Вопрос №18: Типы отношений между моралью и нравственностью.

 

Между моралью и нравственностью может сложиться иерархический ряд отношений, соответствующий своей картине мира и её антропологической концепции.

Так высшим типом отношений между моралью и нравственностью будет тот, что присущ мистической картине мира и теоцентрической концепции человека. Здесь нравственность безраздельно властвует, упраздняя всякую временную форму морали. Отчего тип подобных отношений условно можно назвать «нравственно-аморальным», а тип мировоззрения – религиозным. Выразителями подобных взглядов становятся святые, пророки, жрецы, религиозные лидеры.

Следующим типом отношений между моралью и нравственностью будет тот, что присущ метафизической картине мира и космоцентрической концепции человека. Здесь нравственность, мирно сосуществуя с моралью, образует интеллектуальную гармонию. Отчего тип подобных отношений условно можно назвать «нравственно-моральным», а тип мировоззрения – философско космополитическим. Представляют подобные взгляды граждане мира – мудрецы и философы. Именно они принимают устои любой морали, которая не мешает им видеть в ней проявление единой божественной реальности. Диалектическая картина мира с присущей ей естественно-научной картиной человека рождает следующий тип отношений между моралью и нравственностью, который условно можно назвать «безнравственно-моральным». Диалектика, которой придерживаются научные материалисты, отрицает существование Бога – причины и источника рождения мира, то нравственные устои как результат божественного откровения просто отсутствуют. Здесь всё объясняется через безличные универсальные законы, которые всякое явление готовы обосновать как естественное, а, следовательно, необходимое. Подобный тип мировоззрения именуется научным.

Мифологическая картина мира с соответствующей ей натуралистической концепцией человека определяет «безнравственно-аморальный» тип отношения с присущим для него обыденно-мифологическим мировоззрением, носителями которого в философии выступают натурфилософы, а в будничной жизни – простолюдины, чернь, обыватели.