Типология отставания в обучении и отклонений в поведении детей и подростков
В данной главе мы предлагаем разработанную нами типологию отклонений в поведении и учении. Опираясь на имеющиеся в литературе классификации, мы, тем не менее, предлагаем новый подход, заключающийся в выборе нового основания для построения данной типологии. В качестве этого основания будет рассматриваться рассогласование между разными сторонами психического развития:
• между мотивационной и операциональной сферами;
• между компонентами внутри мотивационной сферы;
• между компонентами внутри операциональной сферы;
• между внутренним отношением и внешними условиями;
• между компонентами внутри психосоматической сферы.
Общий принцип предлагаемой типологии состоит в следующем. Мы предполагаем, что существуют некоторые единые
факторы личностного развития, которые обуславливают отставание в учебе и отклонения в поведении, то есть вызывают в
целом то или иное неблагополучие в протекании процесса
развития. При этом целесообразно выделить первичные рас
согласования как наиболее фундаментальные причины неблагополучия развития, и вторичные рассогласования, которые наслаиваются на первичные. В ходе диагностики важно определить иерархию, соотношение первичных и вторичных
рассогласований у каждого неблагополучного ребенка. При коррекции важно правильно выбрать последовательность сторон психического развития, на которые надо оказывать воздействие. Наиболее существенные воздействия должны быть направлены на первичные рассогласования как на глубинные причины отставании в учении и отклонений в поведении.
В ряде случаях целесообразно воздействовать, в первую очередь, на вторичные рассогласования, например, на снижение мотивации у детей, не владеющих способами учебной работы.
Первичное и вторичное рассогласование не есть первичный и вторичный дефект. Наш подход отличается от выделения первичного и вторичного дефектов, ибо в случае анализа дефектов, как правило, имеется в виду нарушение какой-то одной стороны психического развития, нарушение психических процессов (мышления, памяти, внимания или одного из анализаторов — слухового, зрительного). При нашем подходе речь идет о нарушениях систем психических функций.
Перейдем к изложению разработанной нами типологии психологических показателей типов учащихся с отставанием в обучении и отклонениями в поведении.