IV. Методические указания студентам по подготовке к занятию
1. Организационно-методические указания по подготовительной части
самостоятельной работы
При подготовке к практическому занятию используется рекомендованная литература, конспект прослушанных лекций «Дыхательная система», образцы рисунков (трахея, легкое, аэрогематический барьер, схема ацинуса, схема респираторного эпителия) и основные гистологические препараты: трахея, легкое.
2. Методические указания студентам по реализации целевых установок подготовки к занятию
Сначала изучить в теории общие принципы организации, развитие и классификацию компонентов дыхательной системы, затем эпителий воздухоносных путей: классификацию клеток, их ультраструктуру и цитофизиологию. Изучить основные гистологические препараты в микроскопе при малом и большом увеличении. Используя иллюстративный материал (атлас, таблицы, образцы рисунков) закрепить полученные знания зарисовкой в альбом изучаемых структур. Разобрать схему строения многорядного реснитчатого эпителия, представленную в учебнике (рис.296) и пользуясь образцом рисунка к практическому занятию, зарисовать в альбом, обозначить все клетки. Затем изучить трахею: ее оболочки и ткани, посмотреть гистологический препарат трахеи, рисунок в учебнике (299,300), в атласе (рис. 498,499) и зарисовать в альбом, на рисунке обозначить оболочки, эпителий, железы и хрящевые полукольца.
Разобрать бронхиальное дерево: строение крупных, средних и мелких легочных бронхов, терминальных бронхиол, обратить внимание на особенности строения стенки бронхов различного калибра. Рассмотреть строение бронхов на гистологическом препарате легкого, окрашенным гематоксилином и эезином, уметь выделить оболочки, ткани и структуры: железы, хрящевые пластинки и островки, эпителий и мышечную пластинку слизистой оболочки. Используя иллюстративный материал (атлас (рис.503), образец рисунка к практическому занятию): зарисовать часть легкого с бронхами. Изучить строение респираторного отдела легкого, уяснить понятие «ацинус» и его компоненты: респираторные бронхиолы 3-х порядков, альвеолярные ходы и мешочки. Разобрать и зарисовать в альбом простую схему ацинуса (учебник (рис. 304), образец рисунка к практическому занятию). Изучить тонкое строение эпителия респираторной бронхиолы (учебник рис.305) , на гистологическом препарате обратить внимание на сильное развитие мышечной пластинки. Изучить альвеолы: строение альвеолярного эпителия, ультраструктуру и функции альвоолоцитов, строение аэрогематического барьера, понятие сурфактанта, межальвеолярные перегородки, зарисовать схему аэрогематического барьера в альбоме, обозначить его компоненты: респираторный альвеолоцит , эндотелиоцит, базальные мембраны респираторного эпителия и эндотелия капилляра, альвеолоцит I типа, эндотелиоцит, сурфактант. Использовать иллюстративный материал: учебник (рис.307,308), атлас (рис.508.509), таблицы № 244, 245. Ознакомиться с кровоснабжением дольки, иннервацией и возрастными изменениями в легких, иллюстрации (учебник рис. 309,310).
3. Задачи на предстоящее занятие
На занятии надо быть готовым ответить с места или у доски, используя таблицы, на вопросы по изученному материалу, зарисовать на доске основные рисунки: схему ацинуса, альвеолы, аэрогематического барьера. Можно дополнить ответы других студентов, принять участие в дискуссии при устном разборе материала, задать вопросы преподавателю, если требуется разъяснить не до конца понятый материал. На 2-м часе занятия выслушать описание основных гистологических препаратов: «Трахея» (окраска гематоксилином и эозином), «Легкое» (окраска гематоксилином и эозином), осуществить их микроскопирование и выполнить необходимые рисунки в альбоме, для чего иметь набор цветных карандашей.
4. Вопросы и задачи для самоконтроля знаний
Дайте определение понятия «дыхательная система», каковы принципы её организации?
Дайте структурно-функциональную характеристику эпителию дыхательных путей, его регенерация?
Какова структурная организация трахеи, ее функции?
Как организовано бронхиальное дерево, классификация бронхов?
Каковы особенности развития бронхов и респираторных отделов?
Каковы особенности строения стенки бронхов различного калибра?
Как построен ацинус, какие компоненты его образуют?
Какое строение имеют альвеолы, дайте структурно-функциональную характеристику альвеолярному эпителию.
Строение и функции аэрогематического барьера, понятие сурфактанта, его роль в дыхании?
Кровоснабжение и иннервация легкого.
Возрастные изменения в дыхательных органах?