Три группы

По своему предметному содержанию, т. е. по типу новшества, нововведения делятся на три основные группы с дифференциацией внутри каждой из них:

1) технико-технологические (новые оборудование, приборы, технологи­
ческие схемы и т. д.);

2) продуктные (переход на выпуск новых изделий, материалов);

3) социальные (в широком смысле слова), к которым относятся:

- экономические (новые материальные стимулы, показатели, системы оп­латы труда);


- организационно-управленческие (новые организационные структуры,
формы организации труда, выработки решений, контроля за их выполне­
нием и т. д.);

- собственно социальные, т. е. целенаправленные изменения внутриколлек-
тивных отношений (выборность бригадиров, мастеров, новые формы глас­
ности, воспитательной работы, как, например, наставничество, создание
новых общественных органов и т. д.);

- правовые, главным образом выступающие как изменения в трудовом и
хозяйственном законодательстве.

Социальные нововведения осуществляются особенно трудно, поскольку трудно определить их конкретные параметры и конкретное состояние их реали­зации, насколько полно эти нововведения реализованы. У социальных нововве­дений более тесная связь с обществом и культурой. Поэтому одно и то же ново­введение по-разному проявляет себя в разных странах, в разных обществах. Со­циальные нововведения имеют большую сферу применения, чем технические, поскольку часто разного рода материальные нововведения вызывают сопутству­ющие им социальные нововведения. Например, организационную перестройку. Социальные нововведения наиболее рискованны, т. к. напрямую выходят на людей и зачастую имеют необратимый характер.

Они сильнее зависят от использования новшества от групповых и личных качеств пользователей. Поскольку суть таких новшеств состоит во введении или ожидании новых образцов служебного поведения работников, то извест­ные колебания, разнообразие этого поведения (пусть даже в определенных общих рамках) сказываются и на воплощении новшества. Возможно, после­днее реализуется в стольких вариантах, сколько окажется у него носителей и пользователей.

Кроме того, с социальными нововведениями связан один из распростра­ненных типов инновационной патологии: перерождение этих новшеств в ста­рые формы, возвращение социальных систем после нововведений к исходно­му состоянию.

Еще одна особенность социальных нововведений - отсутствие стадии из­готовления, которая обычно тяжело проходит у нововведений технических. Процедура изготовления здесь смыкается с проектированием. Это позволяет избегать выхода инновационного процесса из одной отрасли в другую, ускоря­ет и удешевляет процесс создания новшества. Но у социальных нововведений есть также и особая цена. Конечно, сравнительно невелики расходы на разра­ботку проектов социальных нововведений в отличие от технических. Но соци­альные нововведения проходят с большим напряжением, поскольку затраги­вают интересы и цели разных людей и стрессовые точки социальных нововве­дений обнаруживаются чаще.

Иногда экономические, организационные, правовые нововведения объе­диняются понятием "управленческие". Есть и другие варианты группировок. Наиболее же верный подход - рассматривать каждое крупное нововведение как комплексное - в единстве всех его сторон.

Ведь разделение нововведений на эти группы условно, не имеет четких граней. Например, изменения в оборудовании, технологии требуют перестрой­ки и организационных связей и норм. Особенно важно иметь в виду социаль-


ное значение внедрения технических, организационных и продуктных нов­шеств. Нет чисто технических инновационных процессов, ибо последние не­избежно "втягивают" в себя социальные проблемы (изменения положения, содержания труда, цели индивидов и групп работников).

И вообще, между социальными и материально-техническими нововведе­ниями есть взаимозаменяемость. Это важно видеть. Поскольку часто бывает, что, например, организационный консультант работает с клиентной организа­цией, которая ставит цель технического обновления. А когда консультант по­степенно подводит руководство организации к осознанию собственных про­блем, то оказывается, что задача повышения выживаемости или конкуренто­способности, которая должна была вроде бы решаться материально-техничес­кими средствами, может быть решена изменением системы стимулирования, организации труда через изменение системы управления, и эффект вполне со­поставим.

Важнейшее условие нововведения состоит в том, что, проектируя то или иное изменение в организации, необходимо понять, на какой контингент ра­ботников это изменение может опираться, чьи интересы, цели, ценности мак­симально совпадают с задачами реализации этого новшества. И это необходи­мо именно потому, что на практике социальные и технические нововведения очень сильно переплетаются.