов. Аналогично, когда собственная оценка человека не может быть дана или не может стать известна, наблюдатели могут высказывать свое мнение, но должны быть чрезвычайно осторожны в применении к пациенту своих систем ценностей.
• Низкое качество жизни может означать, что пациент
ощущает свое положение как несоответствующее желаемо
му стандарту. Но в каждом случае это несоответствие может
быть разным — это может быть боль, ограничение двига
тельной активности, падение умственного потенциала; про
блемы здоровья могут отвлекать от более важных и интерес
ных дел, могут сократиться контакты с другими людьми, во
обще может пропасть радость жизни и т. п. Таким образом,
низкое качество жизни может иметь отношение ко многим
и разным обстоятельствам.
• Оценка качества жизни, подобно самой жизни, носит
временный характер. Беспокойство художника может воз
никнуть от временной депрессии, которая пройдет, если об
наружатся новые возможности деятельности для него. Ин
структор по гимнастике может, наоборот, позже стать глу
боко разочарованным в жизни и впасть в депрессию.
Таким образом, медицинские работники не должны торопиться с выводами о реальных основаниях оценки качества жизни, учитывая преходящие условия в ситуации пациентов.
• Оценка может отразить не сиюминутное ощущение от
жизни, а привычные для пациента, выработанные годами
нормы и установки. У людей существуют определенные
привычки, предубеждения, которые они связывают с пред
ставлением о качестве жизни, поэтому в их восприятии
конкретного момента может отразиться некоторое смеще
ние представлений.
• Оценка может отразить социоэкономические условия, в которых находится пациент. Если он считает их не соответствующими своим требованиям к качеству жизни, то никакое улучшение здоровья не изменит эту позицию до тех пор, пока не будут изменены бытовые, жилищные условия, размер зарплаты и т. п., то есть внемедицинские факторы.
Человек, пострадавший в автомобильной аварии, получил увечья и вынужден проводить свою жизнь в инвалидной коляске. Его первоначальная реакция на эти изменения — полное отчаяние, он полагал, что качество жизни равно нулю и, следовательно, жизнь кончена. У него были искренние стремления к смерти. Впоследствии он адаптировался к ситуации, стал учиться на юридическом факультете, выступать с лекциями в домах инвалидов, писать научные работы, стал достаточно известен и популярен, более того, у него появились деньги, которых он, будучи здоровым, не зарабатывал. Его представления о качестве собственной жизни изменились, он стал оценивать его выше, чем до аварии.
Нужно отметить, что оценки наблюдателей в этом случае были сразу после аварии выше, чем у пациента. Врачи, медсестры и нянечки, которые уже знали по опыту, что сохраненные функции могут позволить пациенту вести достаточно активную жизнь, старались и его в этом убедить. Их усилия не пропали даром. Этот пример показывает, что наблюдатель должен взвешенно относиться к оценкам качества жизни пациента и учитывать все объективные и субъективные факторы, которые могут изменить его собственную оценку в лучшую сторону, хотя и не могут вернуть ему здоровье.
Это необходимо учитывать и родственникам или доверенным лицам пациента, чье качество жизни ухудшилось вследствие медицинской патологии. В принятии решений они должны руководствоваться тем, что называется в юриспруденции «наилучший интерес для пациента», а в этике формулируется как «действовать в интересах пациента».
Понятие «качество жизни» как раз и существует, чтобы показать, что необратимость физиологических изменений может быть компенсирована социально-экономическими, интеллектуальными, эстетическими, религиозными составляющими, которые помогут пострадавшему человеку вновь ощутить полноту жизни.
Но что означают «интересы пациента»? В каждом конкретном случае они могут быть и реально бывают различными. То, что может компенсировать физический недостаток для интеллектуального человека, совсем не подходит для людей ограниченных или малообразованных, более того, для «правополушарных» индивидов будут существовать совершенно иные «заместительные» формы жизни, чем для «левополушарных», и т. д. Следовательно, тот, кто работает с пациентом, должен прежде всего постараться посмотреть на мир его глазами, чтобы помочь ему в повышении качества жизни, снизившегося в результате болезни. При этом необходимо соотносить интересы пациента с общечеловеческими ценностями. Врач должен принимать во внимание такие факторы, как облегчение страдания, сохранение или восстановление функций, продолжительность и способы поддержания жизни и здоровья пациента. Таким образом, ценностная ориентация врача в вопросе о качестве жизни должна базироваться на учете трех видов ценностей: общечеловеческие ценности, ценности медицинской профессии и индивидуальные ценности пациента.