Формы учета данных о динамике развития познавательной деятельности и усвоении знаний школьниками (Журнал коррекционной работы)

Учителям, работающим в системе коррекционно-развивающего образования, рекомендуется вести специальный журнал кор­рекционной работы. В журнале должны найти отражение результа­ты выполнения школьниками учебно-диагностических работ, ко­торые проводятся учителем с целью получения объективной ин­формации об уровне их учебной деятельности и усвоении ими предметных знаний, умений и навыков. Такая информация, отражающая особенности учения и развития каждого ученика, слу­жит основой построения индивидуальной, дифференцированной и фронтальной коррекционной работы на уроках и во время вне­урочных занятий с детьми.

Принципом, на котором должно строиться оформление журна­ла, является качественная характеристика требований, предъявляе­мых к результатам учения и развитию школьников, а также к той степени соответствия им, которой достигает на определенных эта­пах обучения каждый ученик.

Требования, предъявляемые к результатам обучения школьников, выстраиваются в соответствии с логикой развертывания коррекционно-развивающей работы и содержанием основных учебных пред­метов. Эти требования должны быть представлены в виде конкрет­ных деятельностных, общеучебных и частнопредметных умений, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения.

Диагностика овладения этими умениями осуществляется с по­мощью различных видов учебно-диагностических заданий. После­дние объединяются в два основных типа: задания, построенные на неучебном материале (I тип), и задания, построенные на учеб­ном материале (II тип).

Педагогическое диагностирование должно проводиться регу­лярно, с интервалом приблизительно в месяц. Такая регулярность позволяет фиксировать этапные результаты всегда растянутого во времени процесса усвоения умений и, отталкиваясь от них, наме­чать содержание последующей коррекционной работы.

В зависимости от того, каков характер задания, а также от того, какое именно умение или группа умений являются объектами кон­троля, оценка результатов выполнения заданий производится по-разному.

Чаще всего оценка выражается в форме обозначения уровня ов­ладения умениями: 1-й уровень — умением овладел; 2-й уровень — умением в основном овладел; 3-й уровень — умением овладел час­тично; 4-й уровень — умением не овладел. Такой способ оценки возможен, например, когда материал позволяет использовать чет­ко фиксируемое количество заданий, предусматривающих приме­нение конкретного способа действий. Правильное выполнение всех заданий позволит оценить овладение умением 1-м уровнем, преоб­ладающей части их — 2-м уровнем. В том случае, когда правильно выполнена лишь половина или около половины заданий, степень овладения умением оценивается 3-м уровнем. Наконец, когда боль­шая часть заданий выполнена неверно — 4-м уровнем.

В ряде работ удобнее бывает указать количество допущенных ошибок. Такой способ оценки является традиционным при анали­зе, например, диктантов. Уровень усвоения каждого частного уме­ния при этом определяется тем же способом. Оценка может включать в себя также указание на ту степень помощи, которая потребовалась учащемуся в процессе выполне­ния работы.

Наряду с фиксацией успешности ребенка в овладении отдель­ными умениями или группой умений все диагностические рабо­ты, выполняемые на неучебном материале, а отдельные и на учеб­ном, целесообразно оценивать еще по одному чрезвычайно важ­ному критерию — времени, которое потребовалось на их выпол­нение. Динамика этого показателя при сравнении его с соответ­ствующими средними цифрами по классу информативна. Она в самом обобщенном виде отражает те изменения (благоприятные или неблагоприятные), которые происходят в познавательной деятельности и психических функциях у данного ребенка в ходе учебного процесса.

Сравнивая результаты, достигаемые каждым учащимся в овла­дении конкретным умением, от первой диагностической работы к последующим, учитель получает наглядную картину продвиже­ния ученика в овладении данным умением. Одновременно педагог каждый раз наглядно видит и те индивидуальные пробелы в фор­мировании психофизиологических и психологических компонен­тов учебной деятельности, которые сдерживают продвижение уче­ника в учении и над устранением которых предстоит специально работать.

Таким образом, являясь носителем объективной качественной информации о состоянии и динамике развития познавательной де­ятельности и об усвоении учебного материала каждым ребенком, журнал становится для учителя надежной формой обратной связи, помогающей ему в реализации коррекционно-развивающей, диа­гностической и обучающей функций нового типа обучения.

ПРИЛОЖЕНИЕ К РАЗДЕЛУ III