Поисковый метод

  1. Формирование поисковых групп для решения какой-либо практически направленной учебной задачи или выполнения прикладного проекта (разрешается формирование групп по произвольному признаку).
  2. Выполнение исследования (абсолютно самостоятельно).

Цель группы:

• провести мини-исследование, требующее творческого, изобретательского подхода,

• собрать эмпирический материал,

• провести статистическую обработку результатов исследования,

• сформулировать новизну полученных результатов,

• оформить исследование в виде доклада,

• пройти «процедуру защиты» основных положений и результатов исследования перед специальным экспертным советом.

«Большой круг»

Первый этап.Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Педагог формулирует проблему.

Второй этап.В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап.По кругу каждый ученик зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту — не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

Прием «большого круга» оптимально применять в тех случаях, когда возможно быстро определить пути решения вопроса или составляющие этого решения. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать законопроекты или инструкции, локальные нормативно-правовые акты

«Карусель»

  1. Студенты размещаются в два круга (внутренний и внешний),
  2. Внутреннее кольцо - это сидящие неподвижно студенты, а внешнее - ученики через каждые 30 секунд меняются.
  3. Студенты заранее готовят вопросы, которые они записывают на маленьких бумажечках (на обратной стороне указывается имя).
  4. Во время работы студенты задают друг другу вопросы, и в случае правильного ответа ученик получает от автора карточку.
  5. При подведении итогов производится подсчёт заработанных карточек и определяется победитель мини-игры.

«Дерево решений»

  1. Студенты делятся на группы с одинаковым количеством учеников.
  2. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве», нарисованном на листе ватмана.
  3. Группы меняются местами по часовой стрелке до тех пор, пока не возвращаются к своему «дереву».
  4. На каждом этапе обмена они дописывают на деревьях соседей свои идеи.
  5. Обсуждение результатов.


Балинтовская сессия

Метод коллективного принятия решений, апробированный английскими врачами Балинтами.

На первом этапеиз членов группы выбирают участника, у которого есть требующая разрешения проблема, связанная с темой занятия. Участник занятия излагает суть своей проблемы группе.

На втором этапечлены группы поочередно задают этому участнику вопросы по рассматриваемой проблеме и получают на них подробные ответы. Данная процедура продолжается по кругу до тех пор, пока не иссякнут все вопросы. Тот, у кого нет вопросов, может пропустить свою очередь, а затем опять включиться в обсуждение. Преподаватель помогает участникам более четко формулировать вопросы, задает свои вопросы (в порядке очереди), следит за тем, чтобы преждевременно не началась дискуссия.

На третьем этапевсе члены группы излагают свои варианты и пути решения поставленной проблемы, дают советы и рекомендации. На этом этапе делаются обобщения и выводы. В заключение тот участник, чья проблема обсуждалась, благодарит всех членов группы, отмечает, что нового и полезного он вынес из этого обсуждения. Преподаватель кратко подводит итоги.