Воспитание старших дошкольников средствами а

 

Тип работы:Магистерская работа / диплом
Содержание
Содержание Введение...3 Глава I. Теоретические основы включения артпедагогики в процесс нравственного воспитания старших дошкольников... 14 1.1. Психолого-педагогическая характеристика нравственного воспитания и развития старшего дошкольника... 14 1.2. Искусство как фактор нравственного развития и воспитания личности... 32 1.3. Теоретическая модель (обоснование) включения артпедагогики в структуру и содержание процесса нравственного воспитания старшего дошкольника... 55 Выводы по главе 1... 85 Глава II. Педагогические условия реализации потенциала артпедагогики в нравственном воспитании старших дошкольников...88 2.1.Исследование уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста средствами артпедагогической диагностики (на этапе констатирующего эксперимента)...88 2.2. Содержание опытно-экспериментальной работы по внедрению артпедагогики в процесс нравственного воспитания детей 5-7 лет...111 2.3.Создание артпедагогической среды, стимулирующей нравственные проявления старшего дошкольника...131 2.4. Результаты контрольного этапа эксперимента...148 Выводы по главе II...156 Заключение...159 Литература...163 Приложение...179

 

Литература...163 Приложение...179
Введение
3 Введение. Современное личностно-ориентированное образование рассматривается как многоуровневое пространство, как сложный процесс, создающий условия для развития личности. Его основной задачей является создание новой системы ценностей, способствующей становлению нравственной культуры ребенка, формированию гуманистически направленной личности. Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Требует переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника. Данное направление исследований в современной отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания. Если в ранее существовавшей практике дошкольных учреждений нравственное воспитание определялось идеологическими стандартами и ограничивалось знакомством с некоторыми нравственными нормами (правилами вежливости, этикета), а методы нравственного воспитания основывались на внешнем воздействии на ребенка (метод убеждения, внушения, этические беседы), то сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм (B.C. Библер, В.А. Блюмкин, Е.В. Бондаревская, P.P. Калинина, A.M. Счастная, Н.И. Цуканова и другие). Следовательно, требуются другие методы, позволяющие принять нравственные нормы эмоцио-нально-личностно, внутренне-осознано. Меняются и критерии нравственности детей. В советской педагогике таковыми являлись идеологические и моральные знания и привычки культурного поведения. Сегодня мы понимаем, 4 что наличие знаний не обеспечивает реального соблюдения ребенком нравственных норм. Актуальность приобретают исследования, направленные на изучение специфики диалога «ребенок - искусство» (Б.А. Бегак, ГГ. Григорьева, Е.С. Казакова, Т.С. Комарова, И.Д. Мельникова, Т.И. Сафронова, Н.Э. Фаас, P.M. Чумичева и другие), поскольку в условиях идеологического вакуума именно через него происходит перевод концентрированного духовно-нравственного опыта поколений в эмоционально-поведенческий опыт каждого ребенка. Следует отметить, что сегодня в большинстве детских садов существует формальный подход к введению ребенка в мир искусства: используются занятия, где происходит усвоение основ художественной грамоты. Воспитательные возможности и нравственно-эстетические ценности искусства в практике дошкольных учреждений не принимаются во внимание в полной мере. Необходимость научного рассмотрения проблемы нравственного воспитания старшего дошкольника определяется и рядом противоречий: - между потребностью общества в гуманистически направленной личности, ориентированной на соблюдение нравственных норм, и безнравственными проявлениями в поведении части современных дошкольников; - между пониманием важности старшего дошкольного возраста как сензи-тивного периода нравственного становления детей и отсутствием психолого-педагогических исследований, в достаточной степени раскрывающих специфику нравственного развития современного старшего дошкольника; - между требованием Государственного стандарта дошкольного образования к обновлению содержания воспитания (в том числе и нравственного) и отсутствием научно-обоснованных, с учетом возрастных возможностей детей, содержательных основ нравственного воспитания; - между доминирующим значением нравственного воспитания для становления личности ребенка и преобладанием в дошкольном образовании интеллектуально-информационных программ и технологий; 5 - между потребностью в разработке системы нравственного воспитания и отсутствием педагогических технологий для осуществления данной цели; - между интуитивным стремлением педагогов к интеграции видов искусства в своей каждодневной практике и неспособностью осуществлять это с максимальным воспитательным эффектом; - между потребностью в переосмыслении форм приобщения детей к искусству и традиционной практикой организации данной работы в дошкольных учреждениях. Вышеназванные противоречия можно интегрировать в основное противоречие: между требованиями к нравственной воспитанности старшего дошкольника и недостаточным уровнем теоретического осмысления и практической реализацией реального процесса нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Проблема нашего исследования формулируется следующим образом: каковы теоретические основы и условия включения средств артпедагогики в процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Решение данной проблемы стало целью исследования. Объектом исследования является процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Предметом исследования является воспитывающее воздействие артпедагогики на нравственное развитие старшего дошкольника. Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что успешность процесса нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами артпедагогики зависит от: - степени гуманистически-эстетической ориентации задач этого процесса; - включения содержания артпедагогики в процесс нравственного воспитания; - расширения арсенала методов и приемов нравственного воспитания технологическими элементами артпедагогики; - создания и организации артпедагогической среды дошкольного образовательного учреждения, наполненной нравственными ценностями, стимули- 6 рующей формирование у ребенка гуманных способов и форм поведения в социуме. Задачи исследования: 1) разработать теоретические основы реализации возможностей артпедаго-гики в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста; 2) обосновать и отобрать содержание программы артпедагогического воздействия на ребенка старшего дошкольного возраста в процессе его нравственного воспитания; 3) охарактеризовать педагогические условия эффективного использования артпедагогики в процессе нравственного воспитания детей 5-7 лет; 4) экспериментально апробировать артпедагогическую технологию и программу, способствующую нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста. Методологическую основу исследования составили следующие подходы: - аксиологический, в рамках которого человек рассматривается в совокупности ценностей общества и самоцелей общественного развития; - личностно-деятельностный, требующий перевода ребенка в позицию субъекта познания, деятельности и общения; - культурологический, рассматривающий традиционную культуру народа как неотъемлемую часть общечеловеческой культуры, что дает возможность творчески овладеть духовно-ценностным опытом предшествующих поколений; - системный подход, ориентированный на целостное изучение и формирование личности; - сферный подход, предлагающий рассматривать педагогический процесс (образование) в определенной социокультурной среде (пространстве) образовательного учреждения и социума в целом. 7 Теоретической основой исследования стали: теоретические положения о личности как высшей ценности развития общества; идея уникальности и самоценности дошкольного возраста; положение о потенциальных возможностях ребенка - дошкольника; принцип детерминизма, единства человеческого сознания и деятельности в понимании общей педагогики, развиваемый в трудах А.В. Запорожца, С.Н. Подласного, В.А. Сухомлинского и др.; идеи и концепции, раскрывающие сущность нравственного развития старшего дошкольника (Л.И. Божович, Р.С. Буре, A.M. Виноградова, Т.П. Гаврилова, Г.Н. Година, В.А. Горбачева, СА. Козлова, Т.С. Комарова, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, ТА. Куликова, А.И. Липкина, B.C. Мухина, В.Г. Нечаева, СВ. Петерина, Е.В. Субботский, Е.О. Счастная, Т.Н. Титаренко, В.Г Цуканова, О.А. Шаграева, Е.К. Ягловская, С.Г. Якобсон и др.); научные взгляды, отражающие специфику искусства как нравственной ценности и его гуманистическую направленность (Ю.Б. Борев, Г.А. Брандт, В.Р. Букин, А. Буров, Д.И. Говорун, А. Гулыга, И.А. Джидарьян, Л.Д. Завьялов, Э. Ильенков, М.С. Каган, АЛ. Казин, А.А. Карягин, Г.М. Кондакова, Т.М. Кононенко, Л.И. Кунчева, А. Лилов, А.Ф. Лосев, С.Х. Рапоппорт, В.Ф. Рябов, Т.Б. Сид-нева, Л.Н. Столович, B.C. Федорук, АИ. Фортова, Ю.У. Фохт-Бабушкин и др.); взаимосвязь и взаимовлияние искусства и нравственного воспитания личности (B.C. Библер, В.В. Ванслов, Н.А. Ветлугина, A.M. Виноградова, К.В. Гавриловец, В.Н. Давидович, Е.С. Евдокимова, Н.М. Зубарева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, М.М. Конина, Л.В. Крайнова, И.Д. Мельникова, B.C. Мухина, Б.М. Неменский, В.Н. Полунина, Т.И. Софронова, Н.Э. Фаас, P.M. Чумичева и другие). Научная новизна исследования состоит в том, что раскрыта сущность артпедагогики как одной из педагогических технологий, разработанной на стыке педагогики, искусства, арт-терапии и оказывающей комплексное воспитательное воздействие на формирование когнитивно-познавательного, эмоционального и практически-деятельностного компонентов нравственного развития дошкольника посредством интегрированного влияния последова- 8 тельно организованных видов и форм художественной деятельности детей (художественное восприятие, индивидуальное и совместное художественное творчество, коллективная работа с созданными художественными образами, артпедагогические игры). Научно обоснован механизм и методы воздействия на личность дошкольника средствами артпедагогики. Среди них основными являются методы первичного формирования нравственного сознания реципиентов (метод художественного объяснения и анализа произведения, метод сопоставительного анализа, метод тематического отбора художественных произведений реципиентами; метод контрадикторных убеждений; метод решения нравственных задач на основе анализа проблемных художественных ситуаций, метод художественного воплощения нравственной идеи); методы и приемы формирования нравственных чувств и отношений (метод создания ситуаций эмоциональной децентрации, метод развития эмоционально-чувственного сопереживания художественным образам; метод создания ситуаций совместных переживаний; метод взаимообогащения нравственными чувствами окружающих); методы и приемы формирования опыта нравственного поведения детей в области художественно-практической деятельности (метод педагогического моделирования игр - драматизации с наглядным показом дошкольниками альтернативных форм поведения, метод проблемно-нравственных ситуаций, побуждающий детей к реальной нравственной активности, метод стимулирования гуманистически-ориентированных моделей поведения детей). Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработана модель включения артпедагогики в процесс нравственного воспитания детей в дошкольном учреждении, в которой отражены каждый из пяти этапов этого процесса (художественное восприятие, индивидуальное и совместное художественное творчество, коллективная работа с созданными художественными образами, артпедагогические игры) и пробуждаемые ими формы нравственной активности старших дошкольников (нравственно-познавательная, эмоционально-оценочная, художественно-коммуникативная, по- 9 веденческая, преобразующе-созидательная). Определена специфика влияния артпедагогики на формирование нравственности старшего дошкольника, состоящая в разработке специальных художественно-нравственных ситуаций, способствующих последовательному развертыванию и функционированию гуманных проявлений у детей - от осмысления нравственной ценности художественного материала через конструирование нравственной сущности художественных образов и обмен нравственными ценностями к их реализации в собственном поведении и упражнении в творческом применении правил. Охарактеризованы особенности нравственного развития старшего дошкольника под влиянием средств артпедагогики, заключающиеся в увеличении плавности, планомерности и интенсивности становления всех сфер нравственности личности дошкольника; в изменении направления векторов данного процесса, когда сначала формируется потребность в нравственном познании, отзывчивость, после чего высокие темпы развития набирают взаимопомощь, реальные формы автономного гуманного поведения. Практическая значимость исследования заключается в определении и экспериментальном обосновании трех групп показателей нравственного развития детей 5-7 лет (развитие познавательно-когнитивного, эмоционального и практически-деятельностного компонентов нравственности ребенка); в разработке и апробации программы нравственного воспитания детей, включающей в себя систему артпедагогической диагностики, экспериментальную артпедагогическую технологию и ее поэтапное методическое обеспечение. Определены и экспериментально обоснованы условия реализации средств артпедагогики в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, центральным из которых является создание артпедагогической среды нравственного содержания в дошкольном образовательном учреждении, проект которой разработан и апробирован в ходе экспериментального исследования. Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечены методологической обоснованностью исходных позиций автора; 10 использованием комплекса научных методов исследования, адекватных задачам и сущности изучаемого явления, репрезентативностью объема и характера выборок, сочетанием качественного и количественного анализа, позитивными и воспроизводимыми результатами экспериментальной работы. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через опубликованные автором работы; в ходе выступлений с докладами, лекциями, сообщениями на заседаниях кафедр педагогики, изобразительного искусства Ставропольского государственного педагогического института, на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры педагогики и психологии высшей школы Северо-Кавказского государственного технического университета, на ежегодных научно-практических конференциях, на педагогических советах дошкольных образовательных учреждений, которые являлись экспериментальными площадками исследования; нашли отражение в выпускных квалификационных и дипломных работах студентов факультета искусств Ставропольского государственного педагогического института, а также использовались в содержании учебных дисциплин курсов «Анализ и интерпретация художественных произведений», «Теория и методика обучения изобразительному искусству/ Методика преподавания изобразительного искусства» по специальностям 0311 «Изобразительное искусство и черчение»/ 030800 «Изобразительное искусство»; «Основы арт-терапии», «Психокор-рекционная работа с детьми» по специальностям 0318 "Специальное дошкольное образование"/ 032000 "Специальная дошкольная педагогика и психология". На защиту выносятся следующие положения: 1. Сущность артпедагогики как одной из педагогических технологий, разработанной на стыке педагогики, искусства, арт-терапии и оказывающей комплексное воспитательное воздействие на формирование когнитивно-познавательного, эмоционального и практически-деятельностного компонентов нравственного развития дошкольника посредством интегрированного влияния последовательно организованных видов и форм художественной 11 деятельности детей (художественное восприятие, индивидуальное и совместное художественное творчество, коллективная работа с созданными художественными образами, артпедагогические игры), проявляющихся в многообразных формах их нравственной активности (нравственно-познавательной, эмоционально-оценочной, художественно-коммуникативной, поведенческой, преобразующе-созидательной). Механизмом осуществляющегося в результате данного воздействия нравственного развития старшего дошкольника является визуально-образная реконструкция (осмысление, поиск новых форм, обогащение) опосредованного нравственного опыта, сконцентрированного в искусстве, в содержание индивидуально-личностного опыта чувств, поведения ребенка. 2. Условия осуществления артпедагогического воздействия на личность старшего дошкольника в процессе нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении представляют собой направленную совокупность всех и каждого структурного компонента основных видов художественной деятельности дошкольника на нравственный результат: обогащение содержания видов художественной деятельности ситуациями нравственного выбора; моделирование различных вариантов форм творческих объединений дошкольников, направленных на установление гуманных отношений детей друг с другом; организация процесса работы с художественными образами интерпретационно-художественного коммуникативного характера, рассчитанного на взаимообмен нравственными ценностями; придание результатам (продуктам) творчества дошкольника социальной значимости, общественной полезности; организация позитивного полисубъектного художественного взаимодействия в системе «педагог - ребенок». 3. Артпедагогическая среда, стимулирующая проявление разных видов нравственной активности старшего дошкольника, включает в себя художественно-познавательные источники нравственной информации, дидактические материалы для проведения совместных артпедагогических игр по нравственной тематике; оборудование, стимулирующее детей к коллективной творче- 12 ской деятельности; наглядные стимулы - знаки, выступающие в качестве визуальных способов регуляции их поведения. В процессе решения задач и проверки достоверности гипотезы был использован комплекс методов: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования; рисуночное тестирование, метод анализа продуктов детской деятельности, беседы, наблюдение, формирующий эксперимент, проектирование образовательного пространства дошкольного учреждения; количественный и качественный анализ полученных данных. Этапы исследования: 1 этап - констатирующе-поисковый (1998 - 2000): включал изучение философской, психолого-педагогической, научно-методической, искусствоведческой литературы по теме исследования. Разрабатывались рабочая гипотеза, цель, задачи, методика исследования, осваивались экспериментальные методы исследования. Проводилась оценка и анализ современного состояния проблемы, степени ее разработанности. 2 этап - диагностический (2000): заключался в осуществлении экспериментальной работы по выявлению особенностей нравственного развития дошкольников средствами артпедагогики (констатирующий эксперимент). 3 этап - опытно-экспериментальный (2000 - 2002): проведение опытно-экспериментальной работы, направленной на проверку гипотезы исследования. 4 этап - обобщающий (2003): анализ и уточнение данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, обобщение результатов исследования, формулирование заключительных выводов и рекомендаций; оформление диссертационной работы в целом. Базой опытно-экспериментальной работы явились дошкольные образовательные учреждения № 43, 47, 58 г. Ставрополя. В общем эксперименте было охвачено 120 детей старшего дошкольного возраста. 13 Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержащего 214 наименований, и приложения. Объем диссертации 200 страниц. 14 Глава 1. Теоретические основы включения а рт педагогики в процесс нравственного воспитания старших дошкольников. 1. L Психолого-педагоги чес коя характеристика нравственного воспитания и развития старшего дошкольника. Объектом нашего исследования обозначен процесс нравственного воспитания старшего дошкольника. В связи с этим возникла необходимость определить сущность данного явления, рассмотреть различные подходы к трактовке его структуры и содержания, выявить особенности нравственных проявлений детей старшего дошкольного возраста. Для теории нравственного воспитания фундаментальное значение имеет раскрытие содержания понятий «нравственность» и «мораль». Этимологически эти слова совпадают с греческим термином «этика», впервые употреблённым Аристотелем для обозначения совокупности добродетелей, относящихся к характеру человека. В современной философии преобладает отождествление данных понятий (А.А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий, И.С. Кон, А.И. Титаренко и др.). Однако существует другая точка зрения (АС. Арсеньев, B.C. Библер, Ж. Пиаже), сторонниками которой являемся мы. Согласно ей, мораль представляет собой регуляцию поведения посредством строго фиксированных норм, внешнего психологического принуждения и контроля. Она приспособлена к данной исторической эпохе, предписывается индивиду в готовом виде и требует подчинения своим нормам, даже если он не понимает их смысла и целесообразности. Нравственность же формируется вместе с личностью. Она неотделима от содержания «я» индивида и рассматривается как степень ин-териоризации им нравственных ценностей. Это сфера нравственной свободы человека, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с его мотивацией. С учетом вышесказанного мы попытались сформулировать следующие определения интересующих нас понятий, имеющих первостепенное значение для дальнейшего исследования: мораль - способ внешней регуляции поведения человека с помощью установленных в обществе норм; 15 нравственность - такой уровень развития личности, при котором усвоенные нравственные ценности общества становятся императивом ее жизнедеятельности. Сущность данных терминов дает основание для дифференцирования понятий «нравственное воспитание» и «моральное воспитание». На наш взгляд, моральное воспитание представляет собой процесс односторонней регуляции поведения ребенка взрослыми на основе норм и правил того общества, к которому они принадлежат. Содержание понятия «нравственное воспитание» несколько шире. Оно включает в себя не только знание индивидом определенного набора норм, но и превращение их в личностные ценности, позволяющие осуществлять саморегуляцию поведения, результатом которой становится общественно значимый моральный выбор, основанный на единстве внешнего поступка и внутренней рефлексии. Поскольку термин «нравственное воспитание» полнее и многограннее отражает суть рассматриваемых в данной работе проблем, то именно он будет использован нами далее. Следует отметить, что в отечественной педагогике существует несколько подходов к его пониманию. Из них нам хотелось бы выделить те, в которых нравственное воспитание рассматривается как: 1) целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества (СП. Баранов, Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова); 2) процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек нравственного поведения (Д.И. Водзинский, А.В. Запорожец, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева); 3) развитие и формирование нравственных качеств личности (М.В. Вениаминов, Е.В. Бондаревская, С.А. Козлова, Т.А. Куликова). На основе представленных интерпретаций термина «нравственное воспитание» мы определили свой подход к данному понятию, интегрирующий все вышеозначенные определения. Так, под термином «нравственное воспитание» нами подразумевается целенаправленно организованный процесс интериоризации личностью общечеловеческих ценностей общества, результатом чего является формирование ее положительной нравственной активности. Вышеозна- 16 ченной интерпретации понятия «нравственное воспитание» мы и будем придерживаться в дальнейшем нашем исследовании. Результатом и показателем успешности процесса нравственного воспитания личности является ее нравственное развитие. В нашем понимании оно представляет собой процесс качественных интеграционных изменений познавательно-когнитивной, эмоциональной и практически-деятельностной сфер личности ребенка. Необходимо отметить, что важнейшим первоначальным этапом становления нравственности как характеристики личности человека учёные считают дошкольный возраст. Доказательством этому является достаточно большое количество работ, посвященных нравственному развитию детей (Р.С. Буре, A.M. Виноградова, Г.Н. Година, В.А. Горбачева, Т.С. Комарова, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, А.И. Липкина, СВ. Петерина, Т.О. Понома-ренко, СЕ. Рыжикова, Г.Г. Сергеичева, Е.В. Субботский, Е.О. Счастная, Т.Н. Титаренко, Т.М. Утробина, В.Г Цуканова, О.А. Шаграева, Э.В. Штим-мер, Е.К. Ягловская и др.), которые мы попытались классифицировать в зависимости от объекта их изучения. Нами обозначены следующие группы исследований, направленных на изучение: 1) специфики овладения детьми разными сторонами общественного морального сознания; 2) особенностей проявления нравственно ценного и морально одобряемого отношения к другим людям; 3) нравственного поведения дошкольников. Обозначение данных направлений позволило нам выработать определённую последовательность, логику изложения тех качественных изменений, которые происходят в нравственной сфере старшего дошкольника. Одним из основных направлений исследования нравственного развития детей 5-7 лет является изучение специфики формирования их индивидуального нравственного сознания (познавательно-когнитивная сфера), представляющего собой совокупность: 1) представлений и понятий о нормах и правилах поведения, нравственных качествах, принципах; 2) системы оценочных суждений ребёнка. 17 В дошкольном возрасте развитие нравственного сознания выражается, прежде всего, в осознании детьми моральных норм и правил, изучением специфики усвоения которых в старшем дошкольном возрасте занимались такие ученые, как Л.М. Виноградова, В.А. Горбачева, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, Ф.С. Левин-Щирина, В.Г. Нечаева, B.C. Мухина, Е.В. Субботский и другие. Все они пришли практически к одному выводу: детям 5-7 лет становится доступным усвоение нравственных норм вследствие перехода «к обобщённому восприятию конкретных правил» [18, 42]. Старшие дошкольники начинают понимать нравственную ценность норм и правил поведения для них самих и окружающих, у детей формируются чёткие представления о содержании каждой этической категории, эмоционально-положительное отношение к общечеловеческим нормам, желание действовать согласно им, происходит осознание общеобязательности нравственных норм, выполнение которых теряет ситуативный характер. Кроме того, по мнению Ж. Пиаже, к старшему дошкольному возрасту отношение к правилам становится более гибким, они выступают в сознании ребёнка как относительные и изменяемые в зависимости от обстоятельств. Вследствие этого дошкольники становятся способными к правилотворчеству, то есть самостоятельной выработке правил на основе взаимного согласия. Имеются также попытки обозначить объём и содержание норм и правил нравственности, доступных пониманию старшего дошкольника (PC. Буре, Л.М. Виноградова, Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, СВ. Пете-рина и др.). Анализ данных работ показал, что дети в возрасте 5-7 лет усваивают правила, условно объединённые в несколько групп: культурно-гигиенические правила, правила поведения на занятиях, правила, связанные с отношением к своим обязанностям, вещам, правила взаимоотношений с взрослыми и детьми, правила поведения в общественных местах. При этом B.C. Мухина, Г.М. Лямина отмечают определённую последовательность их усвоения: от осознания бытовых правил в младшем дошкольном возрасте к правилам взаимоотношений, которые усваиваются в 5-7 лет, поскольку тре-