Взаимосвязь принципов.
Подведомственность гр. дел. Понятие, виды. Подведомственность дел судам общей юрисдикции, спорные вопросы разграничения подведомственности между арбитражными судами и судами общей юрисдикции. (стр. 156 Яркова)
Подведомственность — относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и др. юр. дел к ведению того либо иного гос-го и иного органа, это свойство юр. дел, в силу кот. они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами.
Подвед-ть яв-ся одним из юр. условий, определяющих возникновение права на обращение в суд. Применительно к судам под подведомственностью понимается распределение дел кот. эти суды правомочны рас-ть и разрешать по существу. При обращении в суд подведомственность из юр. условия превращается в юр. факт, кот. устанавливаеться судьей при решении вопроса о возбуждении гр. дела.
Виды: Подвед-ть м.б.: - исключительной; альтернативной; условной.
Исключительная под. означает, что большинство споров вытекает из гр., жилищ., и иных от., рас-ся только судом и не может рас-ся др. органами. Например, споры о лишении родительских прав, дела об установлении усыновления разрешаются только судами общей юрисдикции. Дела о несостоятельности (банкротстве) отнесены к исключительной подведомственности арбитражных судов. Следовательно, в отношении таких дел установлена исключительная подведомственность
Альтернативная под. (по выбору лица)–означает, что спор правового хар-ра м.б. разрешен не только судом, но и др. несудебным органом.
Условная под. –означает, что для определения категории споров, необходимым условием для подведомственностью суду, яв-ся соблюдение предварительного досудебного порядка, урегулирования спора.
Подвед-ть дел судам общей юрисдикции. Общая подсудность - подсудность, определяемая по месту жительства ответчика-гражданина либо по месту нахождения ответчика-организации. Суды общей юрисдикции согласно ст. 22 ГПК рас-ют и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов гос. власти, местного самоуправления, дол. лиц, иностранных лиц, международных организаций о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод, законных интересов, по спорам, возникающим из гр., семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, кот. не носят по общему правилу экономический характер, за изъятиями, установленными ФЗ. Кроме того, суды рас-ют и разрешают: - дела по указанным в ст. 122 ГПК требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства; - дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст. 245 ГПК; - дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК; - дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче испо-ых листов на принудительное исполнение решений третейских судов (гл.46 и 47 ГПК); - дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (гл. 45 ГПК). Суды общей юрисдикции рас-ют и разрешают дела с участием ин-ых граждан, лиц без гражданства, ино-ых орг., организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.
Для определения, какой суд — общей юрисдикции или арбитражный, — компетентен разрешить конкретный спор, необходимо выяснить, обладает ли участвующий в нем гражданин статусом инд-ого пред-еля и связан ли возникший спор с пред-кой дея-ью. Первое обстоятельство подтверждается свид-вом о гос. регистрации в качестве инд-ого пред-еля, а 2-ое — путем выяснения цели, которую преследовал гражданин, вступая в гражданское правоотношение. Если им преследовалась цель систематического получения прибыли (п. 1 ст. 2 ГК), спор следует считать связанным с пред-кой дея-ью и, следовательно, подведомственным арбитражному суду. Если же у гражданина — индии-го пред-еля такая цель отсутствовала, когда он в гражданском обороте выступал, например, как потребитель по договору купли-продажи, компетентным разрешить возникший спор следует признать суд общей юрисдикции.
Экономические споры, возникающие из гр.х пра-ий в процессе пред-кой и иной эко. дея-ти, между организациями, гражданами, осуществляющими предпринимательскую дея-сть без образования юр. лица и имеющими статус индивидуального предп-еля, подведомственны арбитражным судам.
Дела по спорам между гос. органами, ОМС, а также между ними и различными коммерческими и некоммерческими организациями, возникающие из публичных правоотношений, в том числе финансовых, налоговых, бюджетных, государственно-правовых отношений, разрешаются различными органами судебной власти в соответствии с установленной законом подведомственностью каждого из судов.
Определяя подв-сть того или иного юр. дела, необходимо исходить из содержания и характера правоотношения (имеет ли спор экономический характер либо нет), состава сторон, наличия или отсутствия спора либо договора о подведомственности между сторонами, а также иметь в виду и исключения, установленные законом в изъятие из изложенных выше правил, а также иные дополнительные критерии.
Итог. Подведомственность дел тем или иным органам устанавливается законами и иными НПА, в кот. закрепляются общие правила и отдельные исключения из них. С помощью этих правил разрешается в каждом случае вопрос о том, какой орган правомочен разрешить дело, т.е. разграничивается подведомственность дел судам общей юрисдикции, с одной стороны, и иным органам судебной, испол. власти, третейским судам, международным коммерческим арбитражам и др., имеющим соответствующие юрисдикционные полномочия. В качестве критериев отнесения отдельных категорий юр. дел к ведению определенных органов можно выделить: во-1, характер спорного правоотношения (имея в виду его содержание — связано ли оно с предпри-ой и иной эко-ой дея-ью или нет); во-2, субъектный состав (состав участников спора); в-3, спорность либо бесспорность права; в-4, наличие договора между сторонами спора; в-5, орган, которым принят НПА (имея в виду всю иерархию и структуру органов гос. власти и ОМС).
Нарушение подсудности при рас-ии дела яв-ся безусловным основанием для отмены судебного акта.