Правильный выбор и умелое применение диспута
В словарях на диспут даются примерно одинаковые определения. Например, в словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой диспут объясняется как «публичный спор на научную и общественно важную тему» [141]. В.А. Сластенин называет его «методом формирования суждений, оценок, убеждений» [191, с. 328].
Напоминаем, что имеются простые приемы различения формы от методов. От слов, означающих методы, можно образовать глаголы, а от форм – нет (глава VI, §1). Человек, «чувствующий» педагогический процесс, имеющий ясное и полное представление о нем, никогда формы и методы не путает, даже без этих приемов. Диспут и дискуссия… Чем они отличаются? Диспут – форма, а дискуссия метод. От первого слова невозможно сделать глагол, а от второго – можно.
Как видно, вышеназванные авторы ошибаются. Они путают форму с методом. Спор – метод, диспут – форма. Метод и форма – отдельные, самостоятельные компоненты педагогического процесса, их ни в коем случае нельзя отождествлять.
Одна из книг, выпущенная в издательстве «Просвещение», называется «Урок-диспут» [102]. В этом названии отражается еще одна ошибка в объяснении рассматриваемой формы, которая достаточно широко распространена в настоящее время. Здесь диспут отождествляется с уроком – средством педагогического процесса (урок – средство измерения продолжительности педагогического процесса, поэтому имеет цифровое обозначение).
Следующая ошибка содержится в определении П.И. Пидкасистого. «Диспут – коллективное обсуждение актуальных проблем, лежащих в сфере жизнедеятельности участников и их социального опыта», - пишет он [151, с. 214]. Здесь автор диспут – форму отождествляет с педагогическим процессом. «Обсуждение» осуществляется с помощью методов, средств, движущих сил, форм – всех элементов ПП, следовательно, с помощью ПП.
Отождествление диспута с педагогическим процессом приводит к другим ошибкам. Ученые начинают выявлять цель, методы, содержание, средства, которых диспут не имеет, которые относятся к педагогическому процессу.
На наш взгляд, диспут – это форма такого педагогического процесса, где истина устанавливается и усваивается в результате бурного столкновения противоречивых мнений, подходов, взглядов участников. Педагогический процесс в форме диспута может происходить и тогда, когда его участники не имеют непосредственного контакта, т.е. заочно. Он возникает на страницах газет и журналов, на телевидении, радио. Диспут придает педагогическому процессу определенную форму, вызывая у него соответствующие особенности. Во-первых, в таком ПП обсуждаются спорные или малоизученные вопросы. Во-вторых, для того чтобы возник спор, среди участников должны быть люди с разными мнениями, порой противоположными подходами к объяснению обсуждаемой проблемы. Третьей особенностью педагогического процесса в форме диспута является то, что охватывается большое число вопросов одной обширной проблемы. Активность участников при правильной организации доходит до высшей точки, что относится к четвертой особенности. И наконец, еще одной особенностью можно назвать то, что ведущий уходит на второй план. Обсуждение проблем в основном осуществляется силами учащихся – всего коллектива.
Все эти особенности делают диспут полезной формой. Его значение трудно переоценить. Он обладает большими возможностями для формирования любопытства, интереса, желания и других движущих сил педагогического процесса. Демонстрация участниками бурного отношения к обсуждаемой проблеме, отстаивание ими своего мнения, эмоциональность выступлений способствуют этому. Педагогический процесс в форме диспута сильно воздействует на эмоциональную сферу личности: усиливается восприятие, развивается чувствительность. Значение диспута огромно для расширения, углубления знаний. Бурное обсуждение с участием людей с разными мнениями обогащает человека с разносторонними знаниями, формирует мировоззрение, развивает сознание. Он способствует формированию умений спорить, доказывать, подбирать аргументы, логически и убедительно и емко излагать свою мысль, выделять главное, анализировать, сравнивать, выступать, дополнять, опровергать и т.д. Диспут обладает большими возможностями для появления у участников важных и нужных черт характера. При правильном применении его у воспитанников, как правило, формируются такие черты характера, как тактичность, внимательность, уважение к чужому мнению, критическое отношение к ошибкам, настойчивость, терпение и т.д. «Диспут учит мужеству отказаться от ложной точки зрения во имя истины», - писал В.А. Сластенин [191, с. 329]. Диспут способствует обеспечению прочности усвоения содержания. «Знания, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения, всегда отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости» [191, с. 328].
Проведение педагогического процесса в форме диспута – достаточно трудоемкое, сложное дело. Поэтому надо заранее начинать подготовку к нему. «Диспут требует тщательной подготовки как самого воспитателя, так и учащихся» [191, с. 329]. Педагог должен быть готовым к организации педагогического процесса в форме диспута. Это, конечно, достигается следующими тремя путями: а) формирование у него готовности к этой работе в системе высшего или среднего профессионального образования; б) дальнейшее совершенствование мастерства педагога в системе повышения квалификации; в) постоянное и целенаправленное самообразование педагога по теории и практике применения диспута.
Педагог, решивший применять диспут, на подготовительном этапе выполняет много дел. Он проектирует, прогнозирует. Большое мастерство требуется в выборе темы для обсуждения. При выборе ее необходимо соблюдать определенные правила. Во-первых, тема должна быть полезной: развивать и волновать воспитанников. Во-вторых, надо выбирать спорные, дискуссионные, малоизученные проблемы. В-третьих, надо убедиться в наличии среди участников людей с противоположными мнениями, взглядами по этой теме. В-четвертых, обсуждаемый вопрос должен быть посильным, участники диспута должны созреть для полноценного разрешения рассматриваемой проблемы.
Затем необходимо подготовить самих учащихся к диспуту. Это достаточно кропотливая и разносторонняя работа. В первую очередь требуется незаметно выяснить наличие у них базовых представлений по существу обсуждаемого вопроса. «Без соответствующих знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения выразить мысли, убедить оппонентов – лишенной привлекательности, запутанной и противоречивой. Поэтому учитель должен позаботиться о развитии у учащихся умений ясно и точно излагать свои мысли, четко и однозначно формулировать вопросы, приводить конкретные доказательства и т.д.» [161, с.298].
Подготовка учащихся к диспуту может осуществляться на предыдущих лекциях, семинарах. Необходимо заранее ознакомить учащихся с темой, с конкретными вопросами, списком рекомендованной литературы. Даже можно провести специальную консультацию. Иногда оправдывает себя деление участников на команды с учетом их позиций к объяснению запланированной темы. Это ориентирует учащихся на дискуссию, усиливает накал страстей, заставляет целенаправленно готовиться к диспуту, изучать материал.
На подготовительном этапе выбираются соответствующие средства. Большое значение для диспута имеют примеры, аргументы, факты, плакаты, видео и радиозаписи, педагогические задания и т.д. Для создания благоприятной психологической атмосферы оформляется аудитория.
К сожалению, не все педагоги ответственно относятся к этапу подготовки диспута. В этом деле встречаются некоторые ошибки. К ним относятся: неправильный выбор темы; недостаточность времени на подготовку; необеспечение психологической подготовки учащихся к диспуту и т.д.
Этап проведения педагогического процесса в форме диспута условно можно делить на такие подэтапы: а) начало; б) основная часть; в) заключение. Каждый из них имеет значение, поэтому надо одинаково ответственно относиться к ним и обеспечить логическую связь между ними.
Конечно, сначала надо настроить учащихся, ознакомить их целями, условиями, правилами организации ПП в форме диспута. Непосредственно диспут начинается по-разному. Один из вариантов - использование игры «Да-Нет». На классной доске в одну строку на определенном расстоянии пишутся слова «ДА», «НЕТ». Чуть выше этих слов пишется проблемный вопрос, например, «Нужны ли единые государственные экзамены?». После этого путем устного голосования определяется количество людей, отвечающих по-своему на этот вопрос. Цифры соответственно пишутся под словами «Да», «Нет». Второй вариант начала диспута может быть такой. С помощью противоречивых афоризмов, цитат, цифровых, графических, рисуночных средств на доске или в тетрадях создается проблемная ситуация.
Третий вариант связан с методом специальной ошибки. Педагог, например, заявляет: «Стихотворения М. Карима устарели и уже не оказывают положительного влияния на молодежь». Этим явно ошибочным высказыванием ведущий дразнит участников, вызывает их на «дуэль», тем самым обеспечивая бурное начало диспута.
Основная часть этапа проведения состоит из коллективного обсуждения темы. Ведущий должен умело управлять этим процессом. Необходимо соблюдать неофициальную очередность выступающих с целью, чтобы сторонники одного подхода не имели привилегий. Это способствует усилению накала страстей. Помогают и неаргументированные выступления. Они активизируют даже пассивных, вызывая желание отвергнуть явную ошибку. Поэтому от таких выступлений не надо отказываться. Допустимы, особенно тогда, когда участники не обладают достаточным опытом работы на диспуте, нарушения регламента, перебивания. Со временем эти минусы пройдут, а пока они служат активизации учащихся. Во время диспута, как правило, стихийно образуются команды. Это надо поощрять. Они активизируют участников. В ходе работы эти команды могут постоянно менять свой состав, даже исчезнуть. Происходит это тогда, когда коллектив после дебатов приходит к единому мнению, находят истину. Во время обсуждения проблемы применяются разнообразные методы, преимущественно дискуссия, спор, защита, аргументация, внушение, анализ, сравнение и др.
В конце диспута подводятся итоги. Ведущий в тезисной форме делает обобщения, излагает полученный ответ на обсужденный вопрос. Оцениваются отдельные мнения участников диспута, деятельность всего коллектива. В случае незавершенности диспута можно запланировать продолжение обсуждения на последующих занятиях: на лекции, семинаре, на диспуте и т.д. Однако даже при получении ответа на вопросы не надо ставить точку рассмотренной проблеме. Познание бесконечное. Диспут как форма педагогического процесса, применяется именно для привлечения внимания людей на те или иные актуальные проблемы, для формирования у них желания целенаправленно изучать их. С помощью одной конкретной проблемы человек может познать весь мир. Ведь в окружающем мире все связано. Один вопрос приводит к другому, к третьему и так бесконечно. Это свидетельствует о наличии третьего этапа применения диспута – этапа дополнения, расширения, углубления знаний, умений, навыков, черт характера, отношений, эмоций, полученных на нем.
Все эти этапы взаимосвязаны, и умелое обеспечение преемственности этих этапов приводит к повышению качества педагогического процесса.