Описание целей и задачи исследования
Экспериментальная работа проводилась автором в течение 2014 года с учащимися школы - интерната 8 вида №1 г. Данкова ГБ(О)(СК)ОУС(К)О
В эксперименте приняло участие 19 подростков, обучающихся в 6-ом классе, часть из которых посещает ДТО (детское творческое объединение) при школе. (изостудию и театральную студию)
Целью экспериментальной работы является апробация педагогических условий и модели эффективной организации нравственного воспитания подростков средствами искусства в детских творческих объединениях.
В эксперименте выделены три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Цели констатирующего эксперимента:
- выявить исходные уровни нравственной воспитанности подростков- участников детских творческих объединений а также подростков, не посещающих ДТО по диагностическим методикам;
- отразить результаты в гистограммах.
Цели формирующего эксперимента:
- организация целенаправленного наблюдения за подростками в ходе приобщения их к нравственно-эстетическим ценностям на занятиях изобразительным и театральным творчеством;
- апробация выявленных педагогических условий и разработанной модели нравственного воспитания подростков средствами искусства в ДТО;
- выявление динамики изменений на начальном, промежуточном и заключительном этапах эксперимента.
Цели контрольного эксперимента:
- проверить и экспериментально обосновать эффективность выявленных педагогических условий и модели эффективной организации нравственного воспитания подростков в коллективах художественно-эстетической направленности;
- дать общую оценку результативности экспериментальной работы, обобщив результаты эксперимента в гистограммах.
В основе констатирующего эксперимента лежал диагностический этап, в котором использовался комплекс методик на определение уровней нравственной воспитанности подростков.
К основным компонентам нравственной воспитанности мы отнесли уровень сформированности:
1) морального сознания (моральных знаний);
2) нравственных ценностей и ценностных ориентаций;
3) нравственных чувств;
4) нравственных качеств;
5) нравственных отношений;
6) моральной мотивации поведения.
На основе компонентов нравственной воспитанности мы выделили критерии нравственной воспитанности подростков: когнитивный, эмоциональный, ценностно-мотивационный, поведенческий, также описанные в рамках модели.
Диагностику основных компонентов нравственной воспитанности подростков мы осуществляли с помощью таких методов, как:
- педагогическое наблюдение;
- анкетный опрос;
- беседы нравственно-этической направленности;
- сочинения на этические темы;
- тестирование;
- создание педагогических ситуаций нравственного содержания.
И в контрольных, и в экспериментальных группах мы отмечали эгоистические поступки, стремление «отличиться» за счет других. Учитывался характер отношения к девочкам (мальчикам), проявления нечестности, наглости, заносчивости или наоборот, скромности, доброжелательности. На основе полученных данных мы пришли к выводу, что наиболее высоким уровень нравственной воспитанности оказался у участников изо-студии. Для нравственных отношений испытуемых этой группы характерна степень соответствия норме и устойчивость. Оценочные суждения достаточно критичны. В целом, поведение подростков изо-студии характеризовалось достаточно утвердившимися нравственными ценностями, потребностями и мотивами, которые нередко проявлялись в способности к самостоятельному, нравственно должному поведению в обычных условиях. С другой стороны, ситуации, осложненные какими-либо особо сильными внутренними или внешними препятствиями и требующие от подростков определенных усилий, вызывали у учащихся некоторые противоречия.
Поведение подростков-школьников, не посещающих ДТО, отличалось недостаточной осознанностью и неустойчивостью и находилось в большой зависимости от конкретной ситуации. Нравственные отношения проявлялись лишь в обстоятельствах сильно действующего внешнего побуждения.
Примерно на таком же уровне нравственной воспитанности находились подростки-участники театра-студии. Характер отношения к девочкам (мальчикам) довольно часто проявлялся в нечестности, наглости, заносчивости, стремлению к доминированию. Нравственно мотивированные поступки носили разовый характер.
Способом получения сведений об уровне сформированности следующего компонента нравственной воспитанности - нравственного сознания (моральных знаний) подростков явился анкетный опрос, беседы и сочинения на морально-этические темы, С помощью данных методик выявлялись нравственные ценности подростков, знание основных нравственных категорий и качеств.