ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Организация и управление коммерческой деятельностью» входит в базовую (общеобразовательную часть) профессионального цикла дисциплин структуры основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 100800 «Товароведение».
Основная цель изучения курса – получение теоретических знаний и практических навыков в области организации коммерческих процессов и операций в сфере производства и обращения непродовольственных товаров и сырья, освоение теоретических и практических навыков управления коммерческой деятельностью.
Задачами дисциплины является развитие у студентов следующих профессиональных компетенций:
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, стремлением к саморазвитию и повышению квалификации (ПК-1);
- способностью организовывать закупку и поставку товаров, осуществлять связи с поставщиками и покупателями, контролировать выполнение договорных обязательств (ПК-7);
- системным представлением об основных организационных и управленческих функциях, связанных с закупкой, поставкой, транспортировкой, хранением, приемкой и реализацией товаров (ПК-9).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- сферы профессиональной деятельности;
- социальную сущность будущей профессии;
- особенности и предпосылки карьерного роста;
- нормативно-правовую базу;
- организационно-управленческие функции в сфере закупки и поставки товаров;
- новые способы повышения эффективности коммерческой деятельности предприятий;
- принципы товарного менеджмента в организации товароведной и коммерческой деятельности;
- системные основы управления коммерческой деятельностью производственных, торговых предприятий и посреднических структур;
- эффективные методы управления персоналом.
Уметь:
- применять профессиональные знания на практике;
- совершенствовать профессиональные навыки;
- выполнять научно-исследовательские работы;
- работать с информационными базами данных, обеспечивающими учет и движение товаров;
- составлять и анализировать договора купли-продажи (контракты) потребительских товаров;
- управлять процессом документооборота на всех этапах движения товара;
- организовывать работу коммерческой службы предприятия;
- оценивать эффективность коммерческой деятельности;
- разрабатывать рекомендации по совершенствованию организационно-управленческой структуры.
Владеть:
- навыками саморазвития;
- способностью к повышению квалификации;
- навыками планирования карьеры;
- навыками установления коммерческих связей;
- навыками управления товарными потоками и запасами;
- навыками использования систем автоматизированного управления;
- навыками разработки и принятия управленческих решений;
- навыками реализации управленческих решений;
- навыками управления коммерческой деятельностью предприятия.
Учебный план направления 100800 Товароведение (профиль «Товароведение и экспертиза в сфере производства и обращения непродовольственных товаров и сырья») предусматривает выполнение студентами курсовой работы в 4 (очная форма обучения) и 2 (заочная форма обучения) учебных семестрах.
Цель курсовой работы – закрепление и расширение полученных теоретических и практических знаний, путем самостоятельного изучения и анализа результатов коммерческой деятельности предприятий и организаций.
При выполнении курсовой работы студент доказывает, что он: умеет самостоятельно разбираться в экономических понятиях и категориях, овладел навыками работы со статистическим и эмпирическим материалом, знаком с библиографией, может самостоятельно работать с научной, учебной и периодической литературой, умеет анализировать состояние изучаемых вопросов на предприятиях торговли, может на основе изучения теоретической и практической информации предложить рекомендации и мероприятия по улучшению коммерческой деятельности на действующих предприятиях в сфере производства и обращения непродовольственных товаров и сырья.
Методологической основой курсовой работы являются законодательные акты Российской Федерации в сфере производства и обращения непродовольственных товаров и сырья, программные документы и решения правительства РФ по хозяйственным вопросам. По выбранной теме курсовой работы рекомендуется использовать данные Госкомстата Российской Федерации, материалы Института исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ИТКОР), методические разработки Федеральной контрактной корпорации «Росконтракт», учебную и специальную литературу, монографии, брошюры, статьи. Целесообразно изучить зарубежный опыт применительно к рассматриваемой проблеме. Важным условием успешного раскрытия избранной темы является ознакомление с материалами, опубликованными в периодических изданиях, таких, как научно-практический журнал «Рынок. Информация. Снабжение. Конкуренция» (РИСК), аналитический еженедельник «Коммерсант», журнал «Вопросы экономики», еженедельная экономическая газета «Экономика и жизнь», журнал «Логистика» и др.
Тематика курсового проектирования предусматривает возможность рассмотрения организации и управления коммерческой деятельностью организаций следующих видов:
- производственных предприятий;
- предприятий в сфере оптовой торговли;
- розничных торговых предприятий;
- интернет-магазинов;
- торгово-посреднических структур.
По согласованию с руководителем студент выбирает конкретную организацию для проектирования, а также может предложить индивидуальную тему с более глубокой проработкой одного или нескольких вопросов, связанных с коммерческой деятельностью.