Типология отставания в обучении и отклонений в поведении детей и подростков

В данной главе мы предлагаем разработанную нами типо­логию отклонений в поведении и учении. Опираясь на имею­щиеся в литературе классификации, мы, тем не менее, предла­гаем новый подход, заключающийся в выборе нового основа­ния для построения данной типологии. В качестве этого основания будет рассматриваться рассогласование между раз­ными сторонами психического развития:

• между мотивационной и операциональной сферами;

• между компонентами внутри мотивационной сферы;

• между компонентами внутри операциональной сферы;

• между внутренним отношением и внешними условиями;

• между компонентами внутри психосоматической сферы.
Общий принцип предлагаемой типологии состоит в следу­ющем. Мы предполагаем, что существуют некоторые единые
факторы личностного развития, которые обуславливают отста­вание в учебе и отклонения в поведении, то есть вызывают в
целом то или иное неблагополучие в протекании процесса
развития. При этом целесообразно выделить первичные рас­
согласования как наиболее фундаментальные причины небла­гополучия развития, и вторичные рассогласования, которые на­слаиваются на первичные. В ходе диагностики важно опреде­лить иерархию, соотношение первичных и вторичных
рассогласований у каждого неблагополучного ребенка. При кор­рекции важно правильно выбрать последовательность сторон психического развития, на которые надо оказывать воздействие. Наиболее существенные воздействия должны быть направле­ны на первичные рассогласования как на глубинные причины отставании в учении и отклонений в поведении.

В ряде случаях целесообразно воздействовать, в первую очередь, на вторичные рассогласования, например, на снижение мотивации у детей, не владеющих способами учебной работы.

Первичное и вторичное рассогласование не есть первич­ный и вторичный дефект. Наш подход отличается от выделе­ния первичного и вторичного дефектов, ибо в случае анализа дефектов, как правило, имеется в виду нарушение какой-то одной стороны психического развития, нарушение психичес­ких процессов (мышления, памяти, внимания или одного из анализаторов — слухового, зрительного). При нашем подходе речь идет о нарушениях систем психических функций.

Перейдем к изложению разработанной нами типологии психологических показателей типов учащихся с отставанием в обучении и отклонениями в поведении.