SWOT–анализ
Далее проведем анализ внешней среды для ООО ТД «Пластмет», используя специальную методику SWOT–анализа, то есть исследования, направленные на определение и оценку сильных и слабых сторон предприятия, оценку его возможностей и потенциальных угроз [4, с. 87].
Сильные и слабые стороны, возможности и угрозы ООО ТД «Пластмет» систематизированы и раскрыты в таблице 2.4.
На второй стадии проведения анализа внутренней среды, осуществляется позиционирование каждой конкретной возможности и угрозы, для чего используются матрицы «вероятностей/воздействий».
Матрица количественной оценки слабых и сильных сторон, угроз и возможностей, составленная для ООО ТД «Пластмет» представлена в таблице 2.5.
Для составления данной матрицы был использован метод экспертных оценок. На пересечении строки и столбца ставится экспертная оценка значимости каждого из сочетаний слабых сторон и сильных сторон с угрозами или возможностями.
Степень значимости сочетаний элементов анализа внутренней среды оценивалась по пятибалльной шкале: 5 – наиболее высокая степень значимости; 1 – низкая степень значимости.
Таблица 2.4 – SWOT– анализ ООО ТД «Пластмет»
Внутренняя среда | Сильные стороны | Слабые стороны |
– умеренные цены; – высокое качество обслуживания; – развитая система обучения персонала; – широкий ассортимент продукции; –комплексный характер работ и услуг; –высокая готовность осваивать новые виды деятельности | – слабая маркетинговая политика; – средняя доля рынка по сравнению с конкурентами; – невысокая известность ООО ТД «Пластмет»; – недостаточный опыт работы на внешнем рынке | |
Внешняя среда | Возможности | Угрозы |
– наличие крупных промышленных объектов; – высокие темпы роста и развития отрасли; – развитие маркетинга; – стабильность спроса на продукцию предприятия; – реклама; – внедрение инновационных технологий | – высокий уровень конкуренции в данной отрасли; – жесткие требования на качество обслуживания; – отток покупателей; – повышение цен; – рост налогов; – нестабильность на рынке; –зависимость от поставщиков |
Таблица 2.5 – Количественная оценка сильных и слабых сторон на возникновение угроз и возможностей ООО ТД «Пластмет»
В баллах
Факторы SWOT | S (сильные стороны) | W( слабые стороны) | |||||||||
Высокая готовность осваивать новые виды деятельности | Комплексный характер работ и услуг | Умеренные цены на услуги | Высокое качество обслуживания | Развитая система обучения персонала | Широкий ассортимент видов услуг | Недостаточный опыт работы на внешнем рынке | Слабая маркетинговая политика | Низкая доля рынка по сравнению с конкурентами | Невысокая известность | ||
Т (Угрозы) | Высокий уровень конкуренции | ||||||||||
Жесткие требования на качество обслуживания | |||||||||||
Отток покупателей | |||||||||||
Повышение цен | |||||||||||
Рост налогов |
Окончание таблицы 2.5
S (сильные стороны) | W( слабые стороны) | ||||||||||
Высокая готовность осваивать новые виды деятельности | Комплексный характер работ и услуг | Умеренные цены на услуги | Высокое качество обслуживания | Развитая система обучения персонала | Широкий ассортимент видов услуг | Недостаточный опыт работы на внешнем рынке | Слабая маркетинговая политика | Низкая доля рынка по сравнению с конкурентами | Невысокая известность | ||
Зависимость от поставщиков | |||||||||||
Нестабильность на рынке | |||||||||||
Возможности | Внедрение инновационных технологий | ||||||||||
Наличие крупных промышленных объектов | |||||||||||
Высокие темпы роста и развития отрасли | |||||||||||
Развитие маркетинга | |||||||||||
Спрос на услуги | |||||||||||
Реклама |
Совокупная количественная оценка элементов SWOT–анализа представлена в таблице 2.6.
Наиболее сильное отрицательное влияние на деятельность ООО ТД «Пластмет» могут оказать следующие внешние угрозы: появление новых игроков рынка; высокий уровень конкуренции в данной отрасли; ужесточение требований потребителей к качеству обслуживания. Степень этого влияния может быть снижена благодаря наличию сильных сторон компании, таких как: умеренные цены на услуги, широкий ассортимент видов услуг; высокое качество обслуживания.
К наиболее серьезным внутренним недостаткам деятельности ООО ТД «Пластмет» относятся: слабая маркетинговая политика; доля рынка по сравнению с конкурентами; невысокая известность ООО ТД «Пластмет». На пятом этапе SWOT–анализа происходит формулирование проблемного поля.
Таблица 2.6 – Совокупная количественная оценка элементов SWOT–анализа
В баллах
Сильные стороны (S) | Оценка | Слабые стороны (W) | Оценка |
Умеренные цены на услуги | Низкая доля рынка по сравнению с конкурентами | ||
Широкий ассортимент видов услуг | Слабая маркетинговая политика | ||
Высокое качество обслуживания | Недостаточный опыт работы на внешнем рынке | ||
Комплексный характер работ и услуг | Невысокая известность | ||
Высокая готовность осваивать новые виды деятельности | |||
Развитая система обучения персонала | |||
Угрозы (T) | Возможности (О) | ||
Отток покупателей | Стабильность спроса на услуги | ||
Высокий уровень конкуренции в данной отрасли | Наличие крупных промышленных объектов | ||
Жесткие требования на качество обслуживания | Развитие маркетинга | ||
Повышение цен | Широкий рекламный спектр | ||
Нестабильность на рынке | Высокие темпы роста и развития отрасли | ||
Зависимость от поставщиков | Рост уровня доходов населения | ||
Рост налогов | Внедрение инновационных технологий |
Процесс формулирования проблемного поля ООО ТД «Пластмет» в рамках матрицы SWOT представлен в приложении В.
Количественная оценка мероприятий представлена в таблице 2.7.
Сформулированные таким образом мероприятия могут быть количественно оценены с использованием экспертных оценок сильных и слабых сторон, угроз и возможностей. Количественная оценка мероприятий складывается как сумма экспертных оценок комбинаций сильных и слабых сторон с угрозами и возможностями, перекрываемых данным мероприятием.
Из таблицы 2.7, с учетом порядка убывания, можно сделать следующий вывод. Предприятию ООО ТД «Пластмет» необходимо завоёвывать доверие у крупных компаний с целью расширения рынка сбыта и освоения новых видов деятельности. Расширение деятельности предприятия предполагает увеличение занятого сегмента рынка в строительстве и монтаже, в первую очередь, трасс тепло – водоснабжения для жилого сектора.
Таблица 2.7 –Количественная оценка мероприятий
В баллах
Мероприятия | Расчет баллов | Оценка |
Создание собственного магазина | 3+3+5+5+5+4+3+4+3+3+4+4+ +3+5+5+5+5+3+4+5+5+5+5 | |
Расширение рынка сбыта | 5+5+5+5+3+5+5+5+5+3+4+4+ +5+5+4+5+5+5+5 | |
Оптимизация ценовой политики | 5+4+5+5+2+2+5+5+5+3+1+1+ +2+2+4+3+2+4+4+5+5 | |
Совершенствование и проведение рекламной кампании | 5+4+5+3+2+2+2+5+5+5+4+5+5 | |
Повышение квалификации персонала | 5+4+5+4+5+5+2+3+5+4+5+5 | |
Создание отдела маркетинга | 5+5+5+3+3+2+2+4+5+5 | |
Расширение ассортимента работ, услуг | 3+4+3+5+5+5 | |
Внедрение инновационных технологий | 5+5+5 | |
Оптимизация договорной работы | 2+2+4+4+1+2 | |
Составление прогнозов деятельности | 5+5+5 | |
Участие в выставках | 5+5+4 | |
Проведение маркетинговых исследований | 5+3+5 | |
Повышение качества работ и услуг | 3+4 | |
Продолжение Планирование запасов | 3+3 | |
Поиск новых клиентов | ||
Оптимизация налоговой политики | 2+2 | |
Оптимизация себестоимости |
С расширением рынка и возникающими обязательствами перед потребителями и заказчиками у ООО ТД «Пластмет» возникает устойчивое потребление трубопроката и сопутствующих материалов (виды пластмасс). Гарантированные поставки могут обеспечить только крупные производители с непосредственным заключением договоров на поставку и соответственно включенных в план производства, то есть «…поставка под заказ для конкретного потребителя…».