Рабочая тетрадь студента

1. Рабочая тетрадь - это дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы студентов в аудитории и в домашних условиях, который позволяет оптимизировать их деятельность и качественно повысить уровень профессиональной подготовки специалистов.

2. В качестве достоинств использования рабочих тетрадей в учебном процессе вуза выступают:

- системный подбор постепенно усложняющихся заданий;

- экономия времени обучаемого за счет выполнения работы непосредственно на страницах рабочей тетради, т.е. на печатной основе;

- повышение ответственности у студентов за адекватность результатов выполняемых заданий;

- комплексность предоставляемой информации, при организации самостоятельной работы студента;

- явно выраженный творческий подход, проявляемый студентами при выполнении учебных (типовых и развивающих, творческих) заданий;

- возможность организации внешнего контроля и самоконтроля за самостоятельной деятельностью студентов.

3. Рабочая тетрадь становится «настольной книгой» студента, сопровождающей его при работе по конкретной учебной дисциплине, сочетающей в себе краткий справочник по теории, сборник задач и упражнений, тетрадь для аудиторной и домашней работы, самостоятельной научно-исследовательской деятельности.

4. Структура и содержание рабочей тетради определяется ведущим преподавателем (преподавателем, читающим курс лекций по учебной дисциплине) самостоятельно в зависимости от содержания учебной дисциплины

5. Рабочая тетрадь издаётся на основании решения Совета факультета по предложению кафедры по количеству студентов, изучающих данную учебную дисциплину на каждом курсе (очной, очно-заочной, заочной форм обучения) и/или предоставляется студентам в электронном виде. Выданная студенту рабочая тетрадь не подлежит возврату в библиотеку института.

 

Сборники справочных материалов и ситуационных задач (тестов)

1. Тест[2] - это одна из наиболее эффективных и продуктивных форм контроля в процессе обучения студентов в вузе. Письменный программированный опрос в форме теста представляет собой своеобразный способ измерения знаний студентов по отдельной учебной дисциплине или комплексу учебных дисциплин (междисциплинарные тесты).

2. Тестовые задания всегда имеют однозначное решение, а определение правильности ответа осуществляется по заготовленному ключу. Применение тестов при контроле целесообразно, так как они задают направление мыслительной деятельности студентов, стимулируют их интеллектуальную активность, требуя минимального применения продуктивных форм, и приучают варьировать процесс переработки воспринимаемой учебной информации.

3. В качестве специфических показателей качества тестов выступают:

- валидность - одна из составляющих достоверности информации, которая показывает степень соответствия измеряемого показателя тому, что подлежало измерению, надежность методики сбора, получения данных;

- надёжность. Основные факторы, влияющие на надёжность тестов: репрезентативность, т.е. тест должен включать наиболее важный программный материал; количество заданий, т.к. чем больше заданий, тем надёжнее тест; трудность заданий – более трудный тест надёжнее лёгкого при условии, что все задания теста достаточно используют дифференциальную способность;

- экономичность, т.е. возможность теста при заданных условиях давать максимум достоверной информации о тестируемых с минимальными затратами времени и усилий на его проведение и обработку.

4. Методические пособия с тестовым материалом требуют презентации различных видов тестов в зависимости от решаемых с их помощью задач. В настоящее время выделяются следующие виды тестов:

а) по статусу контролируемой программы:

- стандартизованные тесты, прошедшие экспериментальную проверку для установления определённых норм, апробированные на большом контингенте тестируемых и имеющие стабильные и приемлемые показатели качества;

- не стандартизованные, или преподавательские тесты, не прошедшие экспериментальной проверки, обычно составляемые преподавателем для студентов своих учебных групп. Они имеют название тестовой контрольной работы, но отличаются от обычной контрольной работы тем, что проводится хотя бы одно опробование с целью определения трудности заданий для более обоснованного составления окончательного варианта;

б) по цели применения:

- тесты, определяющие уровень освоения учебной программы по дисциплине и/или профессиональной (социально-личностной, социальной) компетенции студента относительно уровня других учащихся (нормо-ориентированные) или относительно определенного критерия (критериально - ориентированные). Результаты тестирования используются для оценки уровня освоения учебной программы по дисциплине, для сертификации достижений студентов в определенном виде деятельности (по учебному предмету), для распределения по группам обучения в зависимости от достигнутого уровня, для диагностики трудностей обучения;

в) по форме презентации:

- закрытые (объективные), считаются самой распространённой формой контрольных заданий для студентов, объективный тест характеризуется выбором ответа из ряда предложенных единиц и всегда имеет однозначное решение;

- открытые (субъективные), в этой форме тестов нет готовых ответов, и требуется дополнение или восстановление студентами опущенной информации;

г) по месту в учебном процессе:

- промежуточные (тематические) - способствуют улучшению самого учебного процесса;

- итоговые – предназначены для того, чтобы объективно подтвердить достигнутый студентами уровень освоения учебной программы.

5. В учебно-методических пособиях, как правило, используются тесты, которые ориентированы на контроль усвоения пройденного материала, а также развития различных учебных и/или профессиональных навыков и умений за определённое время. Эти тесты составляют в соответствии с учебной программой и используют для осуществления текущего, промежуточного и итогового контроля.

6. Структура методических рекомендаций по организации тестового контроля включает в себя: четкую инструкцию по выполнению тестового задания и собственно тестовый материал. Возможно (по усмотрению преподавателя) предоставлять в учебном пособии и ключ для оценки выполнения студентами тестовых заданий для самопроверки. Тестовые задания по содержанию классифицируются по основным разделам образовательной программы по дисциплине и отражают учебную информацию, осваиваемую студентами на занятиях и при организации самостоятельной работы.

7. Тестовые сборники издаются по решению кафедры в соответствии со среднестатистическим количеством студентов, изучающих дисциплину и/или предоставляются студентам в электронном виде.

8. Материалы тестовых сборников по отдельным учебным дисциплинам хранятся на соответствующей кафедре и выдаются студентам в начале учебного года.

Тестовые сборники не являются материалами для индивидуальной работы студентов и возвращаются ими обратно на кафедру по окончанию изучения учебной дисциплины.


[1] Конспект - в пер. с лат. conspectus - обзор, сжатое, краткое обозрение какого-либо раздела учебной дисциплины в соответствии с составленным тематическим планом.

[2] Тест – в пер. с англ. test - проба, испытание, исследование.