Вопрос №13: Иррационализм.
Иррационализм объединяет в себе разнородные философские системы, однако чаще всего он выступает продолжением мистической картины мира и теоцентрической концепции человека, в которой его высшей познавательной способностью становится интуиция, обеспечивающая непосредственное восприятие истины, при этом иные свойства сознания остаются вспомогательными.
Интуиция, выступая «сжатой» формой существования пространства – Бога, становится проводником его идей, воли. В результате не завися от воли субъекта проявляет себя на самых разных уровнях в виде духовной благодати верующего, интеллектуального озарения учёного, физического вдохновения художника или морального вдохновения пророка.
Есть два объяснения неожиданного вторжения истины в сознание субъекта: первый трансцендентный, второй – имманентный.
С точки зрения трансцендентного подхода иррациональное познание рождается благодаря вторжению извне высшей силы, например воли Бога, которая насильственно открывает себя для восприятия.
Имманентный подход полагает, что информация постепенно накапливается в памяти субъекта, претерпевает в определённый момент «скачок» из количественного качественное состояние и тогда наступает прозрение, постижение, открытие.
Однако и при благодати, и при озарении, и при вдохновении, и при откровении остаётся лишь один способ постижение истины иррациональным путём: непосредственное её созерцание, так как данность истины для интуитивного видения не подразумевает вмешательство в её самобытное и независимое от сознания субъекта существование.