Тема 8. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений на уроках литературы (4 часа)

 

1. «Ученик, отправляясь от своего естественного читательского восприятия «для души», должен в ходе изучения произведения понять идеи автора, ощутить пафос произведения, увидеть его структуру во всех ее элементах». Н. Тихомирова.

· Что вы вкладываете в понятие естественное читательское восприятие? Почему это восприятие «для души»?

· Если согласиться с тем, что естественное читательское восприятие – «для души», то для чего восприятие, к которому учащийся должен прийти «в ходе произведения»?

2. «Как правило, при изучении художественного произведения переход от эстетического восприятия к логическому анализу обычно характеризуется некоторым ослаблением образной, художественной стороны произведения». Н.О. Корст.

· С чем связано отмеченное явление? Считаете ли вы такое «ослабление» отрицательным моментом в изучении художественного текста?

· Есть ли возможности преодолеть отмеченное явление? Если да, то какие?

3. «Неизбежный после анализа синтез вновь способствует тому, что изученное произведение, обогащенное анализом, предстает перед учеником во всей своей глубокой, образной красоте. Кроме того, очень часто первичное, непосредственное восприятие художественного произведения учениками совершенно не соответствует поставленным перед ними программой воспитательной и образовательной задачами». Н.О. Корст

· Как вы представляете себе «неизбежный после анализа синтез» в школьном изучении художественного текста? Что должен сделать учитель, какие формы работы провести в классе для того, чтобы синтез этот неизбежно состоялся?

· Вы тоже считаете обязательным, чтобы «непосредственное восприятие художественного произведения учениками» соответствовало «поставленным перед ними программой воспитательной и образовательной задачами»? если да, то в чем смысл такого соответствия?

4. «Объективный (научный) анализ и живое, эмоционально насыщенное, личностное (субъективное) восприятие литературы читателями разных возрастов и разных уровней подготовленности… Каково их соотношение при анализе литературного произведения в школе? Если мы скажем, что в научном анализе сохраняются элементы непосредственного восприятия, а в непосредственном восприятии есть зачатки научного анализа, мы все-таки не снимаем самой проблемы их различия». Т.Г. Браже.

· Что включает в себя «объективный (научный) анализ»? Что входит в понятие, эмоционально насыщенное, личностное (субъективное) восприятие литературы»?

· Ответьте самостоятельно на поставленный вопрос?

· В чем проблема различия между объективным научным анализом текста и его субъективным читательским восприятием?

 

Литература

 

1. Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 400 с.

2. Методика преподавания литературы: Учебн. для пед пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой и В.Г. Маранцмана. – В 2-х ч. - М.: Просвещение,ВЛАДОС, 1995. – Ч.1 - 278 с., Ч. 2 – 288 с.

3. Мірошниченко Л.Ф. Методика викладання світової літератури в середніх навчальних закладах: Підручник для студентів-філологів. – К.: Вища шк.., 2007. – 415 с.