Вопрос 2. Вариативные программы обучения детей с нарушениями зрения.
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. М., 2003. (первая редакция – 1997 года)
(по данной программе работало учреждение «Начальная школа–детский сад № 152» Кировского района г. Перми)
Программы предназначены для работы в условиях яслей-сада – начальной школы для детей с нарушениями зрения.
Концептуальные основы организации яслей-сада-начальной школы – обеспечение оптимальных условий для системного, комплексного, непрерывного воспитания и обучения детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста – в сензитивные периоды созревания зрительной системы ребенка.
! При поступлении ребенка со зрительной патологией в массовую общеобразовательную школу приводит к рецидивам зрительной глазной патологии (из-за отсутствия специальных коррекционных занятий и щадящих условий для зрения). Поэтому важно не только улучшить состояние зрения в дошкольный период, но и закрепить полученные результаты в период начального школьного обучения (когда овладение письмом и чтением должно осуществляться я с учетом зрительных возможностей учащихся).
Цели программы:
– всестороннее развитие детей с нарушениями зрения
– стабилизация психофизического развития ребенка для успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников.
Структура программы: программы объединены в 2 блока.
1 блок – представлен общеобразовательными программами (по всем направлениям работы в детском саду): программы детского сада
по развитию речи
формированию элементарных математических представлений
ознакомлению с окружающим миром
изобразительному искусству
физическому воспитанию
трудовому воспитанию
игре.
2 блок – программы коррекционной работы в детском саду:
развитие зрительного восприятия (автор – Л.И. Плаксина)
коррекция нарушений речи (реализуется логопедом)
развитие осязания и мелкой моторики (автор – В.З. Денискина)
ориентировка в пространстве (автор –Е.Н. Подколзина)
социально-бытовая ориентировка (автор – Л.И. Плаксина)
ритмика (музыкальный руководитель)
лечебная физкультура
Содержание:
Программы первого блока содержат пояснительную записку, распределение программного материала по годам обучения (с 1 по 4 год обучения), большинство содержит требования к итоговым знаниям и умениям детей по завершении четвертого года обучения.
Программы второго блока также содержат пояснительную записку, распределение программного материала по годам обучения (с 1 по 4 год обучения), кроме программ
развитие осязания и мелкой моторики (рассчитана на дошкольников и учащихся 1 класса)
ориентировка в пространстве (с 1 по 5 год обучения)
лечебная физкультура (программный материал ориентирован не на года обучения, а на возраст детей – с 3-4 лет до 6-7 лет).
2. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения / Научн. рук. В.А. Феоктистова. С-Пб., 1995.
Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие. / Научн. рук. В.А. Феоктистова. С-Пб., 1995.
Программы предназначены для работы в специальных дошкольных учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями зрения.
Цели программы:
– оказание помощи слепым и слабовидящим детям со сложными сочетанными дефектами
– профилактика вторичных отклонений, возникающих у дошкольников с нарушенным развитием в ранние периоды жизни
– обучение родителей и членов семьи с целью своевременного включения в процессы воспитания и развития ребенка
Структура:
в методическом пособии «Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением» представлены
коррекционно-развивающие программы для дошкольников с нарушенным зрением:
– развитие зрительного восприятия и знакомств с окружающим миром (программа рассчитана на 4 года обучения, на каждом году программный материал выделен для 1 и 2 полугодия)
– формирование общения (обозначены этапы обучения, формы организации и формы деятельности для формирования коммуникативных навыков)
– использование игрушек в коррекционной работе и для развития навыков общения (приводится содержание обучения действиям ребенка от 6 мес. до 3 лет с различного вида игрушками – погремушками, пирамидами, мячами)
– театрализованные игры как средство обучения и коррекции (раскрываются задачи и направления работы)
– изобразительная деятельность (раскрываются задачи и методики изобразительной деятельности).
Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения / Научн. рук. В.А. Феоктистова. С-Пб., 1995. (! Парциальные программы)
Пространственная ориентировка (автор-составитель – Л.А. Рудакова)
Тифлографика (автор-составитель – Л.М. Егормина)
Коммуникативная деятельность (автор-составитель – В.Е. Боброва)
Физическое воспитание (автор-составитель – М.А. Денисова)
Лечебная физкультура (автор-составитель – Р.Н. Печенкина)
Содержание:
Программы содержат пояснительную записку (включает основные понятия, задачи, перечень разделов), распределение программного материала по годам обучения (с 1 по 4 год обучения), требования к уровню умений и навыков детей по завершении каждого из четырех годов обучения (кроме «лечебная физкультура»).
А также
Пространственная ориентировка (методические рекомендации к работе по пространственной ориентировке слепых дошкольников; методика обследования исходного уровня готовности к обучению пространственной ориентировке ребенка со зрительной патологией; карта обследования исходного уровня готовности к обучению пространственной ориентировке ребенка дошкольного возраста со зрительной патологией)
Тифлографика (методические рекомендации к работе по тифлографике со слепыми дошкольниками; карта обследования готовности слепых детей к усвоению программы по тифлографике)
Коммуникативная деятельность (методические рекомендации к работе тифлопедагога по коммуникативной деятельности слепых дошкольников; примерная карта обследования уровня сформированности неречевых средств общения)
Физическое воспитание (методические рекомендации к работе тифлопедагога по физическому воспитанию слепых дошкольников; обследование динамики физического развития ребенка)