Предпринимательство на Калужской земле

Лекция 11. Происхождение, численность и состав калужского купечества, его торговая деятельность.

План:

1. Особенности экономического развития Калуги и региона.

2. Характеристика калужского купечества.

3. Внешняя торговля.

4. Ярмарки и постоянная торговля.

5. Питейные заведения.

 

1.Основные причины роста купеческого сословия и активизации предпринимательства региона - это выгодное географическое положение, близость к западным границам и к Москве. Известно, что в 1760-е гг. большая часть русских экспортных товаров приходила в Петербург из Калуги и Тулы. Судоходные реки Угра и Ока связывали Калугу с южными регионами. Малоземелье и невысокое качество земель заставляло крестьян искать дополнительные заработки в виде ремесла и торговли. Кроме того, предпринимательство являлось видом деятельности, законодательно для всех доступным и не требующим специального образования, что в условиях строгого сословного деления российского общества оставляло единственную возможность продвижения вверх по социальной лестнице.

Главным источником доходов Калужской губернии XVIII в. была торговля. Главные торговые обороты приходились на Калугу, к ней примыкали Козельск и Боровск. Крупными оборотами выделялась также Жиздра, центр самого крупного по территории и развитого в промышленном отношении уезда. Примерно 70% оборотов приходилось на купеческое сословие, остальные 30% распределялись между торгующими крестьянами, мещанским и дворянским сословиями.

Красота и богатство провинциальной Калуги отмечаются в ряде источников XVIII в., и всегда благосостояние города связывалось с активной торговой деятельностью его жителей.Например: «…град Калуга стоит на Оке, на левой стороне, на горе, высоко, красовито, немного таких городов в Московском государстве. Церквей в нём каменных 11, деревянных 18. Жильём зело пространен, люди зело доброхотны, приволен зело хлебом и овощом, и лесом всяким, и дровами доволен… Площадь торговая зело хороша, рядов тако же много, торговых людей весьма много и зело проходцы в чужие земли с купецкими товарами: в Сибирь, Китай, в немецкие земли, Царь град».

Как отмечается в литературе и подтверждается документально, период конца XVIII – начала XIX в. является высшей точкой расцвета калужского купечества и самой Калуги как торгового центра. По времени это совпадает с периодом формирования Российской империи, амбициозного, молодого, сильного государства, стремящегося занять достойное время среди европейских стран-лидеров. Грандиозные планы требовали для своего воплощения предприимчивых и смелых людей, что привело к росту числа купечества из непривилегированных сословий, особенно бурно этот процесс происходил в провинции. Территории вчерашних застав и крепостей превращались в шумные ярмарки и торговые центры.

2.Социальный состав населения края формировался в конце XVI – первой половине XVII вв. в период «Смуты» и более поздний, когда Калуга и ряд городов будущей губернии являлись пограничной территорией. В отношении приграничных зон тогда действовало особое правило, приостанавливающее преследование лиц, нарушивших закон. Так, в калужских пределах нашли пристанище старообрядцы. Иеромонах Леонид отмечал, что «дух населения края… служил долгое время приютом для вольницы разного рода бродяг и даже преступников, не подвергавшихся здесь преследованию с политической целью… Население это так сроднилось с своеволием и праздношатанием, лёгкою добычею и скорым разорением, что раскол как новая форма для противления законной власти – духовной и гражданской – нашёл здесь самую благоприятную для себя почву». Во многом характер населения, описанный иеромонахом, способствовал успешному развитию торговли на начальных этапах, а приверженность многих представителей купечества старообрядчеству содействовало формированию особой культуры поведения, в том числе и профессионального, некую конфессиональную общность, что также положительно сказалось на развитии предпринимательства.

Выделить калужское купечество как региональную единицу можно только с момента образования Калужского наместничества по указу Екатерины II 1776 г. (статус губернского города был обретён ею в 1796 г.). До этого можно говорить о купечестве уездных городов Московской провинции. После 1776 г. благодаря быстрому росту числа каменных строений сильно изменился облик города, причём все большие каменные дома принадлежали купечеству. Как отмечается в одном из отчётов XVIII в., жители Калуги: «…были богаты. Особенно купцы. У последних были кафтаны по 1 тыс. руб. стоимостью, а полный наряд калужской купчихи, по словам доктора Гуна, стоил иногда тысяч 15. А всего количества жемчуга, в одной Калуге находящегося, на двух добрых лошадях увести не можно».

Первый калужский наместник, генерал-поручик М.Н. Кречетников сначала учредил училище для «купеческих и мещанских маломочных отцов детей, а особливо в сущей бедности осиротевших»,и только спустя три года был открыт дворянский пансион. Дальновидный наместник позаботился в первую очередь о самой значительной части городского населения – купцах и мещанах.

В 1789 г. только по Калуге насчитывалось 1505 человек купеческого сословия с объявленным капиталом 799283 руб. К I гильдии из них относилось 48 человек (14 семей), ко II – 165 человек (48 семей), а к III – 1292 (392 семьи). В этот список вносились помимо главы семейства жена, сыновья и внуки, все остальные члены семейств не учитывались, поэтому можно смело говорить о значительно большей численности сословия. 3 из 14 купцов, объявивших капитал I гильдии (на 1789 г. капитал не менее 10 тыс. руб.), были купеческими вдовами, 15 из 48 семейств II гильдии возглавляли женщин.

Некоторые группы населения законодательство обязывало записываться в гильдии: мещан, имеющих более 16 наёмных работников при своих заведениях; мещан, заключающих частные торговые обязательства на сумму свыше 1200 руб. серебром; мещан, имеющих дом в столицах ценой свыше 7500 руб. серебром по городской оценке; ремесленников, употребляющих дорогие материалы, если они продавали свои изделия в магазинах или в лавках (ювелиры, галантерейных, золотых и серебряных дел мастера, модистки, изготавливающие женские уборы и платья, также портные, изготавливающие готовое мужское платье, тонкое бельё, торгующие готовыми меховыми изделиями, мебельщики и тому подобные). За редким исключением они попадали в III гильдию и составляли от 3 до 10% от общего числа купцов этой гильдии. Но мало кто из ремесленников мог долго продержаться в гильдии (обычно им было выгоднее работать на заказ). Чаще всего торговцы серебряным «панским и галантерейным» товаром, входившие во II и III гильдии, не являлись производителями, а скупали эти изделия у ремесленников и привозили партиям.

Подавляющее большинство губернского купечества (90%) рекрутировалось из мещан, фактически это одно сословие, искусственно поделённое законодательством. Процесс перехода из мещан в купечество и обратно никогда не прекращался. В среднем с 1790 г. по 1800 г. в Калуге при общем количестве купеческого сословия, составляющем приблизительно 1800 человек, а мещан 5900 человек, из мещан в купцы ежегодно переходили около 100 и обратно около 90 человек. Максимальная численность всех трёх гильдий приходится на 1792 г. – 2082 человека только по Калуге. Начиная с конца 10-х гг. XIX в. и далее, число выбывших из купечества постепенно начинает превышать число вступивших в него. На протяжении 20-х гг. XIX в. ежегодно в торговое сословие прибывало около 50, а выходило из него более 100 человек. Это происходило и в губернском, и в уездных городах. Переходы касались главным образом купечества III гильдии. Состав I и II гильдий были более устойчивым. Список I гильдии в течение почти 60 лет открывали 8 фамилий: Билибины, Золотарёвы, Торубаевы, Прянишниковы, Кожевниковы, Фалеевы, Решетниковы, Масленниковы.

Купцы I и II гильдии (это в среднем 1-5% от общего числа сословия) совмещали торговую и промышленную деятельность. Они поставляли на внутренний рынок изделия, требовавшие значительных средств для закупки. Это колониальные товары и продукция европейского производства. Купечество III гильдии было связано с мелкотоварным производством, преобладавшим на территории губернии. В число универсальных товаров, которые значились в ассортименте любой гильдии, входили хлеб, пенька, сало, лес, конопляное масло, сахар. Отличие заключалось в объёмах поставок и местах сбыта. I и II гильдии экспортировали универсальные товары и поставляли их на общероссийский рынок, III гильдия обеспечивала ими собственную губернию. Кроме того, III гильдия снабжала местный рынок и рынки соседних губерний изделиями мелкотоварной крестьянской и ремесленной промышленности: посудой, изделиями из дерева, переработанными сельскохозяйственными продуктами, кузнечными товарами, серебряными и ювелирными изделиями. Причём товары, предлагаемые III гильдией, отличались невысоким качеством и поставлялись маленькими партиями. Многие из купцов III гильдии специализировались на продаже рогатого скота

3.Экспорт из Калужской губернии составляли товары, типичные для экспорта Центральной России. Главные из них - парусина и пенька. На протяжении XVIII в. российская, и в частности калужская, парусина имела мировую известность и отлично сбывалась в Европе – Амстердаме, Берлине, Кёнигсберге и даже в Североамериканских штатах. Пока сохранялся устойчивый спрос на парусину за рубежом, калужское купечество занимало высокие позиции на международном рынке.

Характер участия купечества во внешней торговле был схож для всех губерний центрального региона. Несколько купеческих семейств, представителей I гильдии, на протяжении XVIII – первой половине XIX вв. поставляли на внешний рынок товар, на котором специализировалась та или иная губерния. Для Калуги это несколько знаменитых династий, которые осуществляли экспортные поставки на протяжении жизни 3-4-х поколений. Среди них династия Билибиных, которая с конца XVIII в. и до реформ 1860-х гг. совмещала торговую и промышленную деятельность, поставляла к Санкт-Петербургскому порту товары собственного производства: парусные полотна, пеньку и сало. Билибины имели дом в Москве, амбары и складские помещения в Санкт-Петербурге и сеть торговых заведений в Калуге, Твери, Ярославле и Москве.

В первой четверти XIX в. главными конкурентами Билибиных в производстве и продаже парусины и писчей бумаги были Усачёвы.

Успешно складывалась торговая деятельность Золотарёвых, купеческой династии, которая выделялась своим богатством в XVIII в.

На производстве и торговле парусиной и полотном специализировались купцы I гильдии Прянишниковы, Кожевниковы, Ларионовы, Ивановы, Торубаевы, козельские – Брюзгины, Карлины, Мосальские – Немчиновы, дворяне – выходцы из купечества - Гончаровы.

Предпринимателям уездных городов в меньшей степени удавалось осваивать международные рынки. Во внешней торговле были представлены два уездных центра Калужской губернии – Козельск (второй по значимости в торговле после Калуги) и Боровск.

Падение спроса на парусину и пеньку в 40-х гг. XIX в. связано с появлением более прочного и менее дорого машинного полотна заграничного производства и с появлением пароходов, для которых не нужны были канаты. С изменением рыночного спроса калужское купечество, не сумев перестроиться на новые требования, потеряло свои позиции на международном рынке. Сокращение поставок за рубеж вело к потере внешних торговых отношений с большинством западных представителей и закрытию большинства фабрик полотняной промышленности.

К особенностям внешнеторговой деятельности провинциального предпринимательства можно отнести:

- Тесную связь с местной промышленностью.

- Ведение торговых операций через посредников, особенно на западном направлении. Европейские негоцианты господствовали во внешней торговле России, так как у русских купцов не хватало свободных капиталов, доступного кредита, а также ввиду малого общего тоннажа русского флота.

- Преобладание единоличного ведения торговли без образования торговых объединений, компаний, фирм. Известный калужский купец Никита Шемякин был единственным исключением среди предпринимателей региона, кто решился участвовать в «кумпанстве». Московский купец Василий Хостатов, калужский - Никита Шемякин и ярославский – Алексей Ярославцев основали в 1756 г. Российскую коммерческую компанию и открыли конторы в Москве, в Темерницкой таможне и в Константинополе.

4.В отличие от внешней торговли внутренняя была более разнообразна по ассортименту товаров и по участникам.

Ярмарочная торговля была более ранней формой торговли в сравнении с постоянной. В центральной России, в том числе в Калужской губернии, ярмарки утрачивали чисто экономическую роль и сохранялись как места традиционных празднеств и сбыта товаров местных ремесленников и крестьянских хозяйств.

За исключением общероссийских, ярмарки превращались в незначительные торги локального значения, плохо связанные между собой даже внутри губернии. На территории губернии насчитывалось от 80 (XVIII – начало XIX в.) до 35 ярмарок в 1850-е гг. Большая часть из них имела исключительно местное значение. В XVIII - первой четверти XIX в. по масштабу торговли особенно выделялась Петровская ярмарка в Мещовске (в Петров день в конце июня – начале июля). В XIX в. в Калуге ярмарка не проводилась, жители были вполне удовлетворены объёмом стационарной торговли, помимо которой дважды в неделю работали 3 городских «базара».

Общая продолжительность ярмарок составляла 48 дней. Подавляющее большинство из них были однодневными за исключением Петровской в Мещовске, которая длилась 8 дней. Самым популярным днём проведения ярмарок считался «9 день по Пасхе», в этот день проходили сразу 4 ярмарки. По сезонам они распределялись следующим образом: весной собирались 19 ярмарок, летом 10, осенью 9, зимой 3. В некоторых местах ярмарки проходили дважды в год, обычно летом (весной) и осенью. Зимние ярмарки приурочивались к рождественским праздникам и были рассчитаны на покупателей-крестьян.

Главные предметы торговли на ярмарках: шерстяные и бумажные товары, хлеб, пенька, красный товар и разные крестьянские изделия; из других регионов привозили сукно, промышленные товары широкого потребления, пригоняли рогатый скот. На Петровскую ярмарку доставляли разные шерстяные, пеньковые изделия, галантерейные и колониальные товары, пригоняли лошадей с Украины и Дона.

На территории региона преобладала стационарная торговля, её обороты были достаточно высоки в сравнении с временной торговлей. К примеру, в 1820-е гг. ярмарочная торговля уступала по оборотам капиталов постоянной более чем в 4 раза.

Розничная торговля как вид деятельности, открытый всем трём гильдиям, была представлена самыми разнообразными заведениями – от примитивных специализированных лавочек, реализующих продукцию местных мастерских, до универсальных магазинов, принадлежащих купцам старших гильдий и являющихся достопримечательностью города. Развитие розничной торговли происходило в XVIII – начале XIX в. за счёт роста, часто стихийного, различного рода лавок и лавочек.

Количественные показатели калужских стационарных торговых заведений за 1852 г. можно отнести к числу выше среднего: 686 – в Калуге и 1416 – в губернии в сравнении с: 306 - в Рязани и 942 в губернии; 468 – в Твери и 2030 - в губернии; 198 в Смоленске и 990 - в губернии. Несмотря на ослабление позиций калужского купечества на общероссийском рынке количество стационарных заведений на территории губернии росло.

До открытия Гостиного двора – главного торгового центра губернии, строительство которого длилось с 1785 по 1823 г., на Староторжской площади Калуги располагался толкучий рынок. В 1778 г. был утверждён план генеральной застройки Калуги по проекту архитектора П.Р. Никитина. Торговый комплекс стал украшением и главным местом торговли в городе. Он состоял из 14 корпусов. На его территории размещалось большое количество магазинов, лавок, амбаров и складов. Здесь размещались амбары и магазины крупнейших калужских купцов: Билибиных, Золотарёвых, Торубаевых, Зюзиных, Антипиных, Черновых, Прянишниковых, Кожевниковых и др. Крупные купцы держали в Гостином дворе магазины и лавки, в которых продавали изделия собственных заводов и фабрик, товары, закупленные в Европе, привезённые с Востока, - чай, пряности, фарфор и хрусталь. Основная масса лавочек, принадлежащих купцам III гильдии и мещанам, предлагала товары местного производства и продукты, закупленные в Москве.

Один из примечательных магазинов Гостиного двора – книжная лавка купца М.А. Антипина. Фирма М.А. Антипина за полстолетия превратилась из небольшой книжной лавки в крупнейший в Калуге писчебумажный и канцелярский магазин. Торговый дом предлагал покупателю разнообразный товар – карандаши, краски, перья, 150 сортов бумаги, охотничье и декоративное оружие, географические атласы, шахматные доски из 12 ценных пород древесины.

Другим замечательным местом в Гостином дворе было заведение купца II гильдии Павла Алтынникова. Его магазин появился одним из первых в городе и был устроен «на манер столичных».

Магазин Алтынникова был универсальным он состоял из трёх больших помещений, хорошо освещённых и обустроенных. В первом из них размещались товары для богатых покупателей – предметы роскоши из восточных стран: ковры, посуда, мебель, дорогие изделия из дерева и камня и др. Вторая зала была отдана под продажу «кожевенных, юхотных и шорных товаров». Третья являла собой олицетворение гастрономического изобилия. Покупателю предлагался широкий ассортимент продуктов – восточные пряности и фрукты, имевшиеся в продаже круглый год, копчёное мясо и колбасы местного изготовления, изделия монастырских пекарен, более 50 наименований круп и т.д. Только сортов хлеба в магазине Алтынникова было более 30, не говоря уже о кондитерских изделиях. Для любого губернского города начала 1850-х гг. такой большой, богатый и хорошо оборудованный магазин был редкостью, и в магазин Алтынникова ходили посмотреть на изобилие товаров, подивиться «заморским игрушкам», вдохнуть запах пряностей и фруктов, чтобы потом обсудить всё это на досуге.

Основную массу заведений торгового центра составляли мелкие лавочки, общее их число колебалось от 380 в XVIII в. до 250 в середине XIX в.

Помимо Гостиного двора в городе были другие точки розничной торговли, как их называли, базары: «Трубянка», Сенный рынок (на одноимённой площади), Новый торг (на Садовой улице), Дровяной торг (на Теренинской площади), «Юрилка» - базар у Московских ворот, Мясные ряды (на Новомясницкой), а также ярмарки на Крестовом поле и у Мироносицкой церкви. В день св. Жен-Мироносиц возле неё устраивалась ярмарка, где торговали преимущественно лошадьми. К специализированным городским базарам можно отнести Ягодный торг, где производился сезонный торг ягодами. Он располагался на пустыре на Никольской улице, и если на «Трубянке» продавалась садовая ягода, то здесь было представлено богатство окрестных лесов.

Ещё в 1782 г. был отменён запрет на открытие лавок в частных домах. В категорию лавок входили: мелочные торговые лавки, цирюльни, аптеки и кузницы.

По количеству лавок на душу населения среди городов губернии сильно выделялся Мещовск, в 1825 г. на 3678 человек приходилось 334 лавки, то есть в среднем каждый 10-й житель был владельцем лавки.

Основными видами товаров, которые ввозились калужскими купцами, являлся «красный товар», а также фарфор и галантерея, большей частью закупавшиеся в Москве, в Петербурге, а для наиболее богатых покупателей – за границей.

В середине XIX в. центром губернии в торговом плане стали Сухиничи, через которые прошла транзитная железная дорога южного направления, в промышленном – с. Людиново, где располагались заводы и фабрики Мальцевых.

К концу XIX в. экономические связи Калужской губернии фактически сокращаются до соседних губерний, практически полностью уступая промышленную сферу иногородним предпринимателям. Главная причина этого, по мнению современников, - появление новых, более бойких торговых пунктов вне пределов Калужской губернии и близость Москвы, откуда доставляли изделия, отличающиеся высоким качеством и «сравнительной дешевизною». Вывоз ограничивался лесом, конопляным маслом, пенькой, произведениями небольшого числа фабрик и заводов, ввозились более всего мануфактурные и колониальные товары и хлеб. Серьёзно озабоченное падением торговых оборотов, предпринимательское сословие не раз обращалось с просьбой к губернатору о строительстве железной дороги.

Не улучшилось положение региона и после проведения Московско-Брянской железной дороги, открытой в 1899 г. Железные пути обошли губернию в середине XIX в., когда это могло стимулировать развитие новых торговых связей, а строительство их в конце века уже ничего не решало. По замечанию исследователя В.В. Шангина: «…этим обходом Калуге был нанесён жестокий удар, и вряд ли город скоро приобретёт какое-либо торгово-промышленное значение».

5. Питейные заведения наряду с золотыми приисками и горнодобывающими заводами входили в область государственных интересов как источник крупных доходов.

Свидетельства на продажу спиртных напитков выдавались всем желающим, хотя монополия на производство вина с 1765 г. была у дворян. Стабильный доход и небольшие затраты привлекали много желающих быстрого и относительно безопасного способа накопления капитала. На нём множились состояния таких крупнейших представителей купечества общероссийского масштаба и таких видных калужских предпринимателей, как Грибановы, Липатовы, Фалеевы.

Первые договоры о содержании откупов относятся к XVIII в. Наиболее крупными откупщиками по Калужской губернии в 1820-х гг. были Грибанов, калужский купец II гильдии, содержатель 10 питейных домов и выставок, Масленников, калужский купец II гильдии, содержал в 1820 – 1830-е гг. 15 питейных заведений. Козельские купцы Брюзгин, Зотов, Карлин, Умов, получившие исключительное право содержать винные заводы. Они обеспечивали питейные заведения Калужской, Московской, Тверской губерний вином и водками, произведёнными на собственных заводах.

Число кабаков, трактиров и питейных домов представляется большим в сравнении с числом потенциальных посетителей. На 1835 г. в Калужской губернии на 455404 души мужского пола 291 кабак и 209 выставок (откупная сумма 2 727 000 и продано на сумму 3 740 960). Если учесть, что откупная сумма вносилась один раз в 4 года, то, как видно, уже за один год откупщики с лихвой окупали свои взносы. Разница между откупной суммой и общей стоимостью проданного вина составляла общую сумму прибыли, приходящуюся на всех самостоятельных откупщиков.

Введение винных откупов последовало за указом 1765 г., предоставившим дворянству монополию на производство вина. При откупах право торговли вином продавалось государством за заранее оговоренную денежную сумму, а откупщики получали прибыль за счёт потребителей. Главными продавцами вина были купцы и мещане, а основным производителем и поставщиком – дворянство: чиновники, военные, помещики. Откупщики приобретали право на откуп с публичных торгов на 4 года и становились «коронными поверенными служителями».

Сравнение общей суммы по России с откупными суммами по губерниям в течение 1800-1860 гг. даёт нам право сказать, что Калужская губерния занимала стабильную позицию среди губерний со средней «доходностью» от питейного дела.

Конкуренция между питейными домами и частными заведениями не была острой, так как и те и другие приносили прибыль государству, но соотношение численности между ними всегда сохранялось в пользу первых.

Производство других видов спиртных напитков было распространено гораздо в меньшей степени, чем вина и пива. На территории губернии действовало 5 заводов по производству хлебных водок и 4 по производству напитков из медовых остатков. Это было связано с более затратными технологиями и высокими ценами продукции на «манер иностранных»: рома, коньяка, водки французской и бальзама, а также с повышенными требованиями к качеству этих напитков.

На 1823 г. в Калужской губернии лидировало производство хлебного вина в сравнении с производством других напитков, на втором месте значилось пиво: 22 пивоварни и только 5 заводов, производивших водку. По числу винных заводов лидировали 3 города: Лихвин, Калуга и Жиздра. В среднем до 1825 г. в губернии производилось более 1,5 млн. вёдер (12 литров) вина, потреблялось не более 600 тыс., а остальная продукция сбывалась в Московской, Тульской, Ярославской, Нижегородской губерниях.

Пивоварение принадлежало к числу наиболее распространённых производств. В 1785 г. только в Калуге насчитывалось 12 пивоваренных заводов, а всего по губернии – 50. В 1795 г. была окончательно утверждена единая откупная система для всей империи, устроенная по проекту купца Кандалинцова, по которому откупщики кроме выручки от продажи питей брали в свою пользу и выручку от продажи в питейных домах харчевых припасов. С этого времени всё более теснимые откупами пивоварни стали сдавать свои позиции. В 1822 их осталось в губернии 22, а к 1840 г. – 13.

Самые доходные и знаменитые заведения располагались в губернском городе. В Калуге начала XIX в. насчитывалось 2 гостиницы, 10 постоялых дворов, 10 харчевен и 5 рестораций. В 1825 г. количество гостиниц выросло до 9, рестораций числилось уже 22, харчевен 13 и 17 постоялых дворов, а в 1861 г. действовало 7 гостиниц, 20 постоялых дворов, 15 рестораций и 25 харчевен. В расчёте на город с 30-тысячным населением, который представлял интерес преимущественно с точки зрения коммерции, указанное число заведений должно было составлять значительную конкуренцию друг другу.

Лучшие гостиницы с ресторациями располагались в центре города, в районе Староторжской площади и вверх по улице Никитской (ул. Ленина), застроенной домами самых богатых людей города.

Гостиницы «Тифлис» и «Кулон» с ресторациями, ресторации Фёдорова и Торубаевой относились к разряду фешенебельных и дорогих, имели свою клиентуру и были недоступны для большей части горожан. Заведения более демократичные располагались на краю города, в районе улицы Садовой. В начале XIX в. этот район быстро застраивался харчевнями, гостиницами, постоялыми дворами и трактирами. Самым концентрированным местом подобных заведений была бывшая Облупская улица (современная ул. Театральная). Трактиры Зотова, Фалеева, Печонкина, ресторация в доме Рябчиковых, которой успешно управлял ярославский крестьянин Рыбинского уезда, пользовались популярностью среди жителей города. Каждый из них славился чем-то особенным, только для него характерным: ресторация Васильева - длинными и вкусными обедами в Рождественские праздники, трактир Фалеева – большим выбором, а главное высоким качеством самодельных настоек (любимое место отдыха калужских полицмейстеров). Перед праздниками владельцы солидных заведений вместе с поздравлениями и пожеланиями публиковали перечень праздничных блюд и питий.

Ресторации и трактиры занимали первую ступень питейных заведений. Далее шли харчевни, пивные лавки, питейные дома.

Высокая доходность ресторанов, харчевен и т.п. определила тот факт, что немалое количество арендуемых под заведения такого типа зданий принадлежало городу. В этом случае помимо акциза за содержание в городскую казну шли деньги за аренду помещения. Эти заведения отдавались в аренду на 4 года после конкурса, который проводила городская дума на основании существующего законодательства.

Развитие этой сферы предпринимательской деятельности приносило большой доход содержателям заведений и городскому бюджету.

В задачи питейных домов и выставок входило выполнить объём продажи вина, определяемый государством. Упор делался на продажу вина невысокого качества, широкого ассортимента блюд не было. А так называемые временные выставки, передвижные точки, просто сколачивались из досок и существовали преимущественно в тёплое время года в виде небольших палаток. Но минимум затрат на содержание питейных домов и выставок устраивал откупщиков, которые рассчитывали на посетителей из простого народа, главным образом – крестьян.

Лекция 12. Промышленное развитие Калужской губернии и роль местного предпринимательства в отечественном модернизационном процессе

1. Возникновение промышленности на территории калужского края (XVII – XVIII вв.)

2. Промышленность Калужской губернии в XIX в.

3. Развитие промышленности на калужской земле в начале ХХ в.

4. Основные тенденции и условия развития промышленности в калужском крае и роль местного предпринимательства в отечественном модернизационном процессе.

1.О возникновении промышленности на территории Калужского края можно говорить, начиная с XVII в. в связи с появлением здесь первых канатных и парусных мануфактур, железоделательных и медеплавильных заводов, владельцами которых изначально были иностранцы, и которые широко использовали труд «приписных» крестьян. В 1656 – 1659 гг. купец Марселис из Гамбурга и Иван Акема из Голландии построили на реке Угодке (ныне территория г.Жуков) молотовый вододействующий завод по производству железа. Приблизительно в это же время вблизи Боровска был построен Истьевский железоделательный завод, принадлежавший Ивану Ахеме.

Формирование промышленности губерний Центральной России во многом происходило под влиянием интересов молодой империи и связывалось прежде всего с потребностью в создании собственных оружейных заводов. Так 70 % промышленных заведений, открытых под Тулой и Калугой в конце XVII – начале XVIII вв. представляли железоделательное производство. Определение главных промышленных отраслей региона – производство парусины и добыча и выделка чугуна – также произошло под воздействием протекционистской политики Петра I и в том числе благодаря многочисленным государственным заказам. В начале XVIII в. на территории Калужского края в связи с потребностями Северной войны возникают еще 13 железоделательных мануфактур с большим объемом производимых изделий. Толчком к этому явилось то, что на территории нашего края были обнаружены запасы железной руды. Наиболее значительные предприятия, начавшие работу в первой половине XVIII в.:

* В 1705 г. – Меньшовский доменный завод в Оболенском уезде;

* в 1719 г. – Дугнинский завод на р. Дугне, принадлежавший, как и Меньшовский, Никите Демидову;

* в 1726 г. – завод на р. Брынь, хозяин А.Н. Демидов;

* в 1728 г. – железоделательный Мышегский завод в районе Алексина;

* в 1729 г. – чугуноплавильный завод на р. Протве;

* в 1739 г. – железоделательный завод в с. Хотьково.

Кроме названных, в первой половине XVIII в. были построены металлургические заводы в южной части нашего края: Людиновский, Сукремльский, Верхний и Нижний Песоченские (ныне Кировский чугунолитейный).

По мере иссякания залежей руды закрылись Истьинский, Поротовский и Угодский заводы, но одновременно строились новые – так в 1770-е гг. купцы Мосоловы возвели на р. Шане Шанский, а затем Верхнее-Шанский заводы.

Строительство русского флота было приоритетной задачей государства в

первой половине XVIII в., поэтому активно организуются мануфактуры по производству парусного полотна, канатов и других материалов для оснащения кораблей и снаряжения их команд. К концу 1730-х гг. из двухсот парусно-полотняных мануфактур по стране, десять были открыты на калужской земле. Первой из них стала полотняно-парусная мануфактура, построенная калужским купцом Филатовым-Карамышевым в селе Сгомонь на р. Суходрев.

Но больше других преуспел Афанасий Гончаров, бывший посадский человек г. Калуги. Он занялся предпринимательством и нажил большой капитал, что позволило ему стать единоличным собственником полотняно-парусных мануфактур и владельцев железоделательных заводов на юге края (ныне Людиновский район). В 1744 г. «за распространение фабрик» А.А. Гончарову был дан чин коллежского асессора, а затем и дворянство с правом покупки вотчин с крестьянами.

В 1770-х гг. крупным центром парусно-полотняного производства становится г. Боровск с уездом: в 1775 г. здесь было две таких мануфактуры, в 1795 г. – уже пять. Кроме того, появилось две суконные мануфактуры, четыре кожевенных, пять солодовен и ряд других заведений.

Купцы Мосаловы в 1776 г. в селе Шанский завод основывают две парусно-полотняные мануфактуры, предприятие по изготовлению бумаги и кирпичный завод. Возникают мануфактуры в Медынском, Перемышльском и других уездах. Особо следует отметить Серпейскую прядильную фабрику Р.А.Глинкова, действовавшую в 1756 – 1785 гг. В 1769 г. Глинков, механик – самоучка, впервые в мире сконструировал гребнечесальную и многоверетенную льнопрядильную машину, приводимую в действие водяными колесами, которая заменяла 30 человек и повышала производительность труда в пять раз. «Вольное экономическое общество» в 1771 г. присудило ему Серебряную медаль. (Спустя 11 лет подобную машину изобрел англичанин Аркрайт). Однако же в условиях отсутствия машиностроения в феодально-крепостнической России это изобретение не получило поддержки, Глинков разорился и умер в безвестности.

 

2.Основой экономики Калужской губернии в XIX в. оставалось сельское хозяйство. Но расширение территории государства и ее освоение, необходимость защиты России от внешних врагов (войны с Турцией, Францией, Крымская война 1853-1855 гг.), рост численности населения и его потребностей и, самое главное, отмена крепостного права были важнейшими факторами дальнейшего развития промышленности и появления ее новых отраслей, расширения сферы товарно-денежных отношений. В них все более втягивались не только жители городов, но и помещики и крестьяне (последним надо было платить барину денежный оброк, а после 1861 г. также выкупные платежи). Бытовые и другие потребности помещиков не могли уже удовлетворяться натуральным хозяйством (предметы искусства, одежда и обувь, образование детей и прочее). Помещики создавали в своих имениях предприятия по переработке продуктов сельского хозяйства, производству различных видов полотна, сукна, винокуренные и сахарные заводы и т.п. Все это было характерно для хозяйственной жизни уездов губернии, но наиболее развитым в промышленном отношении был самый крупный — Жиздринский уезд (он охватывал территорию нынешних Думиничского, Жиздринского, Кировского, Людиновского, Ульяновского и Хвастовичского районов). Его площадь составляла 24% территории губернии, количество жителей — 240 347 человек.

В 1824 г. в уезде действовали заводы (9 чугуноплавильных и железодстальных, 6 стекольных, 1 поташный, 2 пивоваренных, 3 кирпичных) и фабрики (2 суконных, 2 полотняных, 2 бумажных). Хорошо развивалось и кузнечное дело: в уезде было 362 кузницы. В селах Плохино (ныне Ульяново), Вертное, Брынь, Нагорное и Зикеево существовали сахарные заводы. Однако ведущую роль играли заводы Людиновского и Песоченского районов, расположенных на юге губернии.

Развитие крупной металлообрабатывающей промышленности в нашем крае на протяжении всего XIX в. во многом связано с орловским купцом И.С. Мальцевым и его сыном С.И. Мальцевым. Эта династия купцов-заводчиков начала свою деятельность в Калужской губернии с покупки в марте 1820 г. заводов Петра Демидова в Людинове и Песочне (ныне г. Киров). Скупив также заводы Гончаровых и Каверина в этом районе, И.С. Мальцов по существу собрал разрозненные предприятия в один комплекс. И.С. Мальцов был человеком инициативным и быстро реагировал на новые явления в промышленности передовых стран Европы. Он стремился в крепостнической России делать все возможное для вывода страны из состояния технической отсталости, и, несмотря на сопротивление и непонимание чиновников, ему многое удалось осуществить. В 1841 г. по его инициативе Людиновский завод изготовил первые отечественные рельсы для железной дороги Москва-Петербург, а затем стал первым производить паровые машины, вагоны и платформы для узкоколейных железных дорог. В 1843 г. был начат выпуск паровых машин для отечественных пароходов, а потом и строительство самих пароходов, плававших по Болве, Десне, Днепру и Волге. В 40-х гг. И.С. Мальцов передал управление заводами своему сыну СИ. Мальцову (в Калужской губернии по наследству от отца он получил 20 тыс. дес. земли с Людиновским заводом, на котором работало более 1000 рабочих и более 800 вотчинных крестьян). С этого времени начался новый период в развитии мальцовских заводов и фабрик. Молодой и всесторонне образованный хозяин решил взять курс на техническое обновление производства. Для этого он закупает за рубежом машины, приглашает иностранных специалистов. Фактически здесь раньше, чем в других промышленных районах России, начался промышленный переворот: переход от ручного производства к машинному. Мальцов выдвинул лозунг: «Россия должна освободиться от иностранной зависимости. Все свое!»

В 60-е гг. в России развитие капитализма распространилось на новые территории. Это вызвало потребность в строительстве железных дорог и на окраинах империи. Министерство путей сообщения в начале 1867 г. обращается к заводчикам с предложением организовать производство паровозов и вагонов. В 1868 г. комиссия министерства определила, что только два завода — Людиновский и Невский — могут поставить казне по 50 паровозов из расчета по 10 машин в год. Соответственно, был выдан заказ не только на паровозы, но и на вагоны. Первый русский товарный паровоз был изготовлен в Людинове в 1870 г. На Московской политехнической выставке в 1872 г. за высокое качество паровоза заводу была присуждена Большая золотая медаль и Аттестат первой степени. По свидетельству управлений Киев-Брестской и Фастовской железных дорог, людиновские паровозы превзошли своим качеством иностранные паровозы: французский «Кайль», австрийские «Зигель» и «Гасвиль», саксонский «Гартман».

С 1888 г. Людиновский завод приступил к массовому производству локомобилей, мощность которых увеличивалась от одной серии к другой. Для заводчан это не было новым делом, так как локомобили и паровые машины малой мощности уже до этого строились для нужд предприятия. Являясь энергетическими установками, они приводили в движение пилы, молотилки, пилорамы. Большой вклад в совершенствование локомобилей и повышение их экономичности вносили конструкторы-самоучки, братья Котомины, разработавшие машину типа ЛК четырех марок.

На заводах и фабриках «мальцовского» округа выпускалось много продукции санитарно-технического назначения, фарфорофаянсовая посуда, изделия из стекла и хрусталя. Все это было также высокого качества и пользовалось большим спросом не только на российских рынках, но и за рубежом. Такой результат достигался двумя путями. Первый — Мальцов постоянно повышал технический уровень своих предприятий. Другой путь заключался в жестком отборе умельцев и талантливых «работных людей» из числа крепостных (Мальцовы были одновременно и помещиками), а позже и рабочих, но сами умельцы подвергались нещадной эксплуатации. Условия работы были жестокими. Рабочий день длился 12-14 часов, а иногда и более. На заводах действовала система многочисленных штрафов, которые Мальцевы использовали для погашения своих растущих долгов. Они ввели свои деньги — боны, которыми выдавали жалованье (так тогда называлась зарплата). Эти деньги имели хождение только в мальцовских лавках, открытых при всех заводах и фабриках. Нередко рабочих заставляли брать товары и продукты в этих лавках в долг, что для многих превращалось в тяжелую кабалу.

В целом по губернии преобладали мелкие и мельчайшие предприятия. Например, в Боровске и Боровском уезде в конце XIX в. имелось 14 ткацких фабрик, но только три из них были крупными. Это фабрики: купца Полежаева в Боровске (в наше время «Красный Октябрь»), Русиновская и Исаевская. В то же время по селам уезда было широко распространено надомничество и кустарные промыслы. В Рощинской, Добринской, Кривской, Чубаровской волостях занимались выделкой бумажных и шерстяных платков, пуховых и бумажных шалей, бумажных полотенец и одеял. В д. Митяево ткали ковры. В Тарутинской и Чубаровской волости работало свыше тысячи кружевниц, не только женщины и девушки, но и девочки с 6-7-летнего возраста. Многие занимались тележно-санным и колесным ремеслом, изготовлением веревок и многих других изделий, необходимых в сельском хозяйстве, в быту и повседневной жизни.

Отмена крепостного права и появление в связи с этим свободных рабочих рук создавали более благоприятные условия для развития хозяйства, усиления капиталистических отношений. Если в 1886 г. в губернии действовало 410 предприятий разного масштаба с более чем 12 тысячами рабочих, то в 1886 г. было уже 815 предприятий с числом рабочих в 17 тыс. человек.

Начало 80-х гг. в социально-экономическом развитии губернии и, в частности, г. Калуги явилось важным периодом: именно тогда началось строительство Ряжско-Вяземского участка железное дороги Вязьма-Сызрань. Пока в соседних губерниях не строилось железных и шоссейных дорог, Калуга была крупным торговым центром в бассейне р. Оки и ее притоков. Успешно функционировало и Окское пароходство. Тысячи людей — рабочие пристаней, грузчики и другие — имели работу и средства к жизни. Но появление шоссейных дорог Москва-Варшава, Москва-Тула, а затем и железных дорог Москва-Курск, Москва-Нижний Новгород, Царицын-Рига и др., обошедших Калугу, привело к резкому изменению направлений потоков торговли хлебом и другой продукцией центральных производительных районов России.

Перевозки по железным дорогам оказались дешевле, грузы продвигались быстрее и, главное, в течение всего года. Калуга утратила свое былое значение. И тогда был найден путь к ее спасению. 22 мая 1870 г. состоялся приговор Калужского городского общества о возбуждении ходатайства перед правительством о проведении железной дороги через г. Калугу. В приговоре было отмечено, что до сих пор Калуга вела деятельную торговлю, и это давало работу простым людям. Делался вывод: необходима железная дорога, которая возродит город и отодвинет «бедность и развалины». Этот приговор подписало 80 человек. Правительство пошло навстречу этой разумной просьбе. Дорога строилась быстро, и 15 декабря 1874 г. на Ряжско-Вяземской железной дороге было открыто регулярное грузовое, а затем и пассажирское движение. Оно снова связало Калугу со многими губерниями Центра России. Это событие повлекло за собой и другое, не менее важное — в Калуге в 1874 г., 6 ноября, были открыты Главные железнодорожные мастерские (на базе которых постепенно вырастал Калужский машиностроительный завод). До этого в городе было учтено 103 предприятия с 1 478 рабочими. На 15 кожевенных заводах работало около 100 человек, на 7 рогожных фабриках около 600 рабочих, на трех щетинных заводах около 100 человек, 93 рабочих было занято на двух чугуно-литейных заводах. На остальных 76 предприятиях (22 веревочных, 6 маслобоек и др.) было занято всего около 600 рабочих. Так на трех металлических заводах в Калуге работало всего около 50 человек, и их состав постоянно обновлялся. По сведениям на 1874 г., когда стали действовать Главные железнодорожные мастерские, в Калуге жило около 50 тыс. человек. В мастерских к концу 80-х гг. работало около 800 рабочих, а к началу XX века около 1 100 человек. Появление в городе наемных рабочих существенно изменяло социальный состав населения губернского центра. Первыми рабочими были городские бедняки, разорившиеся кустари-ремесленники, а затем в их ряды вступали безземельные крестьяне губернии.

Главные железнодорожные мастерские стали очагом формирования нового социального слоя в населении города — промышленного пролетариата. Но условия труда и быта людей, работающих в мастерских, ничем не отличались от условий на предприятиях Мальцовского округа. Свободное время горожан и особенно — рабочего люда было плотно охвачено 11 пивными, 43 распивочными винными погребами, 31 трактиром, десятком винных ларьков, более чем 40 различными церквами и 3 монастырями.

В целом капиталистическое развитие России в 80-х гг. ознаменовалось завершением промышленного переворота, начавшегося в 30-х — 40-х гг. Крупное машинное производство в решающих отраслях промышленности вытеснило мелкое производство и мануфактуру. Свидетельством этому является судьба кожевенных заводов в Калуге. В 1883 г. их было 15, в 1892 г. их стало 7, а к 1910 г. осталось только 4 с 56 рабочими.

 

3.В начале ХХ в. заводская и фабричная промышленность была распространена по всей губернии. Но наиболее крупные предприятия и производства были по-прежнему сосредоточены в Боровском, Жиздринском, Лихвинском, Медынском и Тарусском уездах и в Калуге.

В Медынском уезде действовало три писчебумажных фабрики, на которых было занято 2417 рабочих. В Жиздринском уезде был один горномеханический завод с 2 203 рабочими и шесть чугунолитейных заводов с 2 344 рабочими. Один горномеханический завод в Тарусском уезде имел 1 000 рабочих, три небольших чугунолитейных и плавильных завода в Лихвинском уезде давали работу 868 рабочим, а на 21 бумаготкацкой фабрике в Боровском уезде трудилось 1 345 мужчин и женщин. Всего в губернии на начало века действовало 3 51 фабрично-заводское заведение с общей численностью рабочих 18 218 человек. Кроме того, существовало до 804 мелких и мельчайших промышленных заведений с 3 897 работниками (вместе с хозяевами).

Однако в результате концентрации производства многие предприятия не выдерживали конкуренции и разорялись. В 1913 г. в губернии действовало 301 фабрично-заводское заведение с 29 900 рабочими, в том числе 18 чугунолитейных и плавильных заводов с 13 167 рабочими.

Условия для рабочих на всех предприятиях были крайне тяжелыми, преобладал ручной труд, а оплата его и бытовое устройство на производстве и в «казармах» (так назывались жилища, строившиеся хозяевами для рабочих) были еще хуже. Рабочие не мирились с этим, и потому период 1901-1917 гг. в нашем крае характеризуется ростом числа забастовок и их участников. Другой характерной особенностью борьбы рабочих в этот период является выдвижение не только социально-экономических, но и политических требований. Это новое явление в классовой борьбе рабочих было связано с появлением в Калуге, Кондрове, Людинове, Песочне и других промышленных округах социал-демократических кружков и групп, членами которых были и наиболее сознательные рабочие. Всего в губернии в 1900-1917 гг. было более 25 забастовок. Волну забастовок подняли в декабре 1900 — октябре 1901 гг. женщины-работницы кондровской бумажной фабрики. Их возмущали тяжелые и вредные для здоровья условия труда и дискриминация в его оплате (труд женщин тогда ценился ниже мужского). Дважды они требовали от хозяев улучшения условий работы и увеличения зарплаты, но администрация молчала. Но когда выступления были более организованными, рабочим удавалось добиться некоторых уступок со стороны хозяев. Так было в 1900 г. на Ханинском и Черепетском чугуноплавильных заводах, в 1901 г. на фабриках Гончарова в Полотняном заводе. Борьба рабочих усилилась в 1904-1905 гг., когда бастовали железнодорожники Сухиничей, Малоярославца, Тихоновой Пустыни, рабочие Людинова, Сукремля, Боровска и Калуги.

 

После Октябрьской революции согласно Декрету Совнаркома о национализации промышленных предприятий основная масса заводов на территории Калужской губернии перешла в собственность государства, а в годы Гражданской войны большая часть их приостановила свою работу. И только в 1920-е гг. началось постепенное восстановление крупных предприятий: Дугнинского чугунолитейного завода, бумажной фабрики в Полотняном Заводе, ткацкой фабрики в Боровском уезде и др. С 1925 г. в губернии возросли темпы капитального строительства. Осваивалась новая продукция (Калужский электро-механический завод наладил серийное производство телефонных аппаратов, телефонных номираторов и фонических коммутаторов, Кондровская бумажная фабрика перешла на выпуск бумаги более высоких сортов и т.д.), в 1927 г. открыта швейная фабрика в Калуге, в 1929 г. Главные железнодорожные мастерские преобразованы в Калужский машиностроительный завод НКПС, в 1931 г. построена спичечная фабрика "Гигант", в 1936 г. началось сооружение комбината СДВ и развернулась подготовка к закладке турбинного завода. К 1940 г. только в Калуге действовало 35 фабрик и заводов, на которых работало свыше 15 тысяч человек.

 

4.Промышленная специализация калужского региона на общероссийском рынке определялась тремя факторами:

1) историческими условиями формирования промышленности;

2) географическим расположением губернии;

3) имеющимися природными ресурсами.

Эти условия повлияли на развитие двух ведущих в губернии отраслей – полотняно-парусной и чугуноделательной. Предприятия этих отраслей стояли на первом месте по числу крупных заводов и фабрик, по количеству производимых изделий, по товаро- и капиталооборотам. Полотно, парусина и чугун – основные экспортируемые промышленные товары губернии, имели высокий спрос как внутри страны, так и за ее пределами. В полотняно-парусной и чугунной промышленности существовала конкуренция между дворянами и купечеством, хотя большая часть предприятий, принадлежавших дворянам, работала исключительно на государственный заказ, а купцы либо добивались госзаказа на конкурсной основе, либо работали на рынок. После развития пароходостроения спрос на парусину стал заметно снижаться, поэтому со второй половины 40-х гг. XIX в. парусное производство уступает место бумажной промышленности. В это же время достигают высшей точки заведения кожевенной промышленности, но из-за низкого качества спрос на кожу калужского производства падает, что вскоре отразилось на объемах производства. Постепенно развивается химическая промышленность, что объясняется ее прикладным характером – потребностью в красках и химикатах в других отраслях. Стабильно благоприятно развивается чугунолитейная промышленность, так как в ней, прежде всего, было заинтересовано государство.

Внутри самой губернии можно отметить промышленную специализацию по уездам: Боровский уезд специализировался на огородничестве, Тарусский - на производстве бумажных тканей и шляп, Малоярославецкий и Козельский занимались производством вина, выделкой пеньки и извозом, Мосальский и Мещовский – выделкой пеньки и плотничеством, Перемышльский и Лихвинский – службою по откупам, штукатурной и каменной работами и извозом. Самым развитым уездом в промышленном отношении являлся Жиздринский, на территории которого размещался ряд заведений промышленного масштаба, в том числе предприятия Мальцевского промышленного района.

Большое значение в развитии промышленности калужского региона играли казенные заказы, но если их размещение на частных заводах и фабриках в XVII – XVIII вв. являлось одним из мощных стимулов в развитии промышленного производства, то для XIX в. тот же стимул становится одной из причин устаревания целого ряда производств. Лишенные атмосферы здоровой конкуренции предприятия, работающие преимущественно на государственный заказ, оказались в числе незаинтересованных в процессе модернизации и непоправимо отстали от технологического обновления.

Главную роль в промышленном развитии губернии играло местное купечество. Многие купцы I и II гильдий и в меньшей мере III гильдии могли содержать несколько предприятий, порой относившихся к разным отраслям. Так калужские купцы Билибины содержали парусно-полотняную фабрику и чугунный завод; купцы Фалеевы – полотняную фабрику, кожевенное производство и пивоваренный завод и т.д. На купеческих предприятиях часто использовалась вольнонаемная рабочая сила. На заводах и фабриках Билибиных, Золотаревых, Брюзгиных, Молчановых, Усачевых и ряда других предпринимателей использовался труд и посессионных крестьян, и наемных рабочих, но вторая категория преобладала. Со второй половине XIX в., когда активно шел процесс «вымывания» высшего слоя купечества из провинции в столицу, ряд известных калужских купеческих фамилий встречаются среди московского и петербургского купечества (Фалеевы, Прянишниковы, Усачевы, Черновы, Малютины).

В XVIII - начале XIX вв. промышленность Калужской губернии играла заметную роль в экономике страны, являясь одним из лидеров в производстве парусины. Но с началом промышленного переворота намечается спад калужской промышленности, связанный с нежеланием большинства купечества переходить к машинному производству. В результате в техническом переоснащении приняла участие лишь незначительная часть предприятий. Строительство новых видов отраслей и модернизация на территории Калужской губернии старых заведений были проведены предпринимателями соседних губернии, прежде всего, Московской и Тульской, или в редких случаях по инициативе и под руководством управляющих дворянских заведений. Это не смогло остановить отток наиболее активных предпринимателей из губернии в Москву и Петербург.

Современники видели корень всех бед в обмелении реки Оки и отсутствии между Калугой и другими центрами транспортных связей. В 1874 г. была построена Сызрано-Вяземская железная дорога, проходившая через Калужский, Тарусский и Медынский уезды. И только в 1899 г. Калуга оказалась связана железной дорогой с другими регионами, что уже не смогло оживить торговлю и промышленность губернии. Целые производства (суконное, свеклосахарное, стекольное и др.) очень сократились или исчезли. Во многом это объяснялось близостью Москвы, которая притягивала к себе и предпринимателей, и наемных рабочих (в 1880-е гг. число уходивших на отхожие промыслы в Москву колебалось от 200 до 500 тысяч человек). С другой стороны, калужские предприятия не могли устоять против более многочисленной, а оттого дешевой продукции, производимой в Москве. В результате Калужская губерния выпала из активного процесса формирования капиталистических отношений во второй половине XIX в., превратившись в «заштатный регион» российской экономики.